В честь 300-летия Полтавской битвы, которое отмечается 27 июня, полтавчанин Николай Камуз со своим сыном запланировали совершить велопробег, во время которого проедут тысячу двести километров
62-летний преподаватель Полтавского техникума транспортного строительства Николай Камуз, наверное, никогда не пользовался городским транспортом. Переполненным троллейбусам и автобусам он предпочитает велосипед. С самого детства не расстается с ним. Сначала ездил за несколько километров в соседнее село в школу, потом со своими детьми и учениками обследовал ближайшие окрестности, не расставаясь при этом с велосипедом. А в последние годы его больше манят дальние дороги. Если сложить километры, которые преодолел велотурист, получится, что он дважды обогнул земной шар по экватору.
Прошлым летом Камузы совершили велопробег дорогами, которыми в 1708-1709 годах двигались войска шведского короля Карла ХII к Полтаве. За три недели отец с сыном проехали две тысячи километров.
- Это был первый этап пробега, посвященный 300-летию Полтавской битвы, которое будет отмечаться 27 июня этого года, — говорит Николай Камуз. — Стартовали мы тогда в белорусском городе Гродно. Во-первых, это практически половина пути, по которому двигалась шведская армия. Во-вторых, Гродно вошел в историю Северной войны как город, взятие которого стало очередной победой Карла ХII. Кстати, гродненцы не любят вспоминать о том периоде. Даже от музейных работников доводилось слышать: «Нам бацька (президент Белоруссии Александр Лукашенко. — Авт. ) велел изучать события Великой Отечественной войны. А Северная была очень давно, кто знает, где там правда »
Прежде чем отправиться в серьезную поездку, велотуристы из Полтавы досконально изучили военные карты тех времен, раритетные исторические издания. Поэтому вопрос о том, почему шведы шли войной на Москву, а были разбиты под Полтавой, их врасплох не застал.
- В начале XVII века шведская армия была самой сильной в Европе, — объясняет Николай Дмитриевич. — Но король боялся растущей мощи российского войска, особенно флота, созданного Петром I. Поэтому избрал тактику нападения. Перед агрессором легко пали Саксония, Польша, а вот на Белоруссии он споткнулся. Здешнее население начало партизанскую войну. На пути продвижения шведских войск горела земля — белорусы выжигали деревни, поля, чтобы захватчикам ничего не досталось. Более того, под деревней Лесной Могилевской области Петр I разбил обоз, который вез за войсками продукты и боеприпасы, а также полторы тысячи человек — членов офицерских семей. Поняв, что к Смоленску ему не пробиться, Карл ХII свернул на Черниговщину, чтобы перезимовать и встретиться с гетманом Левобережной Украины Иваном Мазепой, обещавшим помочь шведскому королю с людьми. Но вместо обещанных тридцати тысяч голов привел с собой всего три В общем, некогда самая сильная армия оказалась гораздо слабее войск Петра I.
После празднования юбилея Камузы отправятся во второй этап велопробега дорогами шведской армии. Они стартуют в селе Дегтяревка под Новгород-Северским Черниговской области — именно здесь в 1709 году встретились Иван Мазепа и Карл ХII. Оттуда возьмут путь через Батурин на Полтаву. Два дня будут праздновать юбилей в Полтаве, а дальше отправятся путем отступления пораженной армии аж до Очакова Николаевской области (там шведского короля принимал турецкий паша) и до Бендер в Молдове, где его войску турки выделили место возле крепости. Здесь шведы провели целых четыре года, тут же в сентябре 1709 года умер Иван Мазепа, прах которого впоследствии затерялся где-то в Румынии.
Домой велотуристы вернутся только через месяц. Камузы очень довольны, что у них нашелся спонсор — ассоциация «Громадянське суспўльство» при облгосадминистрации (руководитель Владимир Степанюк) и теперь их будет сопровождать врач. Вместе с ними в путешествие отправятся еще несколько туристов из других регионов Украины, а на отдельных этапах присоединятся и другие люди.
