Ассоциация репродуктологов Украины до сих пор не может выяснить, кто из отечественных специалистов согласился сделать искусственное оплодотворение пожилой женщине
Жительница Берлина, 65-летняя Аннегрет Раунигк, родила четверых близнецов — трех мальчиков и девочку. Она стала самой пожилой женщиной в истории, родившей четверню, сообщает «Немецкая волна» (Deutsche Welle). Роды прошли 19 мая в клинике «Шарите» в Берлине. Фрау Раунигк делали кесарево сечение.
Вес малышей варьировался при рождении от 655 до 960 граммов, рост — 30—35 сантиметров. Они до сих пор находятся в кувезах (инкубаторах для выхаживания новорожденных). Период беременности Аннегрет составил 26 недель, то есть четверня появилась на свет почти на три месяца раньше срока. Однако немецкие врачи уверены, что с детьми будет все в порядке. У малышей уже есть имена: Дрис, Бенс, Фьонн и Нита.
У госпожи Раунигк теперь 17 детей (от пяти разных отцов) и семь внуков. Ее старшему ребенку уже за 40, а дочке Леле — 10 лет. До появления на свет четверни она была младшим ребенком Аннегрет. Именно Лела уговаривала маму родить еще одного ребенка, так как ей очень хотелось, чтобы у нее появился младший брат или сестра. А тут сразу четверо!
Случай Раунигк, учительницы русского и английского языков в начальной школе, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Специалисты, в частности, указывают на то, что после 35 лет значительно возрастают риски для здоровья забеременевшей женщины и ее ребенка. Во многих странах, в том числе Германии, законом установлены возрастные ограничения для репродуктивных клиник. Аннегрет Раунигк сделала пересадку оплодотворенной яйцеклетки в Украине. Какая из клиник конкретно согласилась на это, пока не ясно.
*Десятилетняя дочь Аннегрет Раунигк просила у мамы братика или сестричку
Сама фрау Раунигк не собирается раскрывать этот секрет. Общаясь с журналистами она упоминает Киев. Говорит, что благодарна украинским медикам за все. И не обращает внимания на тех, кто критикует ее решение. «Я знаю, что меня называют эгоисткой, — сказала Аннегрет в интервью немецкому телеканалу RTL. — Говорят, что я совсем не думаю о будущем моих малышей. Ерунда все это. Во-первых, перспектива забеременеть снова меня совершенно не пугала. Сами понимаете, опыт в этом вопросе у меня большой. Во-вторых, врачи сказали, что каких-либо противопоказаний, связанных со здоровьем, они не видят. Я всегда придерживалась принципа: живи и давай жить другим. Поэтому и согласилась. По той же причине отказалась умерщвлять даже один эмбрион из четырех, когда выяснилось, что все они прижились и развиваются. Сейчас надеюсь только на то, что мне хватит здоровья вырастить малышей. Не забывайте, у меня столько помощников!»
Немецкий врач Кай Гертвиг, который наблюдал фрау Раунигк на протяжении беременности, в интервью британской газете The Daily Mail признался, он очень надеялся на то, что Аннегрет доходит положенные девять месяцев. Больше всего его беспокоила сердечно-сосудистая система беременной пациентки. «У нас крайне недостаточно опыта наблюдений за роженицами такого возраста», — добавил доктор Гертвиг. От каких-либо оценок морального свойства он наотрез отказался. «Моя задача заключается в том, чтобы все были живы — и дети, и мама», — заявил немецкий врач. Вместе с тем он признал, что у недоношенных малышей могут возникнуть проблемы с кишечником, легкими, работой головного мозга, зрением. При этом доктор Гертвиг добавил, что возраст роженицы тут ни при чем. «В группе риска оказываются все недоношенные младенцы», — объяснил он.
*Когда выяснилось, что прижилось сразу четыре эмбриона, 65-летняя мать отказалась умерщвлять даже один из них
В конце мая Аннегрет Раунигк согласилась дать интервью телеканалу RTL — первое после рождения четверни. Она призналась, что когда впервые увидела Дрисса, Бенса, Фьонна и Ниту, они показались ей «маленькими, хрупкими куколками». «Они такие крошечные, мне нужно будет учиться обращаться с ними так, чтобы не повредить что-то. Что касается меня, то со мной все в порядке, набираюсь сил и скоро выпишусь из больницы», — сказала фрау Раунигк.
Она также сообщила, что Ните пришлось делать небольшую операцию, но уже все в порядке. «Она с характером! Моя девочка сразу начинает жаловаться, если ей что-то не нравится», — улыбается Аннегрет.
Врачи, которые теперь наблюдают за четверней, все еще выражают сдержанное беспокойство. Профессор медицины Кристоф Даме заявил журналистам: «Нам всем предстоит преодолеть множество сложностей. Первая из них — малыши должны набрать вес, существенно набрать!» А понять, насколько это удается, можно пока, только полагаясь на визуальные наблюдения — новорожденные настолько хрупки, что медики не рискуют класть их на весы.
Профессор Герхард Йорх из Магдебургского университета считает, что самое страшное уже позади. «Обычно новорожденные с таким маленьким весом умирают в течение первой недели жизни. Мы этот срок уже преодолели», — заявил он.
