Накануне лета один из крупнейших в Центральной и Восточной Европе центров современного искусства — PinchukArtCentre — открыл сразу две художественные выставки. Каждая из них претендует стать заметным явлением в культурной жизни столицы Украины. На нескольких этажах PinchukArtCentre разместились творения известных художников, объединенные названием «На грани. Украинское искусство 1985-х—2004». Среди сорока арт-работ полотна, фотографии, видеоинсталляции именитых художников: Сергея Браткова, Павла Макова, Бориса Михайлова, Арсена Савадова, Василия Цаголова, Ильи Чичкана, Олега Тистола и Александра Ройтбурда. По замыслу кураторов проекта Бйорна Гельдхофа и Татьяны Кочубинской выставка отражает развитие современного украинского искусства с 1980-х годов до «оранжевой революции» 2004-го.
— Этот проект — моя попытка представить видение, которое спровоцировало бы дискуссию о том, как воспринимать и понимать поколение художников, появившееся в Украине в начале 80-х и 90-х годов, — сказал, представляя проект, Бйорн Гельдхоф.
*По мнению Бйорна Гельдхофа, каждая из выставок претендует стать заметным явлением в культурной жизни столицы Украины (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Каждый из художников, продемонстрировавший свои творения на очередной выставке в PinchukArtCentre, сыграл ведущую роль в определении места искусства в постсоветском обществе. В числе работ знаменитые фотографии Арсена Савадова из серии, сделанной в 1997 году, «Донбасс-шоколад», видео Александра Ройтбурда «Психоделическое вторжение броненосца „Потемкина“ в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна» (1998), картина Олега Тистола «Воссоединение» (1988). Все экспонаты выставки строятся вокруг трех основных тем: «Перестройка», «Поиск идентичности» и «Утрата моральных ориентиров». Кураторы постарались сформулировать альтернативный взгляд на развитие украинского искусства за почти двадцатилетний период жизни страны.
Еще одна выставка открылась в помещении, предназначенном исключительно для демонстрации новых работ украинских художников. На сей раз своим творчеством делится Зинаида Лихачева, назвав персональную выставку «Mute». Ее проект — статическое видео с портретами 16 женщин, участвовавших в волонтерском движении Майдана.
— На одной из волонтерских встреч после революционных событий зимы 2013—2014 годов я отметила, что внутренние переживания остались глубоко в душе каждого участника, — говорит Зинаида Лихачева. — Их эмоции я передала в безмолвных видео, просматривая которые, зритель невольно вовлекается в переживания героинь.
По словам украинской художницы, ее проект — дань каждой женщине, участвовавшей в акциях протеста. Обе выставки, стартовавшие сегодня в PinchukArtCentre, продлятся до 4 октября.