Події

«мне еще отец когда-то говорил, что на пожаре судьбу людей могут решить доли секунды… »

0:00 — 1 липня 2009 eye 322

27-летний Сергей Сычевский, сын пожарного, три года назад вынесшего из горящего дома двоих детей и удостоенного звания «Герой-спасатель года», на прошлой неделе повторил подвиг отца

Тридцатилетний житель Малина Александр Сульский перебивается случайными заработками, в основном по строительству. Найти работу в небольшом полесском городке, как и везде в украинской провинции, нынче непросто. Жена Марина трудилась в Киеве на овощной базе. Но работа оказалась очень тяжелой для молодой женщины, пришлось рассчитаться.

В тот злополучный понедельник Марине позвонили, что можно получить зарплату, и она уехала. Саша остался с тремя детьми. Но тут пришел товарищ: буду строить новый забор, помоги со столбиками. «Не могу, — ответил Саша, — детей не на кого оставить».  — «Да там ненадолго!.. »

«Приезжаю — хата сгорела, никого нет… »

- Отказать товарищу было неудобно, — рассказывает «ФАКТАМ» Александр Сульский.  — Я предупредил Настеньку, что ухожу ненадолго, вот-вот мама должна вернуться, закрыл детей в доме и уехал.

Повозиться со столбиками пришлось дольше, чем казалось другу. И я задержался. Вдруг слышу, прохожие говорят, что где-то возле 3-й школы пожар. Ну, район 3-й школы — понятие растяжимое. Но чувство какое-то нехорошее у меня появилось. Сажусь на велосипед и еду. Приезжаю — хата сгорела, никого нет…  — собеседник умолкает.

- Представляю, что вы подумали.

- Да уж… Надежду давало то, что дом пострадал частично. То есть полностью сгорела только деревянная веранда и часть крыши. Спасибо пожарным, что не дали огню распространиться.

Я увидел, что одно окно разбито, а забор напротив него разломан. Решил, что это, наверное, пожарные пробивались в дом — через горящую веранду вряд ли удалось бы пройти. Очень боялся, что дети могли задохнуться в дыму. Где-то в ноябре прошлого года так погибла хозяйка этой хаты. Дом ведь не наш, мы его снимаем. Женщина затопила печку и легла спать. Была выпивши и, наверное, не проследила, хорошо ли закрыта дверца. Выпал уголек, начал тлеть пол, тряпки… Хату пожарные спасли. Хозяйка же погибла. Сейчас владельцы дома требуют от нас 50 тысяч гривен компенсации. Так я сам хочу восстановить то, что уничтожил огонь.

Ой, не знаю, что было бы, если бы не этот парень, Сережа Сычевский. Он оказался поблизости и первым прибежал. По гроб жизни будем благодарны ему. И детям потом, когда подрастут, расскажем, кто их спас. Сейчас они еще не отошли от ужаса. Пусть немножко подзабудут пережитый кошмар.

- Очень пострадали?

- Слава Богу, нет. Ни травм, ни ожогов. Только испугались. Детей после приезда пожарных забрал Маринкин дедушка, который потом отвел их к своей дочери — моей теще.

- В воскресенье мы с женой Аней не смогли поздравить с Днем медика мою младшую сестру Юлю, работающую в центральной районной больнице медсестрой, — вспоминает Сергей Сычевский, невысокий, светловолосый, спортивного телосложения юноша.  — Решили поздравить в понедельник после работы. Где-то часу в седьмом вечера зашли в магазин купить конфет. Вдруг вбегает женщина: «Люди, помогите, там хата горит, а в ней детки кричат».

Аня начала звонить в пожарную охрану, а я бросился к дому. Оказалось, это рядом с магазином.

Вбегаю во двор — веранда охвачена пламенем. А в окне действительно дети визжат — выйти не могут. Полыхало так, что я из-за пламени даже не увидел, что чуть дальше есть колодец.

Поначалу, не скрою, растерялся. Что делать? Вдоль окон — забор. Перепрыгнул его — и к окну. Но не к тому, за которым дети находились. Побоялся, что, выбив там стекло, создам сквозняк и пламя пойдет внутрь хаты, в том числе и на детей. Побежал к крайнему. Хорошо, что, увидев меня, они метнулись ко мне. Прилипли к стеклу, тянут ручки. Я кричу: «Отойдите в сторонку, чтобы осколки вас не ранили!» Старшая девочка догадалась оттащить младших. Выбиваю кулаком стекло, вырываю рамы, нагибаюсь в окно и хватаю самую маленькую. А она вцепилась в меня ручонками — еле оторвал. Затем так же, перегнувшись через подоконник, вытащил мальчика, а потом и старшую девочку. Спрашиваю ее, есть ли в доме еще кто-нибудь. «Коты! — плачет.  — Спасайте кошку с котятами и одежду!» Ну куда уже? Полыхало так, что в узком дворе к колодцу было невозможно пройти.

Тем временем приехали пожарные. Какой-то мужик начал ломать забор, чтобы сделать проход к окнам. Я ему по очереди передавал детей. А коты, черная кошечка с двумя котятами, сами выскочили. С совершенно безумными глазами, бедняги…

«Младшенькие дети, похоже, не поняли, что произошло… »

- Сквозняка, когда я разбил окно, в этой комнате не было, — продолжает рассказ Сергей Сычевский.  — Очевидно, убегая от огня, дети инстинктивно закрыли за собой дверь. И это не позволило пламени распространиться по всему дому.

