Бизнесмен Александр Борисович из Запорожья о проблемах в финансовом секторе знает не понаслышке. Жертвой украинского «банкопада» стала его супруга: у нее были вклады в признанном теперь неплатежеспособным банке «Надра». Однако даже временные сложности банковской системы страны не заставили бизнесмена полностью разочароваться в отечественных финучреждениях. Он верит, что система сможет выстоять и развиваться далее даже после такого глубокого финансово-экономического кризиса, который мы наблюдаем на протяжении 2014—2015 годов. Но подобный вариант, по его мнению, возможен лишь при условии сокращения количества финансовых учреждений в стране и снижения ставок по депозитным вкладам. Что же думают украинцы, пострадавшие от массовых банкротств отечественных финучреждений, и благодаря чему оправляются от пережитого стресса?
Чтобы пообщаться с теми, кто стал невольным заложником сложившейся на финансовом рынке ситуации, мы приехали в одно из отделений банка-партнера Фонда гарантирования вкладов физических лиц, которое осуществляет сегодня выплаты компенсаций клиентам неплатежеспособных финучреждений. Что сразу бросилось в глаза: в отделении не было очереди, не наблюдалось там и недовольных своим, мягко говоря, незавидным положением клиентов. Работа кипела, менеджеры активно помогали людям оформить все необходимые документы, чтобы как можно скорее вернуть свои честно заработанные. При этом сумма вклада или карточного счета не имеет значения: кто-то наконец смог снять с карты банка-банкрота свою зарплату, кто-то получал проценты по депозитам. Как выяснилось, процесс возврата средств занимает всего 10—15 минут, а для каждого клиента по предварительной записи через специально выделенную горячую линию банка отведено свое время.
У супруги Александра Борисовича в уже неплатежеспособном банке «Надра» было два вклада в валюте. Недавно она получила возмещение по одному из них. После завершения срока действия второго депозита супруги получат возмещение и по нему. В том, что это не займет много времени и они спокойно вернут свои средства, у нашего собеседника сомнений нет: в Запорожье на выплату возмещения Фонда гарантирования вкладов физических лиц уполномочен Банк Кредит Днепр.
«Компенсацию по первому вкладу мы получили очень комфортно и быстро, буквально в считаные минуты», — рассказывает Александр Борисович.
Но так как сумма покрытия фондом составляет 200 тысяч гривен, жена нашего героя потеряет порядка 10 тысяч долларов США. «А ведь даже некому предъявить претензий», — возмущается бизнесмен. Он считает, что такая беспрецедентная ситуация на финансовом рынке не возникла бы, если бы в Украине было куда меньше банковских учреждений, а политика ведения бизнеса была бы такой, как в Европе: «Я много путешествую и знаю, что ни в одной стране мира с развитой экономикой нет такого количества банков, как в Украине, а ставки по вкладам там в разы ниже, чем у нас».
По мнению Александра Борисовича, доверять сейчас можно единицам: «Даже не знаю, каким банкам в Украине сегодня готов доверить свои средства. Для себя я выбрал Банк Кредит Днепр. Здесь у меня вклад, а после того, как банк, в котором обслуживался до этого, перестал осуществлять платежи, перевел сюда на обслуживание и свою компанию. То, что делает сегодня данное финучреждение, — это красивый жест хорошего банка. И мне с ним работать надежно и комфортно».
Среди других причин, по которым бизнесмен назвал именно эту финструктуру, — уверенность в действиях акционера банка и его грамотном ведении бизнеса на протяжении вот уже многих лет.
С пенсионеркой Елизаветой Константиновной мы пообщались как раз в тот момент, когда менеджеры оформляли ей необходимые документы для получения средств. Как выяснилось, она разместила свой вклад в «Имэксбанке» всего за два месяца до того, как Фонд гарантирования вкладов ввел туда временную администрацию. Объясняя свой выбор финучреждения, говорит, что руководствовалась исключительно внутренними ощущениями и не могла даже подумать, что у банка есть проблемы: «Зашла в „Имэксбанк“, а там тихо, спокойно. Вот и решила положить свои деньги на депозит».
