Специалисты Киевского городского и областного центра защиты прав потребителей на протяжении последних двух месяцев провели несколько проверок, в результате которых обнаружили на прилавках магазинов и рынков российские консервы, икру, детское питание, игрушки и средства гигиены без необходимой документации.
Помимо контрабанды, инспекторы центра почти в каждой торговой точке находили много испорченной продукции, вплоть до просроченного питания для грудничков, рассказала «ФАКТАМ» первый заместитель руководителя Киевского городского и областного центра защиты прав потребителей, качества и безопасности продукции Роксолана Цирук.
— Во время одной из проверок крупного столичного супермаркета мы обнаружили коньяк крымского производителя, который уже после оккупации полуострова продавался в украинском магазине с новой акцизной маркой, — рассказала Роксолана Цирук. — Мы связались с изготовителями коньяка и узнали, что все свое производство они перенесли на территорию Украины. Чтобы выяснить, так ли это, наши инспекторы побывали на новом заводе и убедились, что крымчане вывезли с полуострова не только все свои запасы коньячных спиртов, но и забрали на материк лучших специалистов вместе с семьями.
Однако не все крымские предприниматели поступили так же. Многие просто декларируют, что перенесли производственные мощности на материк, а на самом деле продолжают изготавливать свою продукцию в Крыму и продают ее и в Украину, и в Россию. Причем в украинских супермаркетах прекрасно знают об этой ситуации, но не брезгуют торговать такой продукцией, несмотря на то, что после аннексии Крыма, начиная с августа 2014 года, согласно Закону «О временно оккупированных территориях», крымские товары запрещено реализовывать в нашей стране.
После обследования торговых сетей Киева и области, а также рынков и оптовых баз мы обнаружили нарушения, которыми следовало бы заняться на государственном уровне. Ведь крымская продукция уже не может быть ввезена в нашу страну легально. Разве что ее регистрируют как российскую, декларируют на таможне, платят налоги. Тем не менее мы выяснили, что в Украину массово поставляются рыбные консервы известной крымской марки. В документах пишется, что производственные мощности этой фирмы перенесены в город Буск Львовской области или в Черкасскую область. Получается, что эти консервы сделаны в Украине. Но в фуры загружается несколько партий консервов, среди которых есть и баночки с маркировкой «сделано в Севастополе».
По всей видимости, покупателя на российском рынке у этого бренда нет, потому что там рыбную продукцию поставляют мощные торговые марки из Владивостока. Вот крымчане и сбывают консервы в Украине как контрафакт.
Когда мы выяснили, в чем хитрость, и стали обследовать все оптовые базы в Киевской области, во многих случаях нас не пускали на территорию, отказывались называть поставщиков товара.
— Что это за «нелегальные» консервы?
— Сардина, килька в томате, шпроты. Но, кроме крымского контрафакта, в наши магазины без оформления поступает очень много российской продукции. Оптовые базы, отправляющие товар в торговые сети, не могли предоставить нам документы на определенную продукцию. А если официальных документов нет, то как этот товар попал на территорию Украины? Из своих источников мы узнали, что через Харьковскую область. Дальше должны работать правоохранительные органы.
— Разве магазины могут принять товар без документов?
— Понимая, что это — нарушение закона, в некоторых супермаркетах в тот момент, когда мы находились с инспекцией в торговом зале, убирали контрафактные консервы с прилавков. А нам говорили: эта продукция идет на утилизацию. В Белой Церкви мы нашли оптовую базу, где хранили полторы тысячи банок консервов без каких-либо документов: весь рыбный ассортимент, который раньше производился в Крыму, и контрафакт из России — начиная с сардин и заканчивая красной икрой. Безусловно, продается и вполне легальная российская продукция. Ведь Украина с Россией не приостанавливали торговлю. Хотя по логике вещей уже давно должна была бы приостановить. Но в этой ситуации поставщик по крайней мере официально платит налоги в бюджет нашей страны.
— Где можно нарваться на контрафактную продукцию?
— Больше всего российской контрабанды попадает на оптовые базы, откуда ее затем развозят на маленькие рынки и в магазинчики. Но даже в больших торговых сетях есть крымский «дубликат», работающий на две страны. То же самое с гигиеническими средствам. Среди российских «нелегальных» товаров мы находили шампуни, детские кремы, женскую косметику известных торговых марок. Как правило, эта продукция давно продается в Украине со всеми декларациями и сопроводительными документами. Видимо, сейчас дельцы решили сэкономить на таможне.
