Україна

За пять дней работы новой патрульной службы киевляне увидели, чем полиция отличается от милиции

6:30 — 9 липня 2015 eye 11164

На прошлой неделе Верховная Рада дала зеленый свет реформам МВД, приняв важные законы по переформатированию украинской милиции, а уже через несколько дней состоялась презентация новой патрульной полиции Киева.

Киевские полицейские работают вне закона, заявил народный депутат, юрист Сергей Власенко. Его аргументы — Закон «О Национальной полиции», регламентирующий работу патрулей, до сих пор не вступил в силу.

В МВД объяснили, что сейчас полиция в столице работает в тестовом режиме. Но где гарантия, что особо въедливые граждане не побегут оспаривать составленные патрульными протоколы? Директор департамента коммуникаций МВД Артем Шевченко объяснил, что полиция работает в правовом поле — пока как штатные сотрудники органов внутренних дел. На их «корочках» даже написано «милиция». После подписания и опубликования закона изменится их статус. Но не суть.

Ежедневно Киев охраняют 500 полицейских. Всего в патрульной службе Киева задействованы около двух тысяч сотрудников. Новое силовое подразделение состоит из четырех батальонов по 500 человек. Заработная плата патрульных полицейских составит от 8 до 10 тысяч гривен, а появившиеся в Интернете сведения о том, что денег для патрульных не хватает и они будут получать около четырех тысяч гривен, — фейк недоброжелателей, заявила замминистра внутренних дел и куратор полиции Екатерина Згуладзе.

На улицы столицы каждый день выходят работать 500 новых стражей порядка: 200 автопатрулей (в каждой машине по два полицейских) и 100 пеших полицейских. Ночью пешие сотрудники подсаживаются в автопатрули, и таким образом в полицейской машине находятся трое сотрудников.
Работа патрульной полиции проходит в две смены, каждая из которых длится 12 часов. Дневная начинается в 9.00, а ночная — в 21.00. Город разделен на определенные тактические квадраты, за которыми закреплены патрули полиции. Существенное отличие новых патрульных от ГАИ и ППС — полицейскому автопатрулю запрещено дежурить, стоя на месте, — экипаж должен постоянно двигаться в потоке транспорта. Естественно, кроме тех случаев, когда оформляется правонарушение.

Первые дни работы полицейских патрулей киевляне с интересом наблюдали за ними, радостно отмечая отличия от традиционной милиции.

Киевлянка Людмила пишет в «Фейсбуке» о своих впечатлениях. В ДТП пострадал ее автомобиль, и женщина сделала вызов по 102. «Через две минуты едут, — пишет Людмила. — С мигалкой, надписью „Полиция“, останавливаются, выходят красивые такие — в форме. Приветливы: „Что у вас случилось, чем помочь?“ Оказывается, дежурили в нашем секторе. И тут мне приходят сразу две sms-ки: „ваш вызов зарегистрирован“ и „к вам направлен патруль“ с контактным номером (!!!) для связи». Патрульные помогли Людмиле решить все технические вопросы, попутно реагируя на информацию прохожих о потерявшем сознание человеке (к нему вызвали другой экипаж).

Еще одна жительница столицы, Катерина, рассказала, как была приятно удивлена, наблюдая работу экипажа патрулей: на улице Олены Телиги заглохла машина. Полицейские какое-то время повозились с ней, не смогли починить, взяли на буксир и повезли на СТО. «Когда такое было?!» — не скрывает восторга женщина. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.

В «ФАКТЫ» три дня звонят читатели: в одном месте полицейские сами починили светофор, а пока он не работал — регулировали движение, в другом — помогали накачать колесо. Сказка!

Действия автопатрулей координируют диспетчеры, работающие в дежурной части патрульной полиции Киева. Благодаря тому, что диспетчеры знают, где находится каждый экипаж, обеспечивается максимально короткий срок прибытия патруля к месту происшествия — в среднем, по утверждению Екатерины Згуладзе, это должно происходить в течение трех-пяти минут. И, как показала практика первых дней работы, это вполне реальные сроки.

Патрульных полицейских отличает и новая форма — она иная, чем у работников милиции. Самое заметное отличие — черный цвет. В комплект входит две рубашки, две пары брюк, ботинки, футболка, функциональная куртка, бейсболка и фуражка. Отметим, что форма уже утверждена Кабмином Украины. «При разработке новой украинской форменной одежды за образец взята униформа нью-йоркских полицейских. В этом материале не будет жарко или холодно. Каждый комплект обходится в 700 долларов», — рассказала Эка Згуладзе. У каждого полицейского есть нагрудный номерной жетон, по которому его можно идентифицировать.

Вооружение полицейского включает газовый баллончик, резиновую дубинку и табельное оружие. Помимо этого, у каждого патрульного есть портативные камеры, которые они задействуют в случае конфликтных ситуаций с правонарушителями. По заверениям Екатерины Згуладзе, «запись общения на камеру сразу же снижает градус напряжения у особо нервных нарушителей». А вот привычных полосатых жезлов у новых полицейских нет — они останавливают водителей-нарушителей на западный манер, с помощью громкоговорящей связи, установленной в патрульной машине.

