Культура та мистецтво

Виктория Токарева: «На фоне всеобщего веселья Фрунзик Мкртчян был очень одинок в своем несчастье»

5:00 — 3 липня 2015 eye 4286

Народному артисту СССР исполнилось бы 85 лет

Миллионам зрителей Фрун­зик Мкртчян известен по картинам «Не горюй», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Мимино», «Суета сует», «Одиноким предоставляется общежитие» и многим другим. Однако, по словам Армена Джигарханяна, при всей кинематографической славе, более интересным актер был в театральных работах. Фрунзик Мкртчян служил в Армянском театре имени Сундукяна. Чтобы купить билет на спектакль, в котором он играл, зрители занимали очередь ночью. Судьба отмерила Фрунзику Мкртчяну 63 года. О том, каким он был человеком, «ФАКТАМ» рассказали родной брат актера режиссер, художественный руководитель Ереванского театра имени Фрунзика Мкртчяна Альберт Мкртчян, сценаристы Виктория Токарева и Аркадий Инин, а также режиссер Алла Сурикова.

— Как Фрунзик праздновал дни рождения? — спрашиваю у брата артиста.

— Обычно отмечали дома, — отвечает Альберт Мкртчян, — а на следующий день мы с родными и друзьями выходили в город погулять, выпить по стаканчику. Для Фрунзика подарки не были важны, он пред­почитал не получать, а сам дарить. Но мы с сестрами все равно старались старшего брата чем-то порадовать, сделать какой-то сюрприз.

— Появление Фрунзика Мкртчяна на экране с его колоритной внешностью всегда вызывало добрую улыбку. А в жизни он был веселым человеком?

— Знаете, Фрунзик любил жанр трагикомедии. И личностью был трагикомической. Еще в детстве многие отмечали: даже когда Фрунзик шутил, его глаза оставались грустными. Брат любил говорить: «В каждой улыбке есть слезы, и в каждой слезе есть улыбка».

— Как он ощущал свою славу? Слышала, что зрители ему не давали проходу.

— Брат просто устал от этого. Где бы ни появился, его тащили в ресторан. Так происходило и в Ереване, и в Москве, и в Париже… Всюду его знали.

— Какой фильм был у вашего брата любимым?

— Мне кажется, «Танго нашего детства», в котором он великолепно сыграл. Эту картину я снимал. В Венеции она получила несколько призов.

— Фрунзик Мкртчян с детства мечтал стать актером?

— Да. Но наш отец хотел, чтобы Фрунзик стал художником — брат ведь прекрасно рисовал. Его рисунки сейчас висят в театре, который носит имя Фрунзика Мкртчяна. Преимущественно это портреты.

— Насколько знаю, театр он сам и создал, в последнее время увлекшись режиссурой.

— Это случилось за два-три года до смерти.

— Блестяще сыгранные в известных фильмах роли сделали Фрунзика Мкртчяна человеком состоятельным?

— Материальное для него не имело значения. Денег он не копил. И вообще всякое накопительство ненавидел.

— Каким ваш брат был в быту? Мог что-то приготовить?

— Прекрасно жарил картошку.

— Читала, что на его долю выпала нелегкая участь отца-одиночки. Когда красавица-жена Донара (актриса, которую многие зрители помнят по роли супруги Джабраила — водителя товарища Саахова в фильме «Кавказская пленница») из-за психического расстройства попала в больницу, все домашние хлопоты легли на его плечи. Он стирал, убирал, ходил в магазины, был хорошим отцом для своих дочери и сына.

— Фрунзик жил в трагедии. Заболевание жены Донары передалось их сыну и оказалось неизлечимым. Когда Фрунзик женился, недуг супруги практически не проявлялся. А потом случилась такая вот беда… Сына Фрунзик возил в Париж с надеждой, что его там вылечат. Но это оказалось невозможным.

— Знаю, ваш брат очень любил сына Ваага, гордился его успехами в художественной школе.

— Да, это правда. Племянник прекрасно рисовал. Но болезнь оказалась беспощадной.

— От чего умер ваш брат? Слышала, в последнее время из-за всех жизненных неурядиц он находился в тяжелой депрессии.

— В Москве сняли фильм «Последние 24 часа. Фрунзик Мкртчян». Посмотрите — и вы получите ответы на все вопросы.

— Ваш брат бывал в Киеве?

— Да, ему очень нравился этот прекрасный город.

— Виктория Самойловна, Фрунзик Мкртчян играл в фильме «Мимино», снятом по вашему с Георгием Данелия сценарию. Как вы познакомились с артистом? — интересуюсь у Виктории Токаревой.

— Меня к Фрунзику подвел Данелия и представил ему: «Это автор сценария», — вспоминает писательница Виктория Токарева (на фото). — Мкртчян посмотрел на меня и сказал: «Похоже». Это очень тонкая реплика! Скажите, какое может быть сходство у молодой женщины с рукописью? А он смог уловить особое «излучение». Я тогда подумала о Фрунзике: «Талант!» И вдруг он продолжил: «Послушай, приходи ко мне в номер. Женюсь!» Такой вот «подарок» — женится он!..

— Видела в Интернете снимок, на котором вы в компании Кикабидзе, Мкртчяна, Данелия… Сделан он в 1977 году, как раз, когда вышла картина «Мимино». Вы всегда были женщиной очень эффектной!

— Моя, так сказать, «фишка» заключалась в том, что, обладая талантом, была еще и привлекательной. Но мне уже не требовалось искать свою судьбу. Я была замужем, имела ребенка. А если бы даже была свободна, Фрунзик — не тот типаж мужчины, который мне подошел бы.

