Події

«плавание в районе новгорода было очень тяжелым. За день наша ладья могла раз пять о камни разбиться, но бог миловал»

0:00 — 2 липня 2009 eye 666

Созданная украинскими учеными копия древнерусского корабля «Сварог» была признана лучшей на фестивале исторических судов, который состоялся в Великом Новгороде

На фестивале исторических кораблей в Великом Новгороде участвовало 12 копий судов, на которых моряки ходили по морям и рекам в старину. Бесспорным лидером был признан «Сварог» (назван в честь языческого бога-кузнеца), построенный с помощью черниговских корабелов известным украинским подводным археологом и путешественником Сергеем Вороновым.

- «Сварог» сделан в точности таким, каким были его прототипы в древности, — рассказал по возвращении с фестиваля в Киев директор департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов.  — При строительстве своих ладей русичи наверняка использовали опыт великолепных мореходов — варягов (те служили в дружинах русских князей). Скандинавы называли свои суда драккарами. Один из них, занесенный песком, был найден в Норвегии. Коллеги из Осло предоставили мне чертежи, по которым на судоверфи в Чернигове построили драккар. Желающих совершить со мной исторические путешествия оказалось предостаточно. За несколько лет мы прошли на «Свароге» по всем водным путям, которые связывали Киевскую Русь с внешним миром. Самый сложный поход — по северной части пути «из варяг в греки» — совершили в 2001-м. Тогда впервые побывали возле Великого Новгорода: против течения, прошли по речке Волхов, затем — по озеру Ильмень. Участок за этим озером оказался одним из самых сложных и опасных. Помнится, за день мы тогда раз пять могли разбить драккар о камни, но Бог миловал. И вот сейчас вновь оказались в тех местах, приехав на фестиваль исторических кораблей. Специалисты попросили вскрыть палубы. Оказалось, что у всех, кроме нашего «Сварога», стоят… современные двигатели. Я ликовал! Ведь меня неоднократно упрашивали поставить мотор, но я устоял: какое же это историческое судно, если на нем будет движок! Оценивали также, насколько добротно построен корабль и даже его красоту. По всем этим критериям наш драккар был признан лучшим. А за «фотогеничность» ладья получила титул «роскошное судно».

Неудивительно поэтому, что российский телеканал СТС обратился к команде Воронова с просьбой поучаствовать в съемках документального фильма о пути «из варяг в греки». Совместную работу начнут через месяц. Мореходы оденутся в старинные одежды и покажут на практике, как русичи перетаскивали свои ладьи по суше волоком от одной речки к другой. Ну и пройдут перед телекамерами по Днепру. Кстати, на фестивале в Великом Новгороде команда была одета в такие же рубахи, которые носили во времена Киевский Руси.

- Это подарок спонсора — страховой компании, — продолжает Сергей Воронов.  — А расходы по участию в фестивале — 7,5 тысячи долларов — покрыла общественная организация украинского казачества. Мы наняли трейлер, который отвез ладью в Великий Новгород. На российской таможне девять часов простояли, «Сварог» даже чуть было обратно не отправили. Но обошлось. А вот эстонские энтузиасты со своей копией драккара на фестиваль так и не попали — непреодолимой преградой стала таможня в Санкт-Петербурге.

Фестиваль исторических кораблей проводился в рамках празднования Ганзейских дней. Еще в бытность Киевской Руси Великий Новгород, имевший обширнейшие торговые связи с городами Северной и Центральной Европы, входил в купеческий Ганзейский союз. Его члены обязались придерживаться определенных правил в своей торговой деятельности.

- На реке Волхов напротив стен древнего новгородского кремля выстроилась флотилия копий старинных кораблей, чтобы люди могли воочию представить, как все происходило в старину, когда город был одним из центров международной морской торговли, — рассказывает Сергей Воронов.  — В Новгород приехало более десяти тысяч гостей. На «Свароге» катали официальные делегации, так что веслами мы намахались вдоволь. Уставали ужасно, тем более что шли дожди, дул штормовой ветер. Одновременно на весла налегали десять гребцов, остальные имели возможность перевести дух. А капитан все время стоял у руля.

Экипаж состоял из 19 человек, четверо из них — ученые из Белоруссии. Самому старшему — за шестьдесят, а юнге — восемнадцать.

- В ближайшие дни начинаем подводные археологические работы в Черном море в районе Одессы, — говорит Сергей Воронов.  — Попробуем поднять немецкий военно-транспортный самолет «Юнкерс-52» времен Второй мировой войны. Летчику удалось посадить подбитую машину на воду, и лишь после этого она пошла ко дну. Так что сохранился самолет неплохо. Он забит ящиками. Что в них — документы, оружие? Выясним, когда удастся поднять их на поверхность.