Толчком к дальним поездкам на велосипеде для Николая Камуза стала публикация в «ФАКТАХ» о тележурналисте из Мариуполя Николае Рябченко, в которой рассказывалось, как ему без документов и денег удалось объехать на велосипеде семнадцать стран мира. Узнав в редакции адрес, Николай Камуз отправился к Рябченко в гости. С тех пор полтавчанин тоже путешествует, успешно преодолевая границы. Иногда это удается довольно легко, а бывает, доходит до курьезов. Николай Дмитриевич с улыбкой вспоминает, как однажды поставил в затруднительное положение молдавских пограничников.
- Встретил меня молодой парень, — рассказывает Николай Камуз. — Я протянул ему папку, где был детальный план пробега и пресс-релиз моей культурной и спортивной деятельности. Таможенник повертел документы в руках: «Все это интересно, но не в моей компетенции решать, пропускать вас или нет. Пошли к старшему». Он тоже оказался некомпетентным, и мы втроем отправились к начальнику караула. Взял он документы, долго думал, а потом обратился к своим подчиненным: «Ну что, пусть едет?» «Пусть едет!» — в один голос ответили пограничники, лишь бы побыстрее избавиться от меня.
А второй раз, подъехав к будке пограничника на молдавской границе, Николай Камуз никого в ней не обнаружил. Постоял, подождал и двинулся дальше. Проехав метров сто, услышал: «Ты куда едешь?» — «В Молдавию». — «А документы у тебя есть?» — «Есть!» — «Ну тогда езжай »
Куда суровее украинские таможенники. В 2003 году Николай Камуз совершал велопробег по местам жизни и деятельности писателя-гуманиста Владимира Короленко. Тогда впервые в длительное путешествие взял с собой десятилетнего сына Колю. Отец особо не нагружал ребенка, лишь государственный флаг прикрепил к его велосипеду.
«А кто такой Короленко»? — спросили Камуза-старшего на нашей западной границе. «Великий русский писатель». — «А, так вы москали! Никуда вас не пустим». К счастью, один из них сказал: «Давай пропустим. Белорусы все равно их назад вернут». Но на белорусской границе служили люди интеллигентные. Выслушав велотуристов, начали расспрашивать их о жизни и приключениях, даже не попросив предъявить документы. «Вы сами документ!» — пожали на прощание руку Николаю Дмитриевичу.
- Путешествуем мы летом, во время моего отпуска, — продолжает разговор Николай Дмитриевич. — В это время асфальт плавится на солнце, и очень часто попадаем в асфальтовые гребни. Если сзади едет иномарка, ее водитель сбросит скорость и подождет, когда мы выберемся на ровное место. Но как только появляется «Запорожец», будет сигналить до тех пор, пока не остановишься и не уступишь дорогу.
- Возле Коропа Черниговской области я в прошлом году на полной скорости влетел в горячий битум, — делится впечатлениями от поездки шестнадцатилетний Николай. — Обычно одну полосу закрывают на ремонт, а другую оставляют свободной для движения. Но здесь дорожники разлили смолу на всю ширину трассы. Долго пришлось отдирать битум с обожженных ног — вместе с волосками. А велосипед едва отчистил.
Наконец-то отец и сын смогли купить трехместную палатку, которая не пропускает влагу и защищает от комаров. Они досаждают во время ночевки больше всего. Никакие средства не помогают. Теперь и велосипеды находятся в палатке. Раньше их на свой страх и риск приходилось оставлять под открытым небом.
