Культура та мистецтво

Константин Казанчев: "Кособукин был трудоголиком. Рисовал даже по ночам"

6:30 — 15 травня 2015 eye 1140

Одному из самых титулованных украинских карикатуристов Юрию Кособукину исполнилось бы 65 лет

Творчество Юрия Кособукина отмечено более чем 500 международными наградами, среди которых около 90 Гран-при и орден Николая Чудотворца «За преумножение добра на Земле». Персональные выставки карикатуриста проходили в Германии, Италии, Турции, Польше, России и других странах мира. В Украине работы Юрия Артемовича можно было частенько встретить в газетах и журналах.

Увы, судьба отмерила мастеру карикатуры всего 63 года. Он умер 15 января 2013 года. О том, каким он был человеком, «ФАКТАМ» рассказали коллеги Юрия Кособукина киевские карикатуристы.

«Юра не писал карикатуры-однодневки, сиюминутные, на злобу дня»

— С Юрием мы познакомились в середине 1980-х годов, — вспоминает карикатурист Константин Казанчев. — Он со школьной скамьи хорошо рисовал, был художником в команде КВН, а потом после окончания Харьковского авиационного института получил распределение в Киев — в авиаконструкторское бюро имени Антонова. Там работал в секторе дизайна. А в свободное время рисовал карикатуры и отдавал их в газеты. И спустя время карикатура стала его основным занятием. Увы, его мастерство не оплачивалось по достоинству. Гонорары были небольшими. А многочисленные награды не всегда имели денежную составляющую. Часто давался диплом, какой-то знак или сувенирчик — да и только. Случалось и такое, что денежную премию на конкурсе обещали, а потом вдруг сообщали, мол, денег нет…

— И он не добивался их?

— А как добьешься? Юра никого ни о чем не любил просить. У него не было и звания заслуженного художника Украины. Однако клянчить ему и в голову не приходило. Пока многие графоманы бегали за званиями и добивались их не мытьем, так катаньем, Юра работал. Он был трудоголиком. Рисовал даже по ночам. Пил много кофе, одну за другой выкуривал сигареты. К слову, он занимался и книжной графикой, иллюстрировал книги — и это тоже у него хорошо получалось. Что касается карикатурного жанра, Юра не писал карикатуры-однодневки, сиюминутные, на злобу дня — политические и пропагандистские. Его интересовали вечные темы. К примеру, характер человеческий. Одним из любимых персонажей Юрия был «небритый человечек», — романтичный, интеллигентный, но потерявшийся в силу жизненных обстоятельств. Это человек, не пожелавший вписаться в современную жизнь, ходить по головам, пробиваться локтями… В его облике растерянность, но он живет с чувством собственного достоинства. Что-то в этом образе есть от Чарли Чаплина.

Одна из мною любимых Юриных карикатур, где стоит «бомжик», а на заднем плане — многочисленные маленькие окна, словно падающие снежинки. И одно из окошек «тает» в его руке.


А из окон на заднем плане, если всмотреться, выложена надпись на английском языке «Go home», то есть «Иди домой». Почему этот человечек ушел из дома? Может, поругался с женой или потерялся… В любом случае это грустная история. К слову, есть несколько вариаций этой карикатуры.

Еще одним любимым Юриным образом был снеговик. Почему? Трудно сказать. Например, я люблю рисовать водолазов и космонавтов. Они работают в особо трудных условиях — одни в безвоздушном пространстве, другие — под водой. А Юре нравились снеговики. Может, потому что образ и радостный, и печальный. Когда выпадает первый снег, все любят лепить снеговиков. Потом же снеговика все бросают, и он одиноко стоит со старым ведром на голове и морковкой вместо носа. И постепенно тает…

Всем тепло нравится, а снеговик от него умирает.

— В маленьком рисунке заложена такая глубокая философия.

— Да. А вот, к примеру, одна из самых знаменитых Юриных миниатюр — каменная глыба, которую обрабатывают два скульптора. Тот, что работает сверху, создает из нее человеческий мозг, а тот, что снизу, — «пятую точку». Идея такова: из одного и того же материала порою можно создать совсем противоположные вещи. Эта карикатура получила много призов на конкурсах.

— Чем художник увлекался, кроме работы?

— Юра коллекционировал… ошибки в произнесении его фамилии. Как только его не называли порой: Кусобакин, Кособилин… Относился к этому с юмором. Даже картинку нарисовал на эту тему. Лестничная клетка. На стене написано, а потом зачеркнуто Кособукин. А рядом выведено… Кособякин.

