Если будет доказано, что хозяин оборонял свою территорию, его могут выпустить на подписку о невыезде
Трагедия случилась в 11 часов утра.
- Я шел домой, — рассказал «ФАКТАМ» сосед обвиняемого. — Как вдруг знакомый из дома напротив крикнул: «Там сосед людей отстреливает!» Ворота во двор, где стреляли, были открыты, и я туда заглянул. Хозяин дома разговаривал по мобильнику. На кирпичах, в луже крови, лежал мертвый мужчина в рубашке и спортивных штанах. Второй, раненый, отползал за угол дома. Тут же приехали бойцы «Беркута» с автоматами и схватили стрелявшего
- По предварительным данным, мужчины работали у 41-летнего предпринимателя, жителя Броваров, на строительстве трехэтажного дома, — сообщил начальник Центра общественных связей Киевской областной милиции Николай Жукович. — Когда работа была сделана, возникла проблема с ее оплатой. Хозяин сказал: «Я давал вам деньги на приобретение материалов. Давал больше, чем они стоят. Вот это и есть ваша зарплата. Так что я с вами рассчитался». Рабочих это, естественно, не устроило. Они периодически стали приезжать просить деньги, которые хозяин им задолжал. Приехали и в этот раз. Когда тот снова отказался платить, якобы заявили: «Все, хватит крутить!» И начали угрожать физической расправой.
- Говорят, хозяин готовился к их приезду и записал разговор с рабочими на диктофон.
- Мне об этом пока ничего неизвестно. Когда угрозы не возымели действия, работники разбили окно в строящемся доме. Тогда хозяин произвел предупредительный выстрел из зарегистрированной охотничьей винтовки «Бенелли» 12-го калибра, после чего ранил одного и убил другого строителя. С места преступления изъяты три гильзы. Хозяин дома в тот же день был взят под стражу. Милиция Броваров возбудила уголовное дело по статье 115 Уголовного кодекса Украины «Умышленное убийство».
Обвиняемый утверждал, что он стрелял из разбитого окна. Но по ходу следствия стало выясняться, что он мог это делать и находясь во дворе. Идут следственные действия. Экспертизы покажут, стрелял ли он только из окна или выбежал из дома и продолжил стрелять во дворе. Следствию предстоит выяснить, квалифицировать ли случившееся как самооборону и не была ли она в этом случае превышена. Одним словом, мог ли конфликт разрешиться без оружия. В течение ближайших дней суд решит: держать ли стрелявшего и дальше под стражей или отпустить на подписку о невыезде. Не исключено, что по ходу следствия, когда выяснятся новые подробности дела, оно будет переквалифицировано по другой статье.
- Насколько мне известно, к хозяину наведались трое рабочих, но один, увидев такой поворот событий, убежал.
- Выяснилось, что их все-таки было двое. А убегал сосед, который случайно проходил рядом с домом. Сегодня милиция ищет людей, в чьих силах помочь прояснить ситуацию — бригаду из шести человек, которая работала на строительстве этого дома раньше и уехала, тоже не получив оплату за свой труд. По предварительным данным, хозяин суммарно остался должен рабочим из разных бригад 13 тысяч долларов. Убитый и раненый были из другой бригады. На машину, на которой они приехали в Бровары, наложен арест.
В среду, 24 июня, убитого — 45-летнего бригадира строителей — похоронили на родине, в Житомирской области. Второй пострадавший — 27-летний мужчина — находится в больнице. Его уже перевели из реанимации в обычную палату. Он получил тяжелое ранение коленной чашечки. Врачи говорят, что, возможно, понадобится еще не одна операция.
«ФАКТЫ» наведались в больницу к пострадавшему. Мужчина еще очень слаб физически: не встает и практически не говорит. Его жена, находившаяся в тот момент в палате, сказала только, что муж, который работает охранником в одной из киевских фирм, пострадал случайно: знакомый строитель попросил подвезти его на машине в Бровары к хозяину стройки, чтобы поговорить. И надо же, попал в такую переделку.
- Я не знаю, что можно ожидать еще от этого человека. Поэтому ни муж, ни я ничего комментировать не будем, — заявила женщина, явно очень напуганная. — У меня маленький ребенок. И охраны у нас нет.
Испуг женщины понять можно. Договор с хозяином дома строители не составляли. Сам стрелявший утверждал, что никому ничего не должен, а рабочие явились на его территорию с угрозами и стали требовать деньги, поэтому он вынужден был обороняться. В этой ситуации потерпевшие легко могут превратиться в обвиняемых. А стрелявший — оказаться на свободе.
Между тем сведущие люди утверждают: практика строить дома, «кидая» строителей, достаточно распространена. Об этом рассказал знакомый, бригадир строительной бригады из Закарпатья Роман Кухняк, который несколько лет нелегально работает на строительных объектах в Киевской области.
- Пользуясь тем, что договор между хозяином и строителями устный, заказчик набирает одну бригаду из приезжих, потом выгоняет и набирает следующую, — рассказал Роман. — В этой ситуации, без договора, доказать что-то сложно. Тем более приезжим «заробитчанам», у которых в чужом городе нет никаких рычагов влияния.
Очевидно, по этой же схеме нанимал людей и хозяин дома. Соседи «стрелка» рассказали «ФАКТАМ», что на объекте работали три бригады. Все иногородние. Строители жаловались соседям, что хозяин им не платит. И нет денег даже на обратную дорогу. Некоторые рабочие не выдержали и уехали домой, другие продолжали работать, надеясь, что заказчик с ними расплатится.
