В столице, где реформирование действующих центров предоставления услуг ГАИ (МРЭО) уже началось, появятся всего два таких учреждения. Там можно будет получить любые документы, которые выдает МВД
Вслед за Киевом, Одессой и Львовом в первых числах мая набор в новую патрульную полицию стартовал и в Харькове. До 28 мая все желающие могут лично подать свои заявления о вступлении в эту службу в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по адресу улица Раднаркомовская, 13 (телефон (057) 739−84−10) или же заполнить его на сайте МВД (mvs.gov.ua).
Пока в Харькове только отбирают будущих патрульных, на столичных улицах в начале лета уже появятся прошедшие подготовку полицейские. По словам министра внутренних дел Арсена Авакова, новая патрульная служба возьмет на себя не только функции охраны правопорядка в городе (патрульно-постовой службы), но и заменит сотрудников Госавтоинспекции.
Правда, созданием патрульной полиции реформы в МВД, в частности в ГАИ, не закончатся. Как отметил Арсен Аваков, уже к лету вместо привычных МРЭО начнет работать новая система сервисов МВД.
«Мы получим новую систему сервисов МВД, объединенную, где сможем оказывать услуги в одном месте по европейским стандартам, с минимальным давлением на общественные права человека, — говорит Арсен Аваков. — В этой системе будут оформляться все справки, связанные с автомобилями, и всевозможные документы, которые выдает милиция, в частности разрешения на ношение оружия».
По словам Авакова, таким образом удастся покончить с бюрократической волокитой и коррупцией, царящими в МРЭО. Новые центры будут предоставлять гражданам услуги по системе «единого окна». Там любой желающий сможет получить справки, водительские удостоверения, свидетельства о регистрации транспортных средств, номерные знаки, разрешения на владение оружием и многое другое.
Реформирование началось со столицы, где уже пошел процесс реорганизации действующих центров предоставления услуг ГАИ (МРЭО) — количество существующих подразделений сокращается. В частности, сейчас расформировываются сразу четыре МРЭО. В итоге работать останутся тоже четыре центра. Это центр № 3 (улица Большая Окружная, 22а), который возьмет на себя и функции расформированного центра № 5; центр № 11 (улица Усенко, 8), который будет выполнять и функции центра № 7; центр № 1 (улица Туполева, 19) возьмет функции и центра № 8; центр № 9 (переулок Балтийский, 20) будет также обслуживать клиентов центра № 13. В связи с реорганизацией столичная Госавтоинспекция просит всех автомобилистов учесть произошедшие изменения и по всем вопросам, связанным с использованием транспорта, обращаться в четко определенные МРЭО-правопреемницы.
Но это только начало изменений, запланированных в ходе реформирования ГАИ и кардинального изменения работы и структурной оптимизации центров предоставления услуг ГАИ (МРЭО). Так, по словам первого заместителя министра внутренних дел Эки Згуладзе, в Киеве останется только два центра предоставления услуг ГАИ. А всего по стране к сентябрю планируется из 228 ныне существующих МРЭО оставить всего 64. Кроме них, говорит Эка Згуладзе, будут введены 15 мобильных (передвижных) центров. Услуги, которые сейчас предоставляют МРЭО, — административные, поэтому ими должна заниматься гражданская часть Министерства внутренних дел, а не сама полиция.
«Всем известно, насколько эта система непрозрачна и непонятна, — считает замминистра. — Наша первоочередная задача — упростить ее, сделать платежи понятными, а также добавить сервисы, которые сейчас предоставляются на черном рынке в обход бюджета. Если есть спрос, значит, нужно официально предоставлять эти услуги. По нашим подсчетам, такие реформы позволят привлечь в бюджет миллиард гривен».
Сможет ли столь небольшое количество центров предоставления услуг справиться с потребностями отечественных автомобилистов и граждан, желающих получить документы от МВД? На первый взгляд, вряд ли, ведь зачастую и в ныне действующих МРЭО собираются очереди. Для того чтобы наладить четкую бесперебойную работу, потребуются сверхусилия. Сотрудники МРЭО, многие из которых уже разаттестованы, довольно скептически относятся к новшествам. Так, работник одного из киевских МРЭО Александр сомневается, что удастся без потерь свести воедино две крупные службы министерства — системы предоставления услуг ГАИ и разрешительную. Для этого как минимум нужно создать единую электронную базу данных и внедрить электронную очередь с предварительной записью, чтобы избежать огромных очередей, которые неизбежны на начальном этапе работы центров. Впрочем, как «ФАКТЫ» заверили в МВД, такая единая база данных уже создается.
Скорее всего, руководство Министерства внутренних дел пытается привести работу украинских МРЭО к стандартам, уже не первый год успешно действующим в Грузии. Там удалось не только изжить коррупцию в этом сегменте предоставления госуслуг, но и значительно их упростить. В одном офисе, например, можно получить водительское удостоверение, зарегистрировать автомобиль, выбрать понравившиеся номерные знаки, которые тут же и изготовят (в Украине подобный центр пытались создать несколько лет назад, но строительство здания в столице так и не завершилось). Для того чтобы такие центры заработали в нашей стране, их необходимо, кроме подключения к единой базе данных, обеспечить собственным производством номерных знаков (сейчас водители могут выбрать один из пяти номеров, имеющихся в наличии, или заказать за дополнительную плату эксклюзивные номера, а также купить «кратные», к примеру, «7777»).
Помимо Украины и Грузии, разнообразные административные услуги предоставляют и в других странах. К примеру, в Словакии регистрация авто проводится в районной транспортной инспекции при полиции по месту постоянного жительства владельца автомобиля. При этом срок постановки на учет составляет 15 дней. Сама же процедура длится всего 30—40 минут. Это стало возможным благодаря электронной очереди: берете талончик в автомате и ждете появления своего номера на табло. После чего отправляетесь к указанному окошку, где и проводится регистрация. Что интересно, если сумма регистрации меньше 300 евро, то ее можно оплатить на месте наличными, остальное — только в безналичной форме.
Подобная система существует и в Германии. Там все авто оформляются по месту жительства водителей в специальном ведомстве регистрации транспорта (Zulassungsstelle или KFZ-Zulassungssbehorde). При этом человек может заблаговременно по телефону или через Интернет выбрать время визита, что позволяет избежать ожидания в очереди. Можно прийти и без предварительной договоренности, тогда придется воспользоваться электронной очередью. При этом, в отличие от Украины, в Германии будущий владелец автомобиля обязательно должен иметь при себе справку о прохождении техосмотра машины (TUV) с указанными данными замеров выхлопных газов (AU — Abgasuntersuchung), без этого авто не будет зарегистрировано. Что же касается номерных знаков, то там, как и у нас, также предлагается выбор из пяти комплектов, имеющихся в наличии. При желании и за дополнительную плату можно заказать индивидуальные номерные знаки.
Если же машина куплена в автосалоне, то с ее регистрацией дело обстоит довольно просто. Необходимо просто написать доверенность на оформление документов на продавца и предоставить свои банковские данные налоговой службе для уплаты налога на владение транспортным средством. Представитель салона сам зарегистрирует автомобиль и получит номера. Обычно этот сервис включается в цену покупки.