Парк автомобилей патрульной полиции Киева состоит из японских машин Toyota Prius, оснащенных гибридным силовым агрегатом — бензиновым двигателем объемом 1,8 литра (99 лошадиных сил) и электромотором (82 лошадиных силы). Гибридная установка позволяет существенно экономить бензин (расход топлива в городском цикле составляет всего 3,9 литра на 100 километров пути), а также существенно снизить количество выброса вредных веществ в атмосферу. Эти автомобили поставило в Украину правительство Японии в рамках Киотского протокола по реализации проекта технического переоснащения МВД, который предусматривает утилизацию милицейских уазиков и ВАЗов, исчерпавших свой моторесурс, взамен на современные Toyota Prius.

Патрульные автомобили оснащены: радиостанциями для связи с дежурной частью и другими патрулями; планшетами, имеющими доступ к базе данных МВД для проверки имеющейся информации о правонарушителе (с помощью планшетов планируют также оформлять электронные админпротоколы); проблесковыми маячками на крыше. Правда, на данный момент на некоторых патрульных автомобилях установлены маячки только синего цвета, а на других — сине-красного. При этом патрульные машины должны комплектоваться именно сине-красными «мигалками» — ведь согласно Правилам дорожного движения только при включении таких огней водители должны принять вправо и остановиться, а применение только синих маячков означает, что водители, которые могут создавать помеху патрульному авто, всего лишь обязаны уступить ему дорогу (п. 3.2 Правил дорожного движения Украины). Как объяснила Эка Згуладзе, это просчет японских коллег, которые самостоятельно установили мигалки на патрульные машины. МВД уже занимается вопросом переоснащения автомобилей в соответствии с действующими техническими требованиями. Во время движения на всех автомобилях должны быть включены синие проблесковые маячки. «Это не шоу. Таким образом обеспечивается профилактика правонарушений. Визуальное присутствие полицейских минимизирует количество нарушений и преступлений», — утверждает Екатерина Згуладзе.

Кроме того, в ближайшее время патрульные автомобили будут оснащены камерами видеофиксации, благодаря которым полицейские смогут снимать видеодоказательства нарушений (в том числе превышения скорости движения), а также считывать номерные знаки автомобилей и выявлять в потоке транспорта проблемные машины (числящиеся в угоне, разыскиваемые государственной исполнительной службой и т. п.).

На очереди после Киева — Луцк и Николаев. Согласно закону «О Национальной полиции» Госавтоинспекция и ППС будут работать в городах и поселках до тех пор, пока в них не появится патрульная полиция — то есть как минимум до конца года.

В целом закон «О Национальной полиции» определяет основополагающие принципы функционирования нового органа внутренних дел, правовые основы организации и деятельности Национальной полиции Украины, статус полицейских, а также порядок прохождения их службы.

Закон предусматривает, что все назначения на должности в полиции будут проводится на конкурсной основе, чтобы отобрать наиболее профессиональных сотрудников. В состав постоянных конкурсных комиссий в числе прочих обязательно будут входить два представителя от общественности, рекомендованных Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека. Причем подобный принцип конкурсного отбора будет применяться даже при назначении на высшие руководящие должности в Национальной полиции.

В полиции сохранились воинские звания. Ныне начинающие сотрудники получат звание рядового, а самые опытные — генеральские погоны, правда, в отличие от нынешних званий генерал-майора и т. п. появятся несколько иные. Например, генерал полиции третьего ранга.

В свою очередь закон «Об органах внутренних дел» определяет организацию работы и обеспечение деятельности органов внутренних дел, а также структуру и численность МВД. В этом документе тоже не упоминается милиция. В частности, согласно закону в состав органов внутренних дел входит собственно само Министерство, центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере защиты государственной границы, миграции, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, Национальная полиция и Национальная гвардия Украины. Ключевое место в законе отведено структуре, функционированию и определению задач именно МВД. Законом определен статус министерства как гражданского ведомства во главе с гражданским министром. МВД формирует государственную политику в сфере органов внутренних дел, а также правовые и организационные основы деятельности соответствующих центральных органов исполнительной власти.

Оба эти закона, принятые на прошлой неделе Верховной Радой, еще не вступили в законную силу. Сначала их должен подписать президент Украины, а затем они должны быть опубликованы в официальных СМИ. После этого, согласно конечным положениям закона «О Национальной полиции», большинство его статей начнут действовать спустя три месяца со следующего дня после его опубликования. Закон «Об органах внутренних дел» заработает сразу. При этом части, касающиеся деятельности патрульной службы в Киеве, вступают в силу в день его официального опубликования, а в Одессе и Львове — с 20 августа 2015 года.

P.S. «ФАКТЫ» просят киевлян, ставших свидетелями интересных эпизодов работы патрульной полиции, звонить в редакцию по телефону (044) 486 54 30.

Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»