Культура та мистецтво

Жанна Россыпчук: "Даже из зарубежных поездок привожу глину, чтобы потом… плести из нее посуду" (фото)

7:00 — 7 липня 2015 eye 1166

Международная ярмарка искусств в седьмой раз прошла в гончарной столице Украины — поселке Опошня на Полтавщине

Купили дед с бабой в Опошне барана. Глиняного. За две тысячи гривен. Такого большого, что сами донести до машины не могли. Специально, говорят, за ним из Ахтырки Сумской области в Опошню приезжали. Будет сыну подарок на юбилей. Может, живой баран обошелся бы дешевле. Шашлыков-то уж точно из него целую гору можно было сделать. Но старики уверены, что произведение гончарного искусства нельзя сравнивать с сиюминутным удовольствием. И это приобретение долгие годы будет радовать их детей и внуков.

Одной из изюминок ярмарки стало дефиле моделей — парней и девушек с узорами на теле. Образы, создаваемые мастерами по бодипейтингу (весьма экстравагантный способ росписи тела красками), никого не оставляют равнодушным. Торговля замирает. Традиционные опошнянские узоры, которые все привыкли видеть на глиняных изделиях, на теле как бы оживают и воспринимаются совершенно по-новому.

Победительницей конкурса стала студентка Полтавского технического университета Алина Костенко. В своей работе под названием «Несобранные грозди райского сада» она использовала опошнянские мотивы раскраски керамики.


*Так выглядят «Несобранные гроздья райского сада» в представлении молодого мастера по бодипейтингу Алины Костенко


*Алина Костенко

У Алины, как и у двенадцати ее конкурентов, было пять часов. Рассказывая о тонкостях работы, Алина говорит, что на тело краски ложатся совершенно не так, как на бумагу или глину. Это нужно учитывать, чтобы не напортачить. Еще художница очень переживала по поводу того, что модель, которой пришлось стоять неподвижно, буквально замерзала. Но Гран-при, к которому прилагается и материальное вознаграждение, того стоил!

Не протолкнуться было и к гончарам, дававшим мастер-классы. Детям доставляет удовольствие перепачкаться глиной в процессе изготовления чашек или тарелок, а потом гордо ходить по ярмарке, будто с наградами.

Один из мастеров, харьковчанин Виктор Зеленский, вырос в Опошне, и этим все сказано. По образованию он инженер-электромеханик. На фестиваль привез будущих культурологов из Харькова. Студентки признаются, что такого погружения в национальные традиции в их жизни еще не случалось.

На ярмарке были представлены, пожалуй, все техники производства гончарных изделий. Львовские мастера торговали чудесной кухонной утварью черного цвета. Было много дымчатой посуды, которую освоили полтавчане. Говорят, такую делали скифы. Смешивали красную и белую глину, а после обжига опускали в молоко, чтобы казеин заклеил поры и посуда не пропускала влагу. Еще в процессе изготовления ее полировали морскими камешками, отчего стенки становились тонкими и звонкими.

Отличить от подделок опошнянские гончарные изделия, которые были известны на Левобережной Украине еще в XVI веке, можно даже по весу — настоящие, сделанные из красной глины, довольно тяжелые. Их характерная особенность — веселые растительные узоры.

В семье мастеров Грисенко муж Виктор по традиции выполняет тяжелую работу на круге и у горна, а жена Марьяна «наводит красоту» — расписывает изделия.

— Мы отступили от некоторых канонов, в частности, от использования глазури, — поясняет Марьяна Грисенко. — Поэтому наши изделия имеют натуральный терракотовый цвет. Наносить на терракоту эмалевые рисунки нужно очень аккуратно, чтобы орнамент не расплылся. Изделие покрываем глазурью только изнутри — для водостойкости. Кроме того, обрабатываем посуду особым бальзамом — ганозисом, которым пользовались еще древние греки. В его состав входит льняное масло, пчелиный воск и канифоль. Это прекрасная защита от влаги, солнца, микроорганизмов, посторонних запахов. Такие изделия имеют нежный шелковистый блеск, на них не остается пятен.

На ярмарке традиционно проводятся конкурсы фотохудожников, керамистов, гончаров. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа.

Жанна Россыпчук из Триполья Обуховского района Киевской области — уникальная мастерица. Самоучка, бросившая бизнес ради творчества, плетет замысловатые орнаменты… из глины. Готовые изделия — вазы, чашки, тарелки, светильники — поливает молоком и ставит сушиться, а не обжигает в печи. И они получаются невероятно красивыми.

Жанна утверждает, что больше никто в мире не использует эту технологию. И глина у нее особенная, смешанная. Часть взята в Триполье, часть — в Опошне, часть — в Крыму, часть — в Черновицкой области, часть — в Донецкой…

— Привожу глину даже из зарубежных поездок, — улыбается 51-летняя Жанна Россыпчук. — Таскала ее килограммами из Индии и Непала. У каждой свой цвет, своя энергетика. Мне нравится украшать свои произведения символами. Солнце — бесконечность жизни, крест — символ нашего спасения. Чем больше переплетений, тем сильнее защита от злых духов.


*Трипольская мастерица Жанна Россыпчук говорит, что она единственная в мире, кто использует такую технологию производства гончарных изделий

Никто не проходит мимо торгового павильона семьи Пилюгиных из Решетиловки — самобытных мастеров по ручному ткачеству ковров и гобеленов. Пользуются спросом и традиционные украинские запаски, и ангелы с баранчиками из пряжи, и чехлы на мобильные телефоны. Старшая дочь заслуженного мастера народного творчества Евгения Пилюгина член Национального союза художников Наталья Дмитренко вскоре будет делиться своим искусством на XV Всемирном фольклорном фестивале в Турции. Украину на нем будут представлять всего десять мастеров.


*Мастер-классы по изготовлению мотанок почему-то больше привлекали мальчиков (в центре — трехлетняя Катя Герасимова в сшитой мамой сорочке из рушника ручной работы)

Настоящий фурор среди ценителей старины произвела Александра Герасимова из Засулья Лубенского района. Она привезла на ярмарку сорочки из вышитых гладью старинных рушников.

— У многих сельских жителей лежат на чердаках эти поистине бесценные вещи ручной работы, — рассказывает Александра. — Несколько месяцев назад я нашла им применение — сшила из рушника сорочку для своей трехлетней дочки. Даже не ожидала, что это вызовет такой интерес у моих знакомых. Они тоже захотели аутентичные наряды. И пошло-поехало…

Цены на детские сорочки из старинных рушников стартовали от 300 гривен. Новые вышиванки стоили на ярмарке от 600 до 2 тысяч гривен. Корзинку из плетеной глины у Жанны Россыпчук купили за 450 гривен. Симпатичный глечик с крышкой Марьяна Грисенко продала за 120 гривен, а запаску, сплетенную прямо на ярмарке, Наталья Дмитренко отдала за 35 гривен.

У кузнеца из Лебедина Сумской области Сергея Курило сын воюет в составе 92-й механизированной отдельной бригады.

С фронта он привез отцу несколько осколков боеприпасов и искореженных корпусов гранатометов. Сергей Курило сделал из них инсталляцию в виде букета. Это еще один знак, который подсказывает: война закончится, но мы всегда будем помнить о ней. И глиняное панно в виде рубашки с застрявшими в ней пулями (работа керамиста из Александрии Кировоградской области Алины Литвиненко) — это символ глубочайшей боли всей Украины…

Фото автора