Наука та технології

После старта марафона электромобилей Киев — Монако "ФАКТЫ" протестировали легендарную Тesla (фото)

0:30 — 18 червня 2015 eye 2081

Через десять европейских стран колонна автомобилей без бензиновых двигателей проехала почти три тысячи километров и финишировала в Монте-Карло, где ее встретил сам принц Монако Альберт II. А старт международному марафону электромобилей дал киевский мэр Виталий Кличко.


Впервые ралли электрокаров стартовало из украинской столицы. И неспроста — за последние год-два в нашей стране произошел стремительный скачок популярности авто, которые едят не бензин, а электричество.

Открытие марафона напоминало фестиваль электроизобретений: над головой летали дроны, вокруг ездили сегвеи, квадроциклы, электрические самокаты и велосипеды. В ряд выстроились электрокары известных автомобильных брендов (Nissan, Renault, Mitsubishi, BMW, Volkswagen) стоимостью 15—35 тысяч евро. Рядом — самодельная электромашина с солнечными батареями на крыше. А вот — легендарная Tesla, названная в честь знаменитого изобретателя в сфере электричества и созданная другим не менее известным изобретателем Илоном Маском. Второй год подряд американцы присуждают Tesla Model S звание «лучшего автомобиля года», а в Норвегии, к примеру, где очень высокие цены на бензин, это самый продаваемый автомобиль. Журналист «ФАКТОВ» протестировала Tesla Model S, проанализировав, чем отличается электрокар от бензиновых авто, а также каковы его характер, недостатки и перспективы в нашей стране.


Менее чем за пять секунд автомобиль разгоняется до 100 километров в час

Итак, передо мной — Tesla, и первый вопрос, как попасть внутрь, если на дверях нет ручек. Они прячутся внутрь машины, как улитка в раковину, создавая дополнительные препятствия для проникновения в салон недоброжелателей.

Ключ от электрокара выполнен в форме машинки.


Он никуда не вставляется и ничего не заводит, а дистанционно открывает багажники, люки и обеспечивает доступ к отсеку подзарядки. Именно ему повинуются дверные ручки, выезжая наружу.


Под капотом — вместо двигателя багажник (всего у машины их два).


Дно Tesla — это мощный аккумулятор мощностью около семи тысяч пальчиковых батареек и весом 450 килограммов. Производитель дает на этот аккумулятор восьмилетнюю гарантию. От ударов снизу он защищен трехслойным щитом.

Внутри салона — ни коробки передач, ни ручного тормоза. На руле рычаг переключения трех режимов: едем вперед, едем назад и парковка. Что ж, нажимаем педаль газа и моментально бесшумно трогаемся с места. Ощущение непривычное и ни с чем не сравнимое, так как любое авто на бензиновом двигателе «звучит» и «думает» перед ускорением.

За что Tesla обожают ценители спорткаров и любители «произвести впечатление», — это за разгон до 100 километров менее чем за пять секунд. Со старта на светофоре этот автомобиль не обгонят ни Porshe, ни Range Rover. А еще Tesla очень послушная и маневренная. Такое впечатление, что сигналы она получает напрямую из мозга водителя, настолько молниеносно и легко реагирует на поворот руля и нажатие педали газа.

Со скорости 110—130 километров в час начинаются сюрпризы. Tesla умеет ездить лихо (до 200 километров в час), но не любит. Быстро устает. Заряд батареи падает на глазах. И тут уже городской спорткар с бензиновым двигателем может догнать и перегнать электромобиль. Скорость ограничена нарочно. Ведь Tesla — это не «тачка», это философия. Осознанности и ответственности. Так что пристегиваемся даже на заднем сиденье, а ездим, не наводя страх на окружающих. Кстати, другие водители и прохожие реагируют на Tesla с нескрываемым одобрением. Выставляют большой палец: мол, молодцы, ребята, что сделали такой выбор! По словам владельца автомобиля Константина Евтушенко, нередко машину останавливают гаишники — из любопытства.

Есть у Tesla этот магнетизм, умеет она, не обладая пафосной внешностью, притягивать интерес.

Во многом это объясняется ее инновационностью. Tesla — как большой смартфон. Вместо панели кнопок внутри — 17-дюймовый сенсорный экран с собственным программным обеспечением.


Здесь есть настройка климат-контроля, поиск ближайшей станции зарядки, навигация, медиа-плеер, телефон, показатель расхода энергии, камера заднего вида и выход в Интернет. Водителю незачем брать бесплатную газету, раздаваемую на светофорах — по моей просьбе сайт «ФАКТОВ» загрузился за секунды и остался в памяти устройства.

Есть у Tesla несколько особо приятных нюансов. Так, при езде назад камера показывает траекторию колес. К примеру, компьютер запоминает индивидуальные настройки сидений для каждого водителя. Настроил кресло и зеркала по себе единожды, ввел свое имя и — вуаля, в любой момент по сигналу машина возвращает тебе эти установки.