В какой именно украинской клинике 65-летней Аннегрет Раунигк помогли стать мамой, сама женщина не уточняет. «ФАКТЫ» попытались это выяснить, что оказалось непросто. Несмотря на то что в нашей стране не так много репродуктивных клиник, пока ни в одной из них не признались, что фрау Раунигк была их пациенткой.
Мы связались с известным в Украине репродуктологом, который помог стать мамой 66-летней Валентине Подвербной из Чернигова. Директор Киевского института репродуктивной генетики, кандидат медицинских наук Игорь Ильин заявил, что случай с Аннегрет Раунигк уникален. Мировая практика знает несколько случаев, когда женщины беременели и рожали в возрасте 65 лет и даже старше, но чтобы речь шла о четверне!
— Многоплодная беременность в таком возрасте — это беременность высокого риска, — сказал Игорь Евгеньевич. — Даже если бы речь шла о двойне, большинство специалистов настоятельно рекомендовали бы пациентке сохранить и выносить только один плод. Не исключаю, что врач, который помогал Аннегрет, был не слишком уверен в своих силах. Насколько мне известно, она пыталась забеременеть на протяжении 18 месяцев. И тогда репродуктолог пошел на крайнюю меру — подсадил сразу четыре эмбриона. В этом случае трудно предсказать последствия. Но риск невероятно велик.
При этом Ильин уверен, что ни одна из киевских клиник госпожой Раунигк не занималась. «Мы в Киеве работаем с пятисуточными эмбрионами или бластоцистами, — рассказывает доктор Ильин. — Данная методика исключает саму возможность подсадки сразу четырех эмбрионов. Максимум — два. Значит, этой женщине подсадили эмбрионы, которым было двое суток. В Украине есть клиники, использующие этот метод. Они расположены в западных областях. Это может быть Луцк, Тернополь. Или Львов, там их две…»
По словам Игоря Ильина, Ассоциация репродуктологов Украины намерена выяснить, в какой именно клинике лежала госпожа Раунигк. Члены ассоциации единодушно высказали свое негативное отношение к данному прецеденту. «Ведь его результаты непредсказуемы!» — подчеркнул Игорь Ильин.
Еще более резко по этому поводу высказался вице-президент Украинской ассоциации репродуктивной медицины, директор репродуктивной клиники «Надія» Валерий Зукин.
— Большего удара по имиджу Украины сложно себе представить, — сказал «ФАКТАМ» Валерий Зукин. — Позор на весь мир. Западные коллеги после этого случая спрашивают меня: «Что творится в вашей стране?» И сейчас никто не хочет взять на себя ответственность за то, что произошло. Репродуктолог, который сделал это, так и не признался.
— Насколько известно, в нашей стране нет возрастных ограничений для женщин, в отношении которых применяются репродуктивные технологии.
— Возрастных ограничений действительно нет. В 2012 году Верховная Рада Украины приняла закон, устанавливающий предельный возраст для использования репродуктивных технологий. В соответствии с этим законом возраст женщины, желающей забеременеть при помощи искусственного оплодотворения, не должен превышать 51 год. И это было правильно: женщине, ставшей матерью, надо успеть воспитать ребенка. Хотя бы дожить до его совершеннолетия. Но Виктор Янукович наложил вето на этот закон. С тех пор все мои попытки его реанимировать ни к чему не приводили. Верховной Раде сейчас не до этого. Поэтому де-юре возрастных ограничений для искусственного оплодотворения в нашей стране нет. И некоторые врачи этим пользуются. Кстати, в Англии тоже нет возрастных ограничений, но там никто бы не стал заниматься подобными вещами и подсаживать эмбрионы возрастным пациенткам.
— Но почему репродуктолог, к которому обратилась Аннегрет Раунигк, не признается, что это его работа? Ведь он не нарушил закон.
— Зато нарушил постановление Министерства здравоохранения, в соответствии с которым пациенткам разрешается переносить один-два эмбриона, в исключительных случаях — три. Но уж никак не четыре. Очевидно, поэтому никто не признается. А постановление Минздрава появилось не просто так. Вынашивая сразу четыре эмбриона, женщина рисковала своей жизнью и жизнью этих детей. И еще неизвестно, как эти дети будут расти и развиваться.
— В Минздраве отреагировали на этот случай?
— К сожалению, нет. Я звонил в министерство по этому поводу, но там сказали: «У нас нет фактов». Пока кто-то не напишет им официальное заявление, разбираться не будут. А публикации во всех мировых СМИ — разве это уже не факт? Ассоциация репродуктологов — общественная организация, мы не можем проводить расследований. Добровольно никто не признается. В результате Ассоциация в очередной раз дала всем репродуктологам рекомендации не делать подобного и не использовать репродуктивные технологии в отношении пациенток старше 51 года. Но это всего лишь рекомендации. И сомневаюсь, что к ним все прислушаются.
Принятие закона, на который впоследствии наложил вето Виктор Янукович, было связано со скандальной историей жительницы Чернигова Валентины Подвербной. Она забеременела и родила ребенка в 66 лет, чтобы «продлить себе жизнь и спастись от одиночества». Сейчас дочке Подвербной четыре года, и женщина тщательно скрывает ее от журналистов. Этот случай в 2011 году обсуждала вся страна. Поступок пенсионерки, а также врачей-гинекологов, поддавшихся на ее просьбы, вызвал неодобрение общественности.