- Планы у него были грандиозные, — говорит 45-летний сосед обвиняемого Захар. — Посмотрите на эту крышу. Соорудить такую конструкцию стоит, как мне говорили, тысячи долларов. Ведь надо поднять все наверх вручную, произвести сварочные работы. Насколько мне известно, именно за эту крышу хозяин недоплатил 15 тысяч долларов. Якобы он не расплатился и за отделку внутри здания, оставшись должен 11 тысяч долларов.
На территорию, где произошло убийство, мы попали через проем в ограждении. Снятые деревянные ворота валялись на участке. К забору прислонен щит с красноречивой надписью «Движение пешеходов запрещено!». Место убийства видно по следам крови, которую не смог смыть даже ливень с градом, прошедший накануне нашего приезда. Погибший потерял много крови — пуля попала в живот. От места, где упал бригадир строителей, до окна, из которого стреляли, метра три-четыре. Получается, выстрелы были произведены чуть ли не в упор.
Обвиняемый жил в строящемся доме один. По словам работников милиции, жена с ребенком от него ушли еще до случившегося. Входная дверь опечатана. Раму окна, из которого мужчина делал выстрелы, вытащили из проема и увезли на экспертизу. Там теперь стоит деревянный щит. Сквозь его щели можно рассмотреть нехитрую обстановку огромной гостиной, в которой еще нет обоев: столик, умывальник, «древний» компьютер и детский горшок.
- Если вы заметили, земли возле дома совсем нет, — продолжает другой сосед, Петр. — Этот мужик, когда строился, захватил землю своей соседки. Она подала в суд. Так он так ее запугал, что она, бедная, боится жить в своем домике, к дочери уехала. Вообще место это проклятое. Раньше здесь жила пьяница Люська, гулянки шли напропалую. За коммунальные услуги платить нечем — ей свет отрежут. Так ее мужики залезут на столб, что-то подкрутят, и опять свет есть. Люська догулялась, что ее хата сгорела. А теперь здесь еще и убийство произошло.
- Рано или поздно подобное должно было случиться, — считает Николай Жукович. — Это свидетельство наивысшего риска нелегального «заробитчанства». В Киевской области постоянно происходят ЧП с нелегальными строителями. В нарушение всех законов люди работают на многочисленных стройках без договоров, без актов выполненных работ. При этом рискуют обе стороны — и заказчики, которые могут остаться без стройматериалов и аванса, выданных рабочим, и сами строители. Очень часто приходится сталкиваться с такими случаями, когда хозяева, желая урезать расходы, объявляют сделанную работу браком и отказываются платить либо платят намного меньше. Рабочие в отместку могут испортить имущество. Когда такие дела попадают в суд, доказать, как правило, ничего невозможно. Ведь официальных документов, что строители выполняли какую-то работу, нет
- Трагедия, случившаяся в Броварах, вряд ли что-то изменит, — считает бригадир строителей Роман Кухняк. — В массовом порядке строители легализоваться не побегут, даже зная, что им могут не заплатить. И что они могут даже погибнуть, добиваясь оплаты своего труда. Сегодня, когда во время кризиса стоимость работ упала, еще и налоги платить? Никто на это не пойдет. По своему опыту знаю: если человек не хочет платить, он не заплатит — независимо от того, есть договор или нет. Мне тоже (у меня несколько бригад) приходилось с таким сталкиваться. После того как в Вите-Почтовой Киевской области хозяин построенного коттеджа не захотел заплатить полную сумму, я обратился с заявлением к участковому. Это подействовало — заказчик, чтобы избежать неприятностей, с нами расплатился. Я работал и в Польше. Там мои коллеги, которым не отдали деньги за их труд, сожгли дом заказчика. Об этом рассказали все польские телеканалы. И когда хозяин очередного построенного коттеджа недоплатил мне сто долларов, я намекнул: «Ты хочешь, чтобы с твоим домом произошло то же, что и с домом того пана?» Он: «Нет-нет! У меня есть пенензы »
Однажды в Украине, после того как моими рабочими с нуля был построен роскошный особняк, хозяин накрыл «поляну», очень долго нас благодарил. А потом и говорит: «Хлопцы, вот вам зарплата за два года. Но я недодаю вам тысячу долларов. Это премия для меня». Хлопцы отвечают: «Хорошо. Давай оставим как есть». Выпили, закусили. Потом они говорят: «Мы у тебя тут жили два года. Дай еще одну ночь переночевать. Завтра уедем » А в доме было несколько каминов. Ночью строители засыпали во все дымоходы цемент, который там застыл, и, не дожидаясь утра, уехали. Дом стоимостью в сотни тысяч долларов пришел в негодность. Думаю, новый ремонт хозяину обошелся гораздо дороже сэкономленной тысячи. Наука для человека, который не держит свое слово
- С вашей точки зрения, пострадавшие в Броварах рабочие поступили правильно, выбивая долг таким образом?
- Им не надо было хулиганить, лезть на рожон. Тем более на чужой территории. Я не одобряю таких действий. Следовало пойти правовым путем: обратиться в милицию, в прокуратуру. Либо проявить смекалку, сделать что-то в доме таким образом, чтобы хозяин вынужден был заплатить им долг и попросить исправить недостатки. Но, судя по тому, как пострадавшие действовали, они находились на пределе и уже не могли больше терпеть. Думаю, это был жест отчаяния