Младшенькие, похоже, так и не поняли, что произошло. Громче всех кричала старшая девочка. А малыши уже за компанию ревели. Ой, не дай Бог…

- У вас дети есть?

- Да вот ждем в октябре.

- Кого хотите?

- Жена больше хочет девочку. А я — кто будет.

- Когда вы были в магазине и бросились бежать на пожар, беременная жена не пыталась вас удержать? Дескать, это дело пожарных, а ты можешь осиротить нас с не родившимся еще ребеночком?

- Нет. В тот момент Аня звонила в пожарную часть. А мне еще отец рассказывал, что в таких делах все решить могут доли секунды.

- Сережин отец Леонид Петрович Сычевский — наш бывший работник, золотой человек! — вступает в разговор начальник Малинского райотдела Главного управления МЧС в Житомирской области, подполковник службы гражданской защиты Николай Охрименко.  — Не скрою, мы даже жалеем, что Леня уже на пенсии. Хотя, если откровенно, при таких низких окладах, как у спасателей, выгоднее не работать, потому что зарплата у пожарного не намного больше пенсии. Вот во Франции зарплата пожарного в переводе на наши деньги составляет примерно восемь тысяч гривен! А у нас — в восемь раз меньше. И пенсия — 700 гривен.

Леониду Петровичу 14 марта пятьдесят исполнилось. Много лет служил у нас в части водителем пожарной машины. Более добросовестного человека, чем он, я не знаю. Техника у нас уже старенькая. Так Леня под своей машиной сутками просиживал, каждый болтик собственноручно перебирал. И не было случая, чтобы она не завелась. Вы же понимаете, как это важно, когда на пожар надо ехать.

Три года назад по соседству с Сычевскими загорелся частный дом, в котором находилось двое детей. Леонид Петрович в это время был не на службе. Но, увидев, что дело плохо, он выбил наружную дверь и вместе с еще одним соседом, сотрудником милиции, бросился в охваченный пламенем дом. Дети прятались в дальней комнате. В задымленном помещении мужчинам, чтобы не задохнуться, пришлось передвигаться вприсядку. Они вынесли малышей, потом подсоединили обычный поливочный шланг к водопроводной колонке во дворе, отсоединили электрические провода и стали поливать крышу, не давая огню до приезда пожарных распространиться дальше. Если бы не поливали — сгорел бы весь дом. За этот подвиг старшему сержанту Леониду Сычевскому присвоили воинское звание прапорщика и почетное звание «Герой-спасатель года», наградили орденом, о нем писал журнал «Пожежна безпека Укра∙ни».

После выхода на пенсию наш герой занялся сельским хозяйством — купил бэушный комбайн и картофелесажалку. Теперь работает на огороде, зерно выращивает, картофель. В основном для себя. Пока еще не раскрутился. Когда нечего молотить, дежурит охранником на бирже — на одну пенсию вряд ли выживешь.

- А чем занимается сын-герой, где работает?

- Сережа — водитель на лесозаводе. Тоже, кстати, начинал на пожарных машинах, у них там свое маленькое пожарное подразделение. Потом перешел на автопогрузчик. В первый же день работы ему пришлось выезжать на тушение горящего леса. А в свободное время трудится в поле вместе с отцом. На заводе тоже зарплаты невысокие, у водителя до тысячи гривен.

- Тяжело, наверное, жить на такие деньги? — спрашиваю Сергея.

- Как-то справляемся, — улыбается виновато.

- Так вы в тот вечер попали к сестре, поздравили с Днем медработника? Или уже не до того было?

- Попали! Только о пожаре и говорили… Держу на коленях трехлетнего племянника Дениску, а сам думаю о тех детках, и не по себе становится. До меня только потом дошло, что могло случиться.

- Саша, — спрашиваю отца спасенных детей, — у вас после счастливого исхода не возникло желания работать в пожарной охране? У них кадров не хватает…

- Да я бы не против, конечно. Но там отбор очень строгий — и по здоровью, и по психологическим показателям. Не всякий пройдет.

- Из-за чего могло загореться, ведь печка летом не топится? Шалости со спичками?

- Нет, со спичками у нас строго. Прячем. И Настенька знает, что нельзя. Может, электросчетчик. У нас его недавно поменяли на новый. А проводка осталась старая…

Пожарные же считают, что проводка здесь ни при чем: чтобы произошло замыкание, надо включить какой-то мощный электроприбор. А у Сульских ничего такого нет. Скорее всего — детская шалость. У них средний мальчик очень шустрый. Дети ведь любят смотреть на огонь. Но не все осознают, что и где можно жечь. Так что за ними глаз да глаз нужен.

«ФАКТЫ» хотели сфотографировать на память спасителя со спасенными детками. Но их сердитая бабушка не разрешила: пусть оправятся от шока. Тогда я запечатлел кошку и двух игривых котят, нежившихся на подоконнике дома, спасенного пожарными из малинской части № 13. Если бы не Сергей Сычевский, животные тоже могли погибнуть. А кошка в доме — это на счастье.