— Чем запомнилась вам работа с Мкртчяном?

— Когда снимали «Мимино», в одной из сцен требовалось, чтобы танцующий Фрунзик поднял зубами с пола платок. А он был выпившим, и ничего у него не получалось. Данелия сказал: «Фрунзик, у тебя договор на две недели. Чтобы эти 14 дней ты не брал спиртного в рот!» И вот спустя две недели Фрунзик ко мне подходит и говорит: «Слушай, я не пью и так хорошо себя чувствую. Теперь понимаю, почему бездарности весь мир завоевали! Они все время себя хорошо чувствуют».

— Вы знали о тяжелой семейной ситуации Фрунзика Мкртчяна?

— Он никогда об этом не рассказывал. Когда я была в Армении на фестивале, Фрунзик вел застолье. И нужно сказать, это было восхитительно! Он так интересно говорил. Это мощь и сила! А вечером Фрунзик вдруг подошел ко мне и сказал: «Когда много народу и всем весело, мне бывает особенно грустно. Я плакал». На фоне всеобщего веселья на фестивале Фрунзик был очень одинок в своем несчастье. Мкртчян мне запомнился талантливым и чистым человеком, беззащитным, как ребенок.

— Слышала, что после раз­рыва с последней женой Фрунзик Мушегович обитал с сыном в однокомнатной квартире.

— Знаете, Фрунзик совершенно не думал о своем материальном благополучии. Он в этом смысле, как Нонна Мордюкова. Лишь когда показали по телевизору интервью с ней, все узнали, что у знаменитой артистки однокомнатная квартира. И Черномырдин ей тут же дал трехкомнатную. Но как она не хотела туда переезжать! Ей казалось: зачем столько свободного места? А оказалось, не так уж и много. В одной комнате — спальня, другая — для приема гостей, третья — для сестры… Люди, для которых главное — их творческое предназначение, часто очень далеки от материального.

— Виктория Самойловна, Мкртчяна нет уже более 20 лет. Сегодня его часто вспоминают в кинематографических кругах?

— Фрунзик Мкртчян — крупная фигура в кино. Его имя находится в одном ряду с Иннокентием Смоктуновским, Евгением Леоновым, Сергеем Бондарчуком…

— Я вам прочту фрагменты моей книги «Любовь со второго взгляда», где говорится и о Фрунзике, — говорит режиссер Алла Сурикова. — Она была написана десять лет назад. «Фрунзика я снимала в фильме „Суета сует“. Галина Польских уже была утверждена на роль Марины Петровны. Я искала ей пару. Кто мог быть тем актером, для которого первые произнесенные в кадре слова: „Марина, я пропал. Я, можно сказать, погиб. Мне понравилась посторонняя женщина…“ — были бы естественными и ненатужными? Я стала вычислять. Вычисления дали результат. Фрунзик Мкртчян! Большой ребенок, который заблудился между двумя женщинами. Когда я сняла Польских с Мкртчяном вместе, то поняла, что это они!»

— Каким вы запомнили Фрунзика Мушеговича?

— Он был человеком очень талантливым, требовательным к себе. В одном интервью артист признавался, что за роль берется только в том случае, если в ней есть что-то глубокое, для души. Фрунзик был тонким знатоком поэзии и литературы — армянской, русской и мировой. Его обожала Армения, его любила вся зрительская аудитория Советского Союза.

— Работалось с ним легко?

— Была одна проблема в работе с этим замечательным актером. Что бы он ни делал, был изначально смешон. Иногда настолько, что группа не могла работать. Я говорю: «Мотор!» И из-под одеяла рядом с Галей Польских должен появиться заспанный Борюся, герой Мкртчяна. Но из-под одеяла долго, гнусаво и абсолютно самостоятельно выползает… легендарный нос Фрунзика, а уж потом — остальное тело. Галя Польских смеется, за ней вся группа. Я кричу: «Стоп!» Следующий дубль — то же самое. Группа уже отворачивается к стене, чтобы Галя не видела наши лица. Ничего не помогает. У всех смешливая истерика. Галя сползает на пол из постели супругов. За ней — вся группа корчится в смехе. Тринадцать дублей! Только когда уже челюсти свело от смеха, когда были выплаканы все смешливые слезы, дубль удалось заснять. «У тебя же гордый профиль!» — говорила ему новая зазноба. Фрунзик отвечал: «В профиль я себя не вижу — может, он и гордый».

Фрунзик очень не любил дублей. Но мы с оператором, страхуясь, снимали обязательно два-три дубля. Советская пленка — самая ненадежная пленка в мире. Могла в любом месте дать брак. Лишь в одной сцене Мкртчян был неумолим к себе и требователен к нам — в сцене прихода его героя к новой молодой жене. Сцена заканчивалась долгим поцелуем. Он искал варианты поцелуя. На седьмом дубле запротестовала его партнерша Анна Варпаховская, сославшись на то, что ее законный муж может этого не понять. В монтаже я немного подрезала долгий и страстный поцелуй, чтобы сохранить семью.

— Фрунзик был человеком обаятельным, но замкнутым, — вспоминает известный писатель-юморист Аркадий Инин, написавший сценарий к фильму «Одиноким предоставляется общежитие». — Как мне кажется, несколько стеснялся того, что русский язык знал не в совершенстве, поэтому много не говорил. В работе был человеком очень серьезным.

— На съемках он импровизировал?

— Да. Думаю, все помнят эпизод, где Фрунзик упрекает жену в том, что она не умеет готовить. В сценарии была фраза: «Утром — яичница, днем — яичница, вечером — яичница…» А Фрунзик от себя добавил: «А ночью — омлет!» И это было прекрасное дополнение.