Есть проблемы и с китайской продукцией. Во время рейдов мы отобрали образцы официально импортируемых детских игрушек с необходимыми документами и сертификатами, но к ним «прилагались» еще несколько партий контрафакта. Или на игрушках непонятная маркировка, а документов на них нет. Никто не может гарантировать безопасность такого товара. Ведь на сегодняшний день существуют госстандарты, особенно на игрушки для детей до трех лет. Яркая и с виду безобидная погремушка может быть изготовлена из ядовитого пластика с запрещенными красителями. Ребенок оближет такую игрушку, и у него поднимется уровень ацетона в крови, появится аллергия. А родители ломают себе голову, в чем же проблема. Поэтому к игрушкам обязательно должен прилагаться сертификат соответствия и протоколы исследований на безопасность.
— Почему такие товары попадают на прилавки украинских магазинов?
— Я убеждена, что подобная ситуация сложилась из-за отсутствия контроля. Ведь у нас в стране действует временный запрет на проверки предпринимателей. И как следствие — массовое несоблюдение Закона «О защите прав потребителей». К нам в центр ежедневно обращаются по три-четыре человека с жалобами. А когда мы выезжаем с инспекцией, слышим один и тот же вопрос от руководства магазина: «Зачем вы приехали? Сейчас мораторий на все проверки!»
За то время, пока мы проводили ревизию по жалобам людей, у нас создалось впечатление, что украинский бизнес решил максимально заработать — на случай, если вдруг вернется государственный контроль и придется работать по закону. Дошло уже до того, что известные крупные бренды и импортеры игнорируют получение сертификатов соответствия, гигиенических выводов, деклараций. А для проверки предоставляют устаревшие документы, и это им сходит с рук. Или же на сертификат соответствия вписывают не одну, а десять партий продукции. На потребительском рынке разгул анархии. Причем на всех уровнях — начиная от коммунальных услуг и заканчивая продажей заплесневевшего хлеба, который у покупателя отказываются принимать назад.
Как-то наш инспектор отправился на проверку в крупный супермаркет без журналистов, и директор магазина… вызвал частную охрану. Нашего сотрудника отвезли в райотдел милиции. Пришлось ему тоже вызывать правоохранителей, после чего и директора забрали в райотдел. В итоге — два заявления в милицию, которые теперь проверяются.
— Чем заканчиваются такие конфликты?
— Для милиции — это лишняя работа, которая, по большому счету, ни к чему не ведет. А принципиальных потребителей, отстаивающих свои права, все чаще просто выталкивают из магазинов. У нас сейчас много дел, которые можно было бы передавать в суд. Но нет никакой гарантии, что судебное разбирательство станет эффективным. К тому же такие суды длятся годами.
Иногда доходит и до рукоприкладства. На одной из оптовых баз в Киеве администрация сначала делала вид, что не знает, кто у них арендует торговую площадь, а затем на наших инспекторов напали. Пришлось вызывать милицию, оформлять протокол. За последние десять лет я никогда не видела, чтобы продавец или собственник торговой точки позволял себе бить покупателя или инспектора. Сейчас это сплошь и рядом.
— Сотрудникам вашего центра угрожали?
— Если наши инспекторы не реагируют на откровенное хамство со стороны руководства некоторых магазинов, то им угрожают. Дескать, с вами будут разбираться правоохранители. Случалось, что действительно звонили и представлялись милицией, пытались давить. После каждого инцидента с крупным производителем или супермаркетом нам поступают звонки из правоохранительных органов с угрозами.
Некоторые магазины, позиционирующие себя как народные супермаркеты с экопродукцией и низкими ценами, в реальности торгуют испорченными продуктами. Как-то проверили такой супермаркет, составили акт о том, что в нем продаются просроченные овощи. А когда пришли с повторной инспекцией — опять нашли испорченные овощи.
После чего магазины этой сети мы проверили в каждом районе Киева. В некоторых из них нам хамили, в других требовали вынести из зала телевизионные камеры. А в Днепровском районе в таком «народном» маркете, когда мы нашли очень много просроченных продуктов и составляли протокол, в зале вдруг погас свет. Покупателей начали выставлять на улицу. Нас тоже попытались выдворить, но мы отказались покинуть торговый зал. Тогда администрация маркета… вызвала частную охрану. Следом приехал мужчина, который начал морально давить на инспекторов. Мы показали свои документы и попросили его представиться. Незнакомец сразу сбежал.
