Життєві історії

Волонтер Марина Добровольская: "Недавно мы передали для армии летающую скорую помощь"

6:00 — 6 червня 2015 eye 3369

— Идея создать крылатую «скорую» у меня возникла в октябре прошлого года во время просмотра видеозаписи одного совещания, на котором премьер-министр Украины Арсений Яценюк распинал чиновников за то, что у нас мало самолетов и вертолетов для вывоза с фронта раненых, — говорит волонтер благотворительного фонда «Крылья Феникса» Марина Добровольская. — Минувшим летом мы восстановили для нужд АТО военный Ан-26 Бориспольской бригады транспортной авиации. Вот и решили, почему бы не реанимировать еще один самолет, чтобы сделать из него летающую скорую помощь. «Отличная идея!» — поддержали меня руководитель «Крыльев Феникса», советник президента Украины и помощник министра обороны Юрий Бирюков и инженер Бориспольской бригады транспортной авиации подполковник Алексей Братусь.

С инженерами мы поехали в Винницу, где находится командование Воздушных сил Украины, чтобы проконсультироваться с врачами, летающими на борту «Вита», — тогда, более полугода назад, это был единственный в Украине самолет для транспортировки раненых. Это тоже Ан-26. Медики рассказали, что в самолете «Вита» размещается операционная, но она практически не нужна — от зоны АТО до любого госпиталя страны не более часа-полутора полета. Поэтому нет смысла экстренно проводить хирургические вмешательства на борту. Главное — доставить пациентов как можно быстрее в стационар, ведь это значительно повышает шансы раненых выжить, не остаться на всю жизнь инвалидами. Если нужно неотложно оказать помощь, у врачей «Виты» есть так называемый реанимационный набор со всеми необходимыми препаратами и аппаратурой. Операционная занимает много места, поэтому на борт помещаются всего лишь шесть лежачих раненых. Перед нами стояла задача создать летающую «скорую», способную принять большое количество пациентов.


*Юрий Бирюков и Марина Добровольская (фото со странички Марины Добровольской в «Фейсбуке»)

…Год назад, когда начались события на Донбассе, в Воздушных силах ВС Украины подняли вопрос о возвращении в строй самолетов, которые долгое время стояли на земле законсервированные. В Бориспольской бригаде транспортной авиации признали пригодными для восстановления несколько Ан-26, но выполнить необходимые работы было не за что. Тогда мой муж, который служит в этой бригаде, старший бортовой техник капитан Богдан Добровольский позвонил руководителю «Крыльев Феникса» Юрию Бирюкову с просьбой помочь. Юра приехал на аэродром, оценил объем работ и сказал: «Не знаю, как это сделать, но давайте пробовать». Я активно подключилась к восстановлению самолета после потери, которую понесла бригада 6 июня прошлого года: тогда террористы сбили Ан-30, совершавший наблюдательный полет. На борту было восемь членов экипажа, трое выжили, пятеро погибли. Во время похорон у меня появилось сильное желание внести свою лепту в то, чтобы в нашей армии стало больше действующих самолетов. В комментариях статей в Интернете недоброжелатели писали: «Хохлы потеряли последний самолет». И это еще больше меня заводило. Я подключилась к волонтерской работе. Благодаря усилиям и деньгам большого количества людей за четыре месяца наш первый военно-транспортный Ан-26 был готов. Мы назвали его «Везунчик» (тут заложен двойной смысл: тот, кто везет, и тот, кому везет).

Когда осенью приступили к восстановлению еще одного Ан-26, у нас уже был необходимый для этого опыт. Многие предприятия, в том числе государственные — «Антонов», «Прогресс», «Завод 410 гражданской авиации», — снова пошли нам навстречу: бесплатно исследовали и продлили срок эксплуатации планера, двигателя и ряда других агрегатов и систем самолета. Специалисты составили список того, что нужно было сделать. В частности, инженеры и техники бригады перебрали двигатели, заменили все резиновые запчасти, ведь они давно рассохлись. Мы обращались за помощью в крупные компании, и многие из них приобретали дорогостоящие запчасти, узлы и агрегаты. Простые люди, узнав, что мы создаем летающую «скорую», жертвовали на нее деньги. Переводы шли не только со всех уголков Украины, но и из-за границы, например, из Канады.

Непосредственно к восстановлению крылатой машины приступили зимой. Холод, снег, дожди существенно тормозили работы, которые велись под открытым небом. В конце мая крылатая машина — мы ее назвали «Рятунчик» — была готова и совершила свой первый после длительного простоя полет.


*"Рятунчик" рассчитан для перевозки 24 лежачих пациентов (фото с сайта tim5000.livejournal.com)

Часть необходимого оборудования у нас уже была, например, санитарные стойки, носилки, устойчивые раскладные стулья для врачей. Мы закупили все это еще для первого восстановленного Ан-26, поскольку он часто использовался для перевозки раненых.

Салон «Рятунчика» — это большое свободное пространство, в котором могут поместиться до 24 лежачих раненых. Чтобы им было комфортно, предусмотрен кондиционер. Закупим аппараты искусственной вентиляции легких, дефибриллятор, реанимационные комплекты. Все это оборудование съемное, ведь «Рятунчик» будет использоваться не только как летающая «скорая», но и для выполнения других задач. Он уже совершил свои первые рейсы, которые не были связаны с медициной. Чтобы оснастить самолет всем необходимым для транспортировки бойцов в госпиталь, понадобится всего лишь около часа. В Бориспольской бригаде бортовым медицинским оборудованием будет заниматься фельдшер. А в Киеве в Главном военном клиническом госпитале планируется подготовить группу врачей для сопровождения пациентов во время перелета.

— Сколько потратили на проект летающей «скорой»?

— Девятьсот тысяч гривен. Из них 300 тысяч — волонтерские деньги, собранные народом, 400 тысяч — адресная спонсорская помощь и 200 тысяч — деньги из бюджета Воздушных сил ВС Украины.

Замечу, что «Везунчик» и «Рятунчик» выкрашены в так называемый пиксельный камуфляж, имеют символику Вооруженных Сил Украины и эмблему «Крыльев Феникса».

— Кто придумал название «Рятунчик»?

— Сейчас уже трудно сказать. Для самолетов заведена страничка в «Фейсбуке». Мы объявили конкурс на лучшее название. Была масса предложений: «Пилюлька», «Святой Николай», «Доктор Хаус», «Клизма», «Спас», «Асклепий» (древнегреческий бог медицины. — Авт.)… Большинство людей одобрили название «Рятунчик». Между собой мы называем его «Рятун», а первый восстановленный Ан-26 — «Везун».

Кроме проектов по восстановлению самолетов в этой бригаде наша волонтерская организация обеспечивает обмундированием, обувью и продовольствием эскадрильи вертолетчиков, экипирует офицеров, которые добровольцами идут служить в зону АТО. Бориспольскую бригаду называют «тыловой частью», а ведь в любой момент, всего за час, военно-транспортные самолеты и вертолеты могут оказаться на переднем крае.

Подробную информацию и номера счетов, на которые можно перечислить средства, смотрите на сайте благотворительного фонда «Крылья Феникса» wings-phoenix.org.ua/uk.