Культура та мистецтво

На выставке в Киеве гостям показали, как фрейлины готовили королеву Елизавету I ко сну (фото)

6:30 — 16 травня 2015 eye 5246

В Музее искусств имени Варвары и Богдана Ханенко, открылась выставка исторического костюма

— Гордостью созданной мною коллекции исторических костюмов считаю роскошное платье королевы Англии Елизаветы I, в котором она изображена на нескольких широко известных картинах, — рассказала «ФАКТАМ» историк одежды, актриса и театральный художник Екатерина Ляшенко. Мы с ней беседовали в Музее искусств имени Варвары и Богдана Ханенко на открытии выставки «Музей-Couture. Исторический костюм в произведениях искусства и в авторских реконструкциях». Выставка продлится до 7 июня. — Здесь представлены пошитые мной или по моим лекалам платья и мужская одежда, которые носили в Европе с XIV до начала XX века.



*Екатерина Ляшенко сфотографировалась с актрисой Анной Мирошниченко, которая во время открытия выставки была в платье королевы Англии Елизаветы I

— Мне всегда хотелось узнать, как чувствовала себя королева Англии Елизавета I Тюдор (королева-девственница) в этом расшитом с ног до головы бриллиантами и жемчугом платье с очень высоким воротником, — продолжает Екатерина Ляшенко, показывая на портрет Елизаветы I (период правления с 1558 до 1603 года). — На сбор сведений о нюансах, касающихся этого платья, у меня ушло полгода. А пошила я его за полтора месяца. Перед сделан из шелковой тафты (эта ткань достаточно плотная) светло-серого цвета, спина — из коричневого жаккарда. Платье Елизаветы I расшито узорами. Я полностью их повторила.

Кольцевидный каркас и специальная подушка, напоминающая полумесяц (они крепятся на талии), придают юбке платья объем, который был моден во второй половине XVI века. Я беспокоилась, выдержит ли каркас вес платья. Ответ на этот вопрос дал бал, который наш театр исторического танца «Алентрада» провел минувшей зимой в помещении Музея книги и книгопечатания Украины. На балу я танцевала в этом платье четыре часа. Тем не менее конструкция держалась прочно. Радовалась, что надежно фиксировались высокий воротник и шапочка в форме сердца. Мне было комфортно в платье, однако к концу вечера разболелись плечи, на следующее утро была крепатура, ведь наряд весит килограммов семь.

На сегодняшней презентации платье Елизаветы I демонстрирует моя коллега Анна Мирошниченко. Даже прическа у нее сейчас такая же, как на портретах королевы. Мы сделали гостям сюрприз — показываем, как Елизавету I готовили ко сну.

На выставке представлены воссозданные мною вещи еще нескольких исторических личностей — герцога Букингемского (кстати, на декор его камзола мне понадобилось четыре килограмма стеклянного жемчуга) и инфанты Маргариты Испанской.

— У нас хранится знаменитый портрет инфанты (принцессы) Маргариты Испанской, который многие десятилетия приписывали кисти великого Диего Веласкеса, однако платье, в котором изображена эта 13-летняя девочка, стало неопровержимым доказательством того, что это картина другого живописца, — говорит заместитель директора музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко Елена Живкова. Елена Викторовна ведет нас в зал, в котором висит это полотно, а рядом с ним демонстрируется платье инфанты. — Маргарита была младшей дочерью короля Испании Филиппа IV. Отец пообещал отдать ее за австрийского императора Леопольда I. Когда Маргарите исполнилось 13-ть, началась подготовка к обручению. Принцессе пошили вот такое платье (Елена Викторовна показывает на копию наряда инфанты. — Авт.). Видите, оно очень широкое. Этот фасон называется «гварда инфанта». Такой наряд помогал женщине демонстрировать свой доминирующий статус. Когда она шла в неимоверно широком платье, окружающим невольно приходилось расступаться. Интересно, что изначально фасон придумали изобретательные французские модельерши для тех клиенток, которые хотели скрыть нежелательную беременность. Со временем такие наряды стали популярными в высшем обществе. Внутри платья находится внушительных размеров кринолин (каркас). В те времена эти конструкции делали из деревянных или металлических обручей. К телу их крепили ремнями. Надевали несколько юбок, чтобы защитить кожу от повреждения. Следует сказать, что такие конструкции причиняли вред здоровью, поскольку сильно пережимали внутренние органы, смещали печень. Женщину зачастую тошнило, она не могла есть.


*Наряд инфанты Маргариты помог искусствоведам разобраться, кто является автором ее портрета, который прежде приписывали кисти гениального Веласкеса

Чтобы красавица выигрышнее выглядела в платье фасона «гварда инфанта», для нее изготовляли особую обувь на высокой — порядка 10 сантиметров — подошве из дерева или пробки. Такие туфли надела в день обручения и принцесса Маргарита. По случаю церемонии был написан ее парадный портрет в полный рост. У нас хранится так называемый подготовительный вариант — инфанта изображена по пояс. В Мадриде в музее Прадо находится полотно, на котором принцесса написана в полный рост, и можно рассмотреть ее платье в деталях.

— Как получилось, что этот наряд позволил определить автора портрета, и кто, собственно, его написал?