Сейчас Елизавета Константиновна получает проценты, а по истечении срока действия депозита придет уже за всей суммой вклада. Говорит, что даже и рассчитывать не могла, что сможет так спокойно вернуть свои деньги: «В Банке Кредит Днепр я впервые, хотя до этого слышала о нем много положительных отзывов. Прихожу и спрашиваю: „Выдаете?“ Ответили, что выдают. Если бы сейчас получала весь свой вклад, то, может, и не забирала бы, а разместила под проценты. Я пенсионер, и для меня каждая копейка важна».
В том, что деньги должны работать и приносить доход, не сомневается еще одна бывшая клиентка «Имэксбанка» — Галина Александровна. Несмотря на пережитый стресс и нависшую угрозу потерять свои деньги, она считает, что доверять украинским банкам можно.
«С декабря прошлого года уже не могла получить проценты в „Имэксбанке“. Но сейчас я довольна, потому что здесь мы можем забрать свои средства обратно, — рассказывает Галина Александровна. — Когда узнала, что возвращать деньги будет Банк Кредит Днепр, то позвонила в финучреждение. Меня спросили, в какое отделение было бы удобнее подойти, назначили день и время. Сотрудники быстро оформили все необходимые документы, и теперь мне в кассе отдадут вклад. Пожалуй, я буду продолжать работать с этим банком, и сейчас думаю над тем, чтобы разместить здесь депозит».
По словам самих банкиров, одна из основных задач, которая сегодня перед ними стоит, — повышение уровня доверия украинцев к финансовой системе страны в целом. Ведь это является важнейшим показателем эффективности работы любого банка. «А это комплексная задача — от создания высокого уровня комфорта при обслуживании до реализации таких продуктов, которые не вызывали бы сомнений ни у одного клиента по поводу сохранности средств. Именно поэтому мы предлагаем украинцам широкий выбор депозитных программ, в том числе и с возможностью еженедельного снятия средств без потери процентов, — говорит Елена Малинская, председатель Правления Банка Кредит Днепр. — Менее чем за полтора года несколько десятков банков в Украине признаны неплатежеспособными, а это означает, что миллионы украинцев оказались заложниками крайне неприятной ситуации. И когда Фонд гарантирования вкладов уполномочил Банк Кредит Днепр на выплату компенсаций по вкладам признанных неплатежеспособными банка „Надра“ в Запорожской области и „Имэксбанка“ в Днепропетровской и Запорожской областях, мы к данному вопросу подошли со всей ответственностью, создав максимально эффективный и комфортный механизм возврата средств. Понимая моральное состояние этих людей, стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы процесс возврата вкладов не просто прошел безболезненно, но и помог нашим гражданам вернуть веру в украинские банки. Ведь на самом деле, несмотря на все сложности, многие финучреждения продолжают функционировать, обслуживать клиентов и даже в условиях кризиса развивать бизнес. Именно таким на сегодняшний день является и наш банк. За весь период финансовой нестабильности мы всегда в полном объеме выполняли и продолжаем выполнять свои обязательства перед украинцами.
Для клиентов неплатежеспособных финансовых учреждений в Банке Кредит Днепр была создана специальная горячая линия, работающая круглосуточно семь дней в неделю. По предварительной записи каждый клиент сможет быстро и без каких-либо неудобств получить средства. Собственно, это то, в чем мы смогли и сами убедиться из рассказов простых украинцев, которые сегодня возвращают свои вклады».
Для справки
Как известно, в Украине вкладчикам банков, которые были признаны неплатежеспособными, деньги возвращает Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Клиенты обанкротившихся финучреждений получают средства в размере вклада, включая проценты, начисленные на день принятия НБУ решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных, но не более 200 тысяч гривен.
Фонд начинает выплату компенсаций в национальной валюте вкладчикам, их представителям или наследникам не позднее чем через семь дней со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка.
Банками, уполномоченными на выплаты Фонда гарантирования вкладов, становятся те финансовые учреждения, которые на сегодняшний день в полной мере выполняют свои обязательства перед клиентами, а также, несмотря на финансово-экономический кризис, соблюдают необходимые нормативы и отвечают всем требованиям НБУ.
На сегодняшний день вкладчикам неплатежеспособных финучреждений средства выплачивают 16 украинских банков.
Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»