Киевляне братья Сергей и Леонид Ботвинко своими силами восстановили карильон. Теперь вновь каждые 15 минут с колокольни раздаются мелодии
— Когда в детстве мы с моим младшим братом Леонидом бывали с отцом возле станции фуникулера на Владимирской горке, папа рассказывал нам, что до войны возле этого места стоял старинный Михайловский Златоверхий собор, — говорит киевский инженер Сергей Ботвинко. — Ни я, ни брат тогда и предположить не могли, что в конце 1990-х храм будет восстановлен и мы создадим для него карильон — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой набор точно отлаженных по звучанию колоколов с механическим управлением. После этого сделали первый в Украине передвижной карильон (он является собственностью братьев Ботвинко.— Авт.). А когда в 2009 году встал вопрос о создании стационарных курантов на колокольне Софии Киевской, нас пригласили выполнить эту работу.
Полтора года назад система управления курантами на колокольне Софийского собора вышла из строя. Но до ремонта ни у кого не доходили руки. Недавно вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам, министр культуры Украины Вячеслав Кириленко, с которым мы давно знакомы, обратился к нам. Денег на восстановление предусмотрено не было, но, понимая, какая ситуация сложилась в стране, мы взялись восстановить систему. Ведь сами коренные киевляне, почему же не постараться для родного города, если есть такая возможность.
*Снимок сделан на колокольне Софийского собора. Братья Сергей и Леонид Ботвинко много лет проработали инженерами на Киевском авиазаводе, а в 1990-е годы увлеклись созданием курантов и карильонов (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Когда поднялись на колокольню Софии Киевской и открыли механизм карильона, увидели, что внутри все выгорело, — говорит Леонид Ботвинко. — Вероятнее всего, туда попала молния. Мы перебрали все электромагниты, восстановили электронный блок, запрограммировали его на исполнение тех или иных мелодий в определенное время. С музыкальной частью, как и во время создания этих курантов, нам помог профессор Национального университета культуры и искусств Георгий Черненко. В прежний репертуар мелодий карильона внесли изменения: теперь в начале и в конце рабочего дня — в 8.45 и 17.45 — звучит праздничная музыка.
Сейчас на колокольне Софийского собора 31 колокол (22 отечественного производства и девять — всемирно знаменитой голландской королевской фирмы «Петит и Фритцен»). Этого мало, возможности карильона ограничены. Нужно довести количество колоколов до пятидесяти. Деньги понадобятся немалые, где их взять? Подобный вопрос несколько лет назад стоял перед настоятелем старинного Гошевского монастыря, что на Ивано-Франковщине, игуменом Дамианом. В обители было 11 колоколов, для создания полноценного карильона не хватало еще 39. Отец Дамиан сильно сомневался, что удастся собрать деньги на их приобретение. Мы с братом рассказали батюшке, что на колоколах своего передвижного карильона поместили имена членов нашей семьи. Предложили дать возможность каждому из прихожан оплачивать «свой» именной колокол. И что вы думаете, за год люди сдали около 150 тысяч евро! Запомнилась одна женщина, пожертвовавшая тысячу евро. Она собрала деньги на поездку в святыню православия — гору Афон в Греции. Но сказала, что со временем побывает там, когда еще раз накопит нужную сумму.
Четырнадцатого июня в Гошевском монастыре прошел Первый международный фестиваль карильонного и колокольного искусства. В нем участвовали музыканты из Украины, Польши и России. На празднике игумен Дамиан заявил о намерении создать при монастыре школу карильонистов.
Мы с Сергеем сделали для Гошевского монастыря карильон с колоколами от «Петит и Фритцен». Кстати, эта фирма была основана 360 лет назад! Ее владелец до недавнего времени лично отливал колокола, поскольку только он знает все технологические секреты. К сожалению, этот человек уже отошел от дел из-за возраста, ему 67 лет. Сын не захотел продолжать семейное дело. Права производства и бренд пришлось продать другой голландской компании.
Нам предложили создать карильоны еще в нескольких духовных центрах Украины, но пока это только проекты. Свой карильон мы сделали электрическим. Собирали вдвоем, чтобы быть на сто процентов уверенными в качестве. Насколько это была трудоемкая работа, можно судить, например, по тому факту, что только гаек использовали около семи тысяч штук. Во время исполнения музыки конструкция подвергается большим нагрузкам, поэтому многие детали изготовили из прочной нержавеющей стали.
— Создание этого инструмента наверняка стоило немалых денег. Подсчитывали, сколько в него вложили?
— Немало, но мне бы не хотелось называть конкретную сумму, — отвечает Леонид. — У нас есть свой бизнес, что позволило создать карильон.
Играть на нем очень сложно, ведь исполнителю приходится одновременно работать руками и ногами. На нашем инструменте играет кандидат искусствоведения Ирина Рябрук. Вначале она год обучалась в Санкт-Петербурге на карильоне, который восстановили голландские мастера к 300-летию этого города (инструмент находится в Петропавловской крепости. — Авт.). Уроки Ирина Владимировна брала у наставников из Голландии, приезжающих преподавать в Санкт-Петербург.
В 2014-м она давала фортепианный концерт в украинском культурном центре в Санлисе (это рядом с Парижем), заехала в Королевскую школу карильонистов в Мехелине (Голландия), и ее приняли туда на второй курс. В Киеве Ирина Владимировна чуть ли каждый вечер приезжает к нам в мастерские и репетирует. Бывало, звоню ей в половине одиннадцатого вечера, спрашиваю: «Закончили?» — «Нет, еще занимаюсь». Неделю назад мы перевезли наш карильон на территорию Национального заповедника «София Киевская». Он стоит под открытым небом, Ирина играет на нем. Ее преданность делу впечатляет. После окончания Королевской школы в Мехелине Ирина Рябчук станет первым в Украине дипломированным карильонистом. Она педагог, поэтому сможет подготовить учеников. Кстати, мы намерены добиться, чтобы в Киеве, например, при консерватории или Детской академии искусств был создан класс игры на этом инструменте.
— Как получилось, что вы занялись созданием карильонов?
— Благодаря случаю, — отвечает Сергей. — Мы с братом много лет проработали инженерами на Киевском авиационном заводе. В середине 1990-х предприятию поручили сделать куранты для Михайловского Златоверхого собора, который тогда заново отстраивали. Мы с Леонидом узнали об этом и решили взяться за совершенно незнакомое нам дело. Оно нас неимоверно увлекло, мы с ним справились. Приятно, что этот карильон стал одним из символов Революции достоинства: когда в ночь на 11декабря 2013 года «Беркут» пошел в атаку, диакон Иван Сидор стал бить в набат, призывая киевлян мчаться на помощь. Замечу, что карильон Михайловского Златоверхого собора нуждается в глубокой реконструкции. Когда он создавался, пригласили одну зарубежную фирму, которая установила железные бойки. Железо тверже бронзы, поэтому от ударов в колоколах образовались вмятины. Заменить бойки на бронзовые — это лишь одна из многих работ, которые следует там сделать.