«ФАКТЫ» уже рассказывали о том, что в столице поймали серийного убийцу, который работал в похоронном агентстве. На днях состоялось первое судебное заседание, и нам стали известны некоторые подробности этого резонансного уголовного дела. 28-летнего уроженца Николаева Виталия Сынгаевского обвиняют в двух убийствах частных перевозчиков — водителей микроавтобусов. Кроме того, он дважды, с интервалом в полгода, пытался лишить жизни мужа своей любовницы — киевского программиста. В прокуратуре Киева уверены: если бы подсудимый не попал в поле зрения правоохранителей, то продолжал бы убивать и дальше. Уж очень хладнокровно он действовал и почти с маниакальной тщательностью продумывал каждое преступление.
Бывшая жена Виталия Сынгаевского вспоминает, что ее муж изменился в одночасье. Из любящего супруга и заботливого отца, каким он был, превратился в раздражительного и злого мужчину, который по нескольку дней не ночевал дома. Даже по месту работы — в похоронном бюро — у Сынгаевского все пошло не так. За систематические нарушения дисциплины его с более денежной должности в руководстве бюро перевели в водители, где левого заработка почти не было.
О причине метаморфозы, которая произошла с бывшим мужем, женщина могла только догадываться. «Наверняка это все из-за любовницы», — была уверена Сынгаевская. Любовница у Виталия действительно была. Именно ее на одном из допросов убийца назвал… заказчицей покушений на мужа.
— Алла неоднократно жаловалась мне на супруга, — рассказывал Сынгаевский следователю. — И то не так, и это. Мало внимания уделяет, постоянно обижает. Что оставалось делать? Однажды сказал ей: «Почему все это терпишь? Бросай его, и будем жить вместе». Но она ответила, что от мужа уходить не планирует. И тут мне в голову пришла мысль. Говорю: «Если твоего мужа вдруг не станет — будешь моей женой?» «Да, буду, — отвечает. — Если ты разведешься со своей». Я пообещал, что за разводом дело не станет. Все равно мы уже полгода не жили как муж и жена. Я и дома-то почти не ночевал. Все больше у тещи пропадал, в ее квартире. Слова Аллы воспринял как руководство к действию.
— У прокуратуры нет оснований считать Аллу Ивашову заказчицей преступления, — утверждает государственный обвинитель по делу Дмитрий Ткачук. — Женщина проходит лишь как свидетель.
Как нам стало известно из материалов уголовного производства, Сынгаевский тщательно готовился к покушению на соперника. Некоторое время следил за ним, выясняя его распорядок дня: когда уходит на работу, когда возвращается, чем увлекается. Любовницу о готовящемся преступлении Виталий в известность не ставил.
Однажды рано утром Сынгаевский подъехал на своем автомобиле к подъезду Ивашовых. В ожидании мужа Аллы открыл капот, сделав вид, что ремонтирует машину. Когда из дома вышел Андрей Ивашов, Виталий окликнул его: «Извините, у меня машина заглохла. Вы не могли бы помочь?» Ивашов хотел отказаться, сославшись на то, что спешит на работу. Но Сынгаевский был настойчив и уговорил мужчину сесть за руль, нажать на педаль газа и покрутить какие-то ручки.
Ивашов не мог подумать, что ему угрожает опасность. Незнакомец был вежлив и располагал к себе. Затем, неожиданно усевшись на заднее сиденье автомобиля, завел разговор о политике. А потом ударил соперника в шею электрошокером. От боли Андрей чуть не потерял сознание. «Думаю, если бы тогда отключился, меня уже не было бы в живых», — сказал он позже следователю.
Сынгаевский пытался удержать соперника в машине, но тот яростно вырывался. Тогда преступник достал заточенную отвертку и принялся наносить удары Ивашову. Истекающему кровью мужчине все же удалось вырваться. Оказавшись на безопасном расстоянии, он начал звать на помощь. Сынгаевскому ничего не оставалось, как скрыться с места преступления.
Тогда, летом 2014 года, мужчину, нападавшего на Ивашова, так и не нашли.
После того как на работе Сынгаевского перевели на менее прибыльную должность водителя, он начал искать, где можно подзаработать. Каким образом в его голову пришла мысль убивать владельцев микроавтобусов, пока не известно. Но факт остается фактом. Сынгаевский купил в интернет-магазине макет пистолета Макарова. Потом выяснил, как из макета сделать боевое оружие. После чего у себя в гараже обустроил целую оружейную мастерскую. Недостающие детали для пистолета он либо вытачивал сам, либо где-то находил. А его жена понятия не имела, почему Виталий в последнее время так часто засиживается в гараже.