Когда Юры не стало, в мире прошло несколько конкурсов его памяти. Коллеги из многих стран писали о нем на своих сайтах и в блогах. И в Украине карикатуристам второй год вручается премия имени Юрия Кособукина.

«Если день рождения заставал его в поездке, Юра собирал нас в каком-то заведении и угощал»

— С Юрой я дружил много лет, — говорит архитектор, карикатурист, возглавляющий киевский клуб карикатуристов «Архигум» Виктор Кудин. — Познакомились мы в 1982 году. Тогда на телевидении были популярны молодежные передачи, куда приглашались карикатуристы. На одной из программ мы и встретились. И вскоре решили создать наш клуб. Он был образован в 1983 году. Многие думают, что название его «Архигум» имеет отношение к архитектуре, но мы имели в виду другое. Рассмешить человека раз — это уже акт гуманизма. А если не единожды — это архигуманизм.

— Помните вашу последнюю встречу с Кособукиным?

— Незадолго до Юриного ухода мы сидели у него дома на балконе, пили чай и говорили о следующей выставке. И когда я узнал, что Юры не стало, был шокирован. Он болел. Беспокоило сердце, были проблемы с сосудами на ногах, даже операцию перенес. Но это трагическое известие стало неожиданным.

— Как Кособукин отмечал дни рождения?

— Особо не праздновал. Мы, конечно, поздравляли его, однако, видимо, у Юры это был какой-то «свой» день. Но если день рождения заставал его в поездке, собирал нас в каком-то заведении и угощал — человеком Юра был невероятно щедрым. Конечно, это не единственное его хорошее качество. Не терпел вранья и двуличия. А еще Юра был человеком очень системным и логичным, что характерно далеко не для всех художников.

— Что вы ему обычно дарили?

— Лучшим подарком для него, конечно, были книги о карикатуре. Особенно такие, где напечатаны его работы, а он об этом и не знал и, разумеется, не получил гонорар. Разбираться с издателями в связи с этим Юра даже не пытался. Больше переживал из-за того, что иногда предоставленные на конкурсы или в издательства работы не возвращались.

— Скажите, что в творчестве Юрия Кособукина вам кажется самым интересным?

— Гениальная его карикатура — «Бомж и окна». Этот образ — Юрина находка. Он осмыслил его философию. И понимаете, работу не нужно понимать буквально.

— Но ведь карикатуристов зачастую, напротив, боятся и недолюбливают. Даже сильные мира сего. Читала, что Наполеон сокрушался, будто художники нанесли ему больше вреда, чем все армии Европы. Не жаловал карикатуристов, например, и де Голль. Правда, спустя время стал коллекционировать свои карикатурные изображения и даже выпустил книгу с ними.

— Карикатурист — человечек незаметный, и тем не менее… Что касается Юры, он не делал шаржей, не стремился молниеносно реагировать на повседневные события, политика для него была самой последней темой, на которую он мог говорить. Его интересовала в первую очередь философия.

— У вашего друга было хобби?

— Он хорошо играл в баскетбол, хотя был невысокого роста. Интересовался этим видом спорта практически до конца дней. Знал лучших игроков мира.

— Каков был стиль жизни карикатуриста?

— Юра жил просто и со вкусом, честно и искренне. К каким-то излишествам не стремился. Дома многое делал собственными руками. Мог и полку прикрепить, и отремонтировать то, что поломалось. В серванте у него была «выставка» его многочисленных призов, но он никогда не рассказывал, какой, где и за что получил. Юра отличался скромностью.

— Его вам не хватает?

— Конечно. В день рождения обязательно с коллегами помянем Юру.

— Запомнилось, как мы с Юрием вместе ездили на выставку в Берлин в 1991 году, — рассказывает архитектор и карикатурист Юрий Головченко. — Его работы имели большой успех. Да и сам Юра поразил всех своим обаянием. Он был человеком очень открытым и контактным. В Берлине мы жили на квартире, и Кособукин очень подружился с хозяином дома. На прощание тот подарил нам по две бутылки шнапса собственного производства.

В Германии мы много посмотрели. Конечно, побывали и в местных ресторанчиках. Причем Юра угощал всех наших сопровождающих, которым, видимо, было предписано угощать нас. Был очень щедр. А на обратном пути заехали к общему знакомому — польскому карикатуристу. Юра и там всех очаровал.

— Какие сувениры Кособукин покупал за границей родным?

— Прикольные! Детям — сыну и дочери — из Германии Юра привез по «танцующей» банке кока-колы. А себе, кажется, что-то для работы купил.

— Что бы вы сказали Юрию Кособукину, если бы он мог вас слышать?

— Просто хотелось бы с ним поздороваться…