- С родственниками и друзьями общаемся с помощью интернета, — говорит Николай Дмитриевич. — А раньше отправлю письмо, а оно идет так медленно, что, бывало, возвращаясь домой, получал свое послание. Да и мобильная связь не всегда выручала — телефонные батареи разряжались в самый неподходящий момент. В России иногда едешь несколько дней подряд, и ни одного населенного пункта на пути нет, негде мобильный подзарядить. Однажды супруга, обеспокоенная нашим длительным отсутствием, даже в милицию обращалась с просьбой найти меня и сына. Дважды я терял Колю на больших базарах, куда заезжали, чтобы пополнить продовольственные запасы. Встречались случайно.
Я думала, ночевать в лесопосадках страшно, но велотуристы уверяют, что это не так. Проехав за день сто километров, они после нехитрого ужина засыпают крепким сном. До восхода солнца их ничто не тревожит. Только один раз в Луганской области, возле границы с Россией, путешественники полночи не могли глаз сомкнуть — рядом с их палаткой злоумышленники срезали металлические подпорки электрических столбов и грузили на машины. Тогда действительно было страшно.
- Российские деревни поразили нас своей беспросветностью, — вспоминает Камуз-старший. — Возле домов нет ни садов, ни огородов, ни живности во дворах. Мужики уже с утра пристают ко всем подряд: «Выпить не найдется?» А на просьбы показать дорогу совершенно не реагируют. Совсем по-другому в Белоруссии. Здесь люди отзывчивые и приветливые, большие труженики. Чистота везде, трассы ровные, как в Европе.
Последнее путешествие двух Николаев имело еще одно преимущество — они ехали на новеньких спортивных велосипедах иностранной сборки. Техника очень надежная и выносливая. Николай Дмитриевич с гордостью характеризует свой «Спринт»: имеет 24 скорости, позволяющие легко ехать против ветра, на подъем, по пескам. И весит всего восемь килограммов. Это не то, что советский дорожник, который хорошо катится с горы, а наверх его нужно тянуть.
- Однажды в России, возле Владимира, мы встретились с велотуристами из Голландии, — вспоминает еще одну историю Николай Камуз. — Один из них решил поднять мой «ХВЗ» (аббревиатура Харьковского велосипедного завода. — Авт. ). Велосипед сам весит шестнадцать килограммов, да еще груза на нем около сорока килограммов. Слабоват голландец оказался — с места не сдвинул. Но еще меньше преимуществ имеет продукция Минского велосипедного завода. В первую совместную поездку я купил сыну дамский «Минск». Проблемы начались уже под Житомиром. Сначала сломался багажник, не выдержав нескольких килограммов груза. Потом стали выпадать спицы, отлетела педаль, руль сломался, а седло вообще трижды пришлось ставить на место. Коля в первое время сильно расстраивался из-за того, что невозможно быстро ехать, а я только и мечтал добраться до Минска, чтобы рассказать производителям, какой товар они выпускают. Жаль, завод в субботу не работал.
С двумя старшими детьми — Ириной и Владленом — тоже путешествовал. Приделывал на переднюю раму корзину, сажал туда детей и отправлялся. Когда подрастали, покупал им велосипеды, и ребята сами жали на педали, стараясь оторваться от отца, чтобы первыми увидеть, что там, за горизонтом.
С младшим сыном Николай Камуз уже побывал во всех областных центрах Украины (в честь 10-летия государственной независимости), объездили поля крупных сражений времен Великой Отечественной войны. Поднимались и в горы Кавказа. Знания истории и географии, почерпнутые не из школьных учебников, помогают Коле писать интереснейшие рефераты. В них — не стандартные фразы, а собственные впечатления. Его работы отмечены премиями и призами на городских и областных конкурсах.
- После каждой поездки привозим множество фотографий, оформляем стенды, — говорит Николай Дмитриевич. — Студенты с большим интересом слушают мои рассказы. И сразу лес рук в аудитории: «А можно, в следующий раз и мы с вами поедем?» Но время идет, пыл остывает, и к весне готовы путешествовать на велосипедах не больше двух-трех человек. Когда же наступает лето, мы с сыном едем вдвоем.
Написать отзыв о статье