— Теперь мы знаем, что оба полотна принадлежат кисти зятя Веласкеса Хуана Батиста Мартинеса дель Мазо. Искусствоведы давно ставили под сомнение то, что портрет инфанты Маргариты — работа Веласкеса. Ведь ее лицо изображено гладкими ровными мазками, а мастер в те годы (на закате жизни) стал писать штрихами, словно рисовал эскиз. Картины Веласкеса того периода имеют особое свойство: когда к ним подходишь близко, изображение становится нечетким, как бы рассыпается, но стоит отойти подальше, и происходит метаморфоза. Нарисованные на полотне драгоценные камни и золотые вещи начинают блестеть, парча костюмов — отливать светом. Ни в подготовительном, ни в полном портретах инфанты ничего подобного нет. Но некоторые специалисты возражали: Веласкес был придворным художником. Значит, он должен был писать парадный портрет принцессы.

Ответ на вопрос об авторстве, что называется, лежал на поверхности. Судите сами: Веласкес умер в 1660 году, а инфанта Маргарита обручилась через четыре года. В это время пост придворного живописца занимал уже зять Веласкеса. О том, что портреты Маргариты были написаны по случаю ее обручения, говорит парадное платье, а также изображенный один из крупнейших в мире бриллиант — подарок отца по случаю этого торжественного события. (В ноябре прошлого года бриллиант инфанты Маргариты «Виттельсбах» продали на аукционе Christie’s за рекордную сумму — 24 миллиона 331 тысячу долларов. Этот драгоценный камень стал самым дорогим в истории ювелирных торгов. — Авт.).

— Почему же специалисты сразу во всем не разобрались?

— Дело в том, что киевский миллионер, меценат и коллекционер предметов искусства Богдан Ханенко (он жил во второй половине XIX — начале XX веков) купил этот портрет у немецкого консула Вебера как полотно Веласкеса. Кстати, потом выяснилось, в художественном собрании Вебера было изрядное количество подделок. В советские годы особняк Ханенко и его коллекция произведений искусства стали достоянием государства. У нас продолжали считать портрет инфанты работой Веласкеса. Уже в 1960-е специалисты высказывали сомнения на этот счет. Тогда высокие чины в Москве поручили искусствоведу Владимиру Кеменову разобраться с авторством. Он был специалистом по творчеству художника Василия Сурикова. И поскольку Суриков заявлял, что Веласкес является для него маяком, то в качестве эксперта привлекли Кеменова. Вначале он побывал у нас, а затем его командировали в музей Прадо. Там ему даже лестницу дали (портрет инфанты в полный рост довольно большой), чтобы искусствовед мог изучить картину в деталях. В результате Кеменов написал статью, где говорилось, что портрет, который хранится в Мадриде, кроме Веласкеса, вероятно, писали еще несколько живописцев (такая практика была распространена — маэстро доверял ученикам нарисовать детали костюма, фрагменты пейзажа и тому подобное). А вот наша картина, как утверждал искусствовед, несомненно принадлежит кисти великого мастера. Прочитав это, крупнейший специалист по творчеству Веласкеса американец испанского происхождения Лопес Рей проломил своим упорством «железный занавес» и приехал в наш музей. Возвращался домой разочарованным. Он откровенно сказал, что в Киеве хранится не работа Веласкеса. Однако тогдашняя директор нашего музея Елена Рославец была человеком партийным и такое заключение признать не могла. Как видите, до сих пор под портретом прикреплена отливающая золотом табличка, на которой написано, что это инфанта Маргарита кисти Веласкеса. Новая табличка стоит недешево, поэтому старую пока не заменили.

— Больше всего ткани — 13 метров — понадобилось на пошив платья инфанты Маргариты, — замечает Екатерина Ляшенко.

— Сколько вы уже создали костюмов минувших эпох?

— Пятьдесят, в их числе одежда украинской шляхты и мещан эпохи барокко (XVII—XVIII веков). Она тоже демонстрируется на этой выставке. Знаете, я училась на юриста. В студенческие годы стала заниматься в студии исторического танца. Поначалу это было просто хобби, но со временем решила отказаться от карьеры правоведа и посвятить себя сцене. Для выступлений в театре «Алентрада» нужны костюмы прошедших эпох, и я занялась их созданием в дизайн-студии «Десятое королевство». Это очень увлекательное занятие. Так что сейчас я танцовщица и мастер исторического костюма.

Возле рыцарских доспехов пояснения давал создавший их мастер Сергей Гунько:


*Сергей Гунько сделал эти доспехи точно такими же, какие были у герцога тирольского Сигизмунда, жившего в XV веке

— В средневековье кузнецы брали брикет металла и с помощью молотов расклепывали его в лист. Из листа делали детали будущих доспехов. Эта работа отнимала много времени, рыцарям приходилось дожидаться выполнения своих заказов по несколько лет. Поэтому современные мастера исторической реконструкции полностью традиционной технологии не следуют — мы берем уже готовые листы из каленой стали. Представленные здесь доспехи точно повторяют те, которыми пользовался герцог тирольский Сигизмунд, живший в XV веке. Его боевое снаряжение сохранилось, выставляется в одном из музеев Вены. Оно привлекло меня своей красотой. Я попросил коллег из Австрии прислать снимки, на которых до мельчайших подробностей видны все детали этих доспехов. За полгода сделал точно такие же для себя, ведь увлекаюсь средневековьем, участвую в рыцарских поединках. Весят мои доспехи 20 килограммов.

В старину под железные доспехи надевали арм дублет — одежду из нескольких слоев сукна. На колени наматывали обмотки, чтобы железо не защемило и не натерло кожу. Обували шосы — остроконечную обувь по моде тех времен. В металлическую перчатку вставляли кожаную. Поверх доспехов носили короткую (до пояса) накидку — табард. У рыцарей на табардах красовались гербы — либо собственные, либо их сюзеренов.

Больше фото с выставки смотрите здесь

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»