В процесс ликвидации обанкротившегося финучреждения оказались вовлечены милицейские следователи, предъявившие претензии о хищении средств в особо крупных размерах банку-партнеру со стабильной ликвидностью
Отечественный банковский сектор лихорадит второй год. Неплатежеспособными признаны уже более 50 финучреждений. Процесс ликвидации обанкротившихся банков продолжается с завидной стабильностью. Из-за катастрофического дефицита ликвидности банкиры практически заморозили кредитование. А граждане Украины, хранящие свои средства в банках, зачастую с замиранием сердца ждут окончания срока действия депозитных договоров, чтобы забрать сбережения и избежать участи клиента Фонда гарантирования вкладов физлиц. Впрочем, среди множества безрадостных историй случаются и приятные исключения. Причем на плаву удерживаются не только финучреждения первой и второй группы классификатора НБУ с серьезным запасом ликвидности, но и скромные, зато с полностью национальным капиталом банки из четвертой группы. Они не гонятся за спекулятивными ставками, а предлагают клиентам невысокие, но реальные проценты. Как показал разговор с одним из топ-менеджеров такого финучреждения — «Вернум» — преимущество банков этой группы еще и в том, что здесь можно честно, откровенно и самое важное — напрямую обсудить беды и проблемы банковской системы. А это не только отсутствие оборотного капитала.
— Сейчас многие финучреждения ощущают острый дефицит взаимного доверия, — говорит топ-менеджер «Вернума». — Ведь межбанковский рынок почти остановился. Все боятся давать друг другу в долг, даже если есть свободные средства! Боятся, что наутро проснутся, а должник уже «под управлением временной администрации». И вернуть свои честно заработанные средства будет более чем проблематично.
Вот в нашем банке сейчас всего 8,6 процента проблемных кредитов. Это далеко не 20—30—40 процентов, уже привычных по рынку. Проводимая нами политика в последние два года полностью себя оправдала. Но это если не считать проблем с «Пивденкомбанком»…
— А что с «Пивденкомбанком»?
— С «Пивденкомбанком» у нас были длительные и плодотворные партнерские отношения с 2010 года. В частности, мы взаимно открыли соответствующие корреспондентские счета, на которых размещали денежные средства, находившиеся в собственности каждого из банков. Эти счета выполняли функцию обеспечения ресурсами операций клиентов «Вернума» и «Пивденкома», а также широкого спектра других межбанковских операций.
Однако с начала прошлого года «Пивденком» начал задерживать возврат средств нашего банка, что свидетельствовало о его недостаточной ликвидности.
В течение трех месяцев мы добились приведения остатков денежных средств на корреспондентских счетах двух банков к паритетному значению. И год назад в конце мая достигли соглашения о пополнении «Пивденкомом» своего коррсчета у нас.
Но… вскоре после этого в упомянутое финучреждение была введена временная администрация. И практически одновременно поступили денежные средства на его коррсчет в нашем банке. Через несколько дней «Вернум» получил SWIFT-требование от «Пивденкома» о возврате денег со своего коррсчета. Мы данное требование тут же выполнили и получили сообщение о том, что претензий к «Вернуму» нет. Но аналогичное требование нашего банка было проигнорировано. А через две недели мы с удивлением узнали, что все еще должны «Пивденкому» ту же сумму.
— Напоминает «игру в наперстки», популярную в лихие 90-е…
— Более того, спустя полгода к нам пришли сотрудники Главного следственного управления МВД с претензией о… «хищении средств в особо крупных размерах». Пикантность этого дела заключается в том, что оно возбуждено в отношении сотрудников Фонда гарантирования вкладов физлиц и неустановленных лиц «Пивденкома» и «Вернума». Якобы они присвоили круглую сумму, которая удивительным образом совпадает с размером средств, возвращенных с коррсчета «Пивденкомбанка» в «Вернуме». То есть логика поведения лиц, стоящих за «Пивденкомом», приблизительно такая: вы вернули нам наши деньги, но мы заберем у вас еще столько же… А чтобы вы не долго думали, надавим на вас с помощью МВД, открывшего уголовное производство по факту хищения средств в особо крупных размерах.
Кстати, по прошествии 11 месяцев с момента открытия уголовного производства следователям милицейского главка так и не удалось установить «неустановленных лиц» и предъявить им подозрение в совершении преступления. Складывается впечатление, что правоохранители заинтересованы лишь в давлении на «Вернум» с целью заставить выполнить надуманные гражданско-правовые обязательств, а не в поиске объективной истины и привлечении виновных к ответственности.
— Какими, на ваш взгляд, будут дальнейшие действия правоохранителей?
— Путем оказания давления на судей, принимающих решения по хозяйственным и административным делам, они попытаются добиться решения в пользу «Пивденкома» и получить живые деньги по несуществующему долгу с успешно работающего «Вернума». В пользу банка, который ликвидируется.
— Чем можно объяснить этот абсурд?
— Предполагаем, что желанием наполнить живыми деньгами, полученными с «Вернума», ликвидационный (а «Пивденком», судя по всему, идет к ликвидации) котел, из которого затем будут осуществляться выплаты. Как известно, законом предусмотрена следующая их последовательность. В первую очередь осуществляются обязательные, то есть социальные выплаты персоналу банка, затем сотрудникам выплачивают заработную плату, далее погашается задолженность «Пивденкома» перед Фондом гарантирования вкладов, а потом уже, в четвертую очередь, осуществляются выплаты вкладчикам, размер инвестиций которых превышает гарантированные 200 тысяч гривен, в том числе тем, кто хранил на депозитах миллионы. Подчеркиваю, их требования удовлетворяются за счет средств ликвидационной массы.
Не исключаем, что в четвертой очереди оказались вип-клиенты «Пивденкома», которые заинтересованы максимально наполнить ликвидационный котел, чтобы зачерпнуть из него побольше. Складывается впечатление, что вокруг этой коррупционной основы сейчас и работает Фонд гарантирования совместно с правоохранительной системой, переведя сугубо хозяйственный спор в уголовный с целью оказать давление на «Вернум» для выполнения гражданско-правовых обязательств.
Спор был предметом рассмотрения в судах трех инстанций: первичном хозяйственном суде Киева, в апелляционном суде и в кассационном суде. Сейчас мы готовим исковую жалобу в Верховный суд, расписываем подробно эти правоотношения, чтобы высшая судебная инстанция их рассмотрела, потому что сложившаяся ситуация — прецедент для банковской системы.
Тем временем началось исполнительное производство. С банка «Вернум» хотят взыскать несуществующий долг… Мы вынуждены обжаловать исполнительное производство в установленном порядке. Так что правовой спор не закончен, банк продолжает борьбу за свою честно заработанную собственность.