— Координаты своих потенциальных жертв мужчина находил на известном сайте, где люди размещали объявления о поиске работы, — рассказывает государственный обвинитель Дмитрий Ткачук. — Его интересовали владельцы микроавтобусов, искавшие работу на личном транспорте. Злоумышленник звонил им и предлагал встретиться. Он придумал легенду, что ему надо привезти в Киев груз из Одесского порта. Деньги предлагал немалые, поэтому на работу почти все соглашались. Большинству владельцев микроавтобусов повезло — они так и не встретились со своим «работодателем». Обычно он назначал встречу на окраине Киева, на пересечении улиц Лесорубная и Клавдиевская, примерно в час ночи. Сам приезжал на место чуть раньше и прятался в темноте. Если владелец микроавтобуса казался ему слишком крупным (сам преступник не мог похвастаться физическими данными), он уезжал домой, опасаясь, что не справится с более сильным мужчиной. Но двоих водителей злоумышленник все же убил. С интервалом в десять дней.
Преступник хладнокровно убивал своих жертв тремя выстрелами в затылок. Он садился на заднее сиденье за водителем якобы для того, чтобы посмотреть, подходит ли ему транспорт, после чего сразу же стрелял. При этом не боялся, что звук выстрела могут услышать в близлежащих домах. Его также не беспокоило, что кто-то из поздних прохожих может случайно увидеть, как он перетаскивает тело владельца микроавтобуса в свой автомобиль.
— В обоих случаях трупы убитых хозяев буса Сынгаевский прятал у себя в гараже, а потом возвращался к покинутому микроавтобусу, — продолжает Дмитрий Ткачук. — Затем в ночь убийства отправлялся в Николаев, где его уже ждали в одной из автомастерских. Следствию еще предстоит выяснить, знали ли работники автосервиса о происхождении микроавтобусов, которые им пригоняли.
У механиков почему-то не возникало вопросов, откуда на обшивке сиденья кровь, а в салоне видны следы от пуль. Да и то, что перегонщик соглашался продать машину по очень низкой цене, их не смущало. К примеру, за «Форд Транзит» преступник попросил у механиков всего тысячу 700 долларов. В этой мастерской микроавтобус разбирали до винтика и продавали детали на запчасти.
Между тем отношения Сынгаевского с женой заметно ухудшились. А тут еще и любовница опять начала жаловаться на супруга. «Ты будешь со мной, если твоего мужа вдруг не станет?» — снова спросил преступник и, снова получив утвердительный ответ, начал готовиться к повторному покушению на соперника.
На этот раз злоумышленник решил сделать все наверняка. Чтобы оперативники не догадались, что водителей микроавтобусов и программиста убил один и тот же человек, для повторного покушения на Ивашова он изготовил новый пистолет.
Злоумышленник не знал, что уже находится на крючке у оперативников, получивших информацию о готовящемся покушении. Накануне в подсобное помещение в подъезде Ивашовых он завез корыто на колесах, чтобы потом с его помощью вывезти тело. Преступник знал, что по средам муж любовницы играет в футбол и возвращается поздно. В одну из таких сред Сынгаевский вечером подъехал к дому своего соперника и стал ждать. Ивашова все не было, и тогда злоумышленник отправился к спорткомплексу, где мужчина играл в футбол. К своему удивлению, возле стадиона автомобиля Ивашова он не увидел. Положив пистолет в карман, убийца вышел из машины посмотреть, что к чему, и был готов в любой момент выстрелить. Неожиданно его задержали оперативники.
— На первых же допросах мужчина признался в убийстве двоих владельцев микроавтобусов и показал места, где закопал тела, — продолжает Дмитрий Ткачук. — Зато в двух эпизодах с покушением на Ивашова он долго упирался. Мол, у него не было мыслей убивать соперника — хотел только попугать. А потом неожиданно заказчицей преступления назвал… его жену.
Сынгаевский понимал, что ему грозит пожизненный срок, и пытался представить себя сумасшедшим. Однако психиатрическая экспертиза показала, что в момент совершения убийств и покушений на своего соперника он был абсолютно вменяем. Когда в СИЗО адвокат сообщил Сынгаевскому эту новость, арестованный сильно разозлился. Сорвав с себя куртку, попытался задушить адвоката. Мужчина еле вырвался. После этого адвокат отказался защищать его в суде.
Узнав, в чем обвиняют ее супруга, жена Сынгаевского сразу подала на развод. Распался брак и у Ивашовых, хотя любовница отреклась от бывшего возлюбленного. В следственном изоляторе Сынгаевского сейчас никто не посещает.
Государственный обвинитель Дмитрий Ткачук сообщил «ФАКТАМ», что если вина подсудимого будет доказана, ему грозит пожизненное заключение. Прокуратура также будет настаивать на таком наказании.
P.S. Имена действующих лиц этой криминальной истории изменены.