Радует и то, что необязательно пролистывать список музыки, чтобы заиграла желаемая мелодия. Достаточно произнести вслух имя исполнителя и название песни, и компьютер сам ее найдет и воспроизведет.

На табло Tesla видно, что расход энергии то и дело меняется и напрямую зависит от стиля вождения. Так, полного заряда аккумулятора хватает на 490 километров при скорости 100 километров в час, а если ехать 60—70 километров в час, то прибавляется 90 километров дистанции. Tesla идеально подходит для города и ежедневных поездок на работу. Она любит дисциплину и пробки, потребляя минимум энергии. Вот почему электрокары так хороши в качестве такси. Многие владельцы Tesla рассказывают, что за день по городу теряют максимум 30 процентов заряда батареи (даже если это электрокар среднего класса, заряда которого хватает в среднем на 160 километров, за день по городу вы вряд ли намотаете больше 80 километров). Так что задумываться о том, где подзарядить авто, им вообще не приходится. Они делают это по ночам на паркинге у своего частного дома или в гараже. Зато морозной зимой Tesla теряет до трети своего заряда (правда, салон нагревается мгновенно, так что не нужно ждать, пока «разойдется» двигатель).

Если заряжать электрокар ночью, платить придется меньше

Что же делать тому, кто решил путешествовать на электрокаре на длительные расстояния? На сегодняшний день в Украине около ста точек подзарядки электрокаров. Большинство — в Киеве и на Западной Украине. Между столицей и Одессой есть пункт подзарядки в Умани. На трассе Киев — Львов их десятки. Интересный момент: после того, как заряд батареи Tesla падает до нуля, она не останавливается, а проезжает еще четверть своего потенциала. Если же представить себе, что машина все-таки стала на трассе, не надо спешить вызывать эвакуатор. Потому что на буксире на скорости 60 километров в час Tesla рекуперирует (получает обратно) 60 киловатт энергии. То есть достаточно проехать на буксире 20 километров, чтобы подзарядить аккумулятор и двигаться дальше самому. Такой вид зарядки в разы эффективнее обычной — от розетки 220 вольт.

К слову, зарядить электрокар можно тремя способами: дома от обычной розетки, дома от купленного специального зарядного устройства и на зарядной станции. Это делается минимум за 20 минут, максимум — за 10 часов.


*Зарядить электрокар можно дома от розетки или специального устройства либо на зарядной станции

К сожалению, в Украине нет официальных дилеров, что означает, например, то, что починить машину можно аж в Вене, а детали приобрести или за границей, или на сером рынке. Конечно, Tesla свободна от проблем с регулярным заливанием масла, заменой свеч и бесконечных ТО. Но и электромобиль нуждается к уходе хотя бы раз на 45 тысяч километров пробега.

Каркас машины сделан из алюминия. Это, разумеется, добавляет авто легкости, но… алюминий далеко не самый прочный и надежный материал. Тем не менее краш-тесты Tesla показывают высокий уровень безопасности водителя и пассажиров. Дело в том, что вместо топливного бака инженеры встроили длинные зоны деформации, поглощающие большое количество энергии при ударе автомобиля о препятствие.

Tesla — автомобиль, безусловно, эмоциональный. Но если представить, что владеешь им не первый год, что в нем остается привлекательного? Стоит электрокар около 70 тысяч евро, а с уплатой всех налогов и сборов в украинскую казну цена повышается еще процентов на 40. Главное преимущество Tesla в том, что она открывает новые горизонты. Не просто так ведь ее называют машиной будущего. Во многих странах мира владельцы электромобилей освобождаются от уплаты налогов, и в Украине за подобный закон депутаты уже проголосовали в первом чтении. Проголосуют во втором — экономия на 35—40 процентов обеспечена. С Tesla ты не зависишь от цен на нефть. Электроэнергия гораздо дешевле бензина — около 8—15 гривен за 100 километров пробега. К тому же электрокар не загрязняет воздух выхлопными газами. После пожара на нефтебазе под Киевом выяснилось, что в столице концентрация вредных веществ в воздухе превышена в разы — и это обычное для лета явление. А электроэнергия не только более экологична, но и дешевле. Кстати, Константин Евтушенко объясняет: «Если заряжать электрокары ночью, распределение энергии выровняется. Ночную энергию вырабатывают в основном атомные электростанции, а это безвредно для окружающей среды. А установив дома особый счетчик, платить придется вполовину меньше — ночной тариф дешевле дневного».

Если электрокары займут десять процентов рынка автомобилей, инфраструктура зарядных станций и СТО разрастется по всей стране. Электромобили не любят плохих дорог — а значит, придется сделать дороги лучше. На фоне инновационных электромашин советские грузовики, оставляющие после себя черный дым выхлопов, придется заменить новыми. По подсчетам экспертов рынка, все это реально осуществимо уже к 2025 году.

Фото Любови Исадчеко