Юрист этого маркета отказалась подписывать протокол и заявила, что нет никакого Закона «О защите прав потребителей». Хотя руководство многих крупных сетевых магазинов, как правило, после проверок перезванивает нам, спрашивает, как исправить ситуацию.
По результатам наших обследований могу сказать, что каждый второй супермаркет Киева (не говоря о маленьких магазинчиках) торгует с нарушениями. Это касается и качества продуктов — просрочки, неправильной упаковки, хранения и расфасовки товара. Например: в лотке с огурцами — половина гнилых, при этом магазин объявляет распродажу в 50 процентов от первоначальной цены, мол, мы для бедных людей делаем. Получается, что бедняки за право есть гнилье обязаны еще и заплатить половину от завышенной стоимости. Хотя по закону эту продукцию необходимо утилизировать.
— По внешнему виду овощей и фруктов можно понять, что у них истекает срок реализации?
— Как только фрукт или овощ теряет товарный вид, он должен быть изъят из торговой сети с составлением акта утилизации. Один из сетевых маркетов продемонстрировал журналистам, как он это делает. Нашли товар с просрочкой в один день, и директор магазина перед телекамерами списал просроченное мясо в приют для собак. Еще и сделал себе рекламу, воспользовавшись ситуацией.
В маркетах средней руки можно встретить рыбу в морозильных камерах, где она лежит по два года. В одном магазине даже не потрудились перебить стикеры. Были случаи, когда на полуфабрикатах на фабричной упаковке срок реализации написан до 2014 года, а сверху наклеена этикетка со «свежей» датой упаковки. Поэтому такие стикеры надо обязательно отклеивать и смотреть, что под ними скрывается.
— На что чаще всего жалуются потребители?
— Больше всего люди выражают недовольство качеством жилищно-коммунальных услуг, в частности платежками, где указываются завышенные суммы. На втором месте по количеству — жалобы на просроченные товары в магазинах. И третьи в этом антирейтинге потребителей — сервисные центры ремонта электроники. Мы получаем по две-три жалобы в день на некачественный ремонт или обслуживание компьютеров, планшетов, смартфонов. Часто люди сдают гаджет в мастерскую по гарантии, а им не хотят проводить работы бесплатно. Бывает, что вообще ничего не делают с техникой, но деньги берут. Однако в последнее время увеличилось количество жалоб и на новую бытовую технику, купленную не в Интернете, а в крупных сетевых магазинах: стиральные машины, холодильники, телефоны, компьютеры. Это говорит о том, что из Китая в нашу страну попадают подделки брендов. Пока в Украине был надзор, то эту продукцию проверяли. Увы, более трех лет назад обязательную сертификацию бытовой техники отменили. Вот и результат. Люди за большие деньги приобретают дорогие телефоны, которые через две недели безнадежно ломаются.
— Вам удается помочь потребителям в такой ситуации?
— На сегодняшний день около 40 процентов дел, которыми мы занимались, заканчивались тем, что торговая сеть возвращала покупателю деньги. При этом в течение 14 дней магазин или сервисный центр должны исправить недочеты, изложенные в наших протоколах. Но все-таки явное большинство предпринимателей не хотят мирно решать проблему. Это, как правило, те магазины, у которых меньше разрешительных документов на товар или вообще отсутствуют законные основания для торговли.
Советы потребителям
- На любом товаре надо обязательно читать маркировку. Если нет украинского варианта надписей, скорее всего, товар контрафактный. Важно знать, что лишь продукция, которая законно попадает на территорию Украины, проходит проверку.
- Летом, когда не все холодильники в магазинах работают исправно, непременно смотрите на срок годности продукта. Не берите детям продукты питания с длительным сроком хранения, потому что в них есть консерванты.
- Помните, что готовую нарезку могут заново упаковать или же переклеить на ней этикетку со сроком годности.
- Не бойтесь вызывать администрацию, если видите нарушения в магазине. В случае конфликта обращайтесь за помощью в милицию, которая приезжает довольно быстро и составляет протокол. Затем можно написать жалобу в центр защиты прав потребителей.