Політика

Андрей Пионтковский: "Цепочка явно ведет к Путину. Именно поэтому Россия так возражает против создания международного трибунала"

1:00 — 17 липня 2015 eye 4743

Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина обратились в Совет безопасности ООН с требованием сформировать трибунал для наказания виновных в гибели 298 человек, находившихся в малайзийском «Боинге», который сбили ракетой в небе над Донбассом ровно год назад

«В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой „Прогресс“. Предупреждали же — не летать в „нашем небе“. А вот и видеоподтверждение очередного „птичкопада“. Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила. Мирные люди не пострадали». Такая запись появилась 17 июля 2014 года в соцсети на странице российского террориста Игоря Стрелкова (Гиркина) в то время — одного из руководителей так называемой «ДНР». Однако вскоре информацию удалили, поскольку прибывшие на место аварии террористы увидели… обломки гражданского лайнера и тела пассажиров. В результате крушения погибли 298 человек, в том числе 80 детей. Граждане Нидерландов, Австралии, Малайзии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Канады и Филиппин летели из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом МН17 «Малайзийских авиалиний». На момент катастрофы количество жертв было сопоставимо с общим числом погибших в военном противостоянии на востоке Украины. И все они — на совести Кремля, до сих пор поставляющего новейшее вооружение российско-террористическим войскам, оккупировавшим часть территории Донбасса. Когда стало очевидным, что лайнер сбили из российского ЗРК «Бук», Владимир Путин спустя двое суток после трагедии и после телефонных переговоров с каждым из лидеров государств, чьи граждане стали жертвами террористов, пошел на беспрецедентный в истории России шаг — выступил с ночным видеобращением к боевикам, призвав их содействовать международным экспертам в расследовании причин трагедии.


*После сообщения о крушении пассажирского лайнера, неравнодушные люди во всем мире приносили цветы, игрушки и свечи к посольствам стран, чьи граждане стали жертвами теракта (фото EPA/URG)

Для документирования обстоятельств преступления была создана международная группа экспертов, и уже в сентябре 2014 года голландский Совет по безопасности (главная организация по изучению причин трагедии) заявил, что самолет разрушился в воздухе из-за многочисленных повреждений, полученных извне. Обнародовать детали группа обещала по окончании расследования — в октябре 2015 года. А Кремль стал выдавать на-гора одну безумную версию случившегося за другой: то самолет был изначально загружен трупами пассажиров исчезнувшего несколькими месяцами ранее над Тихим океаном лайнера «Малайзийских авиалиний»; то «Боинг» сбил украинский истребитель Су-24, и вот вам интервью с пилотом; то гражданский самолет стал целью украинских ракетчиков, которые якобы решили, что на борту находится Путин… В конце концов, Кремль признал, что «Боинг» сбил произведенный в России «Бук», только, дескать, он не имеет никакого отношения к РФ… Последняя версия стала тиражироваться Москвой после того, как прокуратура Нидерландов, готовящая доклад о теракте в небе над Донбассом, разослала всем заинтересованным сторонам предварительные выводы экспертов.

А на днях, в преддверии годовщины трагедии, пять стран — Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина — официально обратились к Совету Безопасности ООН с просьбой создать международный уголовный трибунал для привлечения к ответственности виновных в крушении самолета. «Такие действия будут адекватной реакцией ООН на трагедию», — говорится в обращении. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин прогнозированно выступил против создания трибунала, цинично назвав это предложение попыткой организовать грандиозное политическое шоу. Заместитель главы МИД РФ Геннадий Гатилов был еще более категоричен, заявив, что Россию эта идея не устраивает в принципе. Мол, во всех других аналогичных ситуациях никакие трибуналы не создавали.

Нервную реакцию Москвы прокомментировал известный российский политолог Андрей Пионтковский. Он считает, что в Нидерландах уже точно знают, кто отдал приказ стрелять из «Бука», кто исполнял его и кто ответственен за крушение «Боинга». «Цепочка явно ведет к Путину. Именно поэтому Россия так возражает против создания международного трибунала по расследованию катастрофы, — заявил Пионтковский. — Россия может воспользоваться своим правом вето и не допустить создания такого трибунала через Совет Безопасности ООН. Но остается Генеральная ассамблея, и, вполне возможно, уже в сентябре 2015 года этот вопрос будет решаться на заседании Генассамблеи».

При этом Пионтковский отметил: «Скорее всего, Нидерланды уже вычислили номер „Бука“, из которого был сделан выстрел, знают имена экипажа и их начальников. Именно поэтому Москва, обвиняющая Украину в этом преступлении, так противится созыву трибунала». Политолог предполагает, что 17 июля 2014 года самолет над Донбассом был сбит специально. Просчет состоял в том, что у боевиков была задача попасть в российский «Боинг», следовавший по маршруту Москва — Милан, чтобы создать предлог для крупномасштабного вторжения российских войск в Украину. «Приказ же такого уровня без верховного главнокомандующего никто отдать не мог», — утверждает Андрей Пионтковский.

Расследование причин трагедии проводили не только международные эксперты, но и журналисты, а также частные детективы. По недавно опубликованной версии российской «Новой газеты», установка «Бук», состоящая из станции обнаружения и целеуказания, командного пункта и пуско-заряжающей установки, но без боекомплекта, попала на оккупированную российско-террористическими войсками территорию Украины именно из РФ. Такие выводы журналисты сделали на основе рассказов людей, воюющих на стороне сепаратистов: как рядовых боевиков и полевых командиров, так и тех, кто имел непосредственное отношение к военному руководству самопровозглашенных квазигосударственных образований на территории Донбасса.

В частности, журналисты утверждают, что 14 июля 2014 года «Бук» транспортировали через КПП «Северный» недалеко от оккупированного боевиками Краснодона в Луганской области. А утром 17 июля ЗРК, оснащенный четырьмя ракетами, отправился на позиции в район Снежного. Источники газеты из так называемой «ДНР» говорили, что ракеты, возможно, захваченные в украинской воинской части, экипаж комплекса получил от сепаратистов. Кстати, момент отправки «Бука» в район Снежного видел и внештатный корреспондент «Новой газеты». По словам очевидцев, люди, ехавшие на пусковой установке, не были похожи на местных сепаратистов. Так что версия о том, что малайзийский самолет сбили местные жители, купившие по случаю зенитно-ракетный комплекс в ближайшем военторге, не выдержала критики.

По прибытии на место расчету дали команду ждать во второй половине дня транспортный Ан-26 украинских Военно-воздушных сил. Не исключено, что именно этот самолет и был целью террористов. Однако транспортник в воздух так и не поднялся — украинские спецслужбы разоблачили информатора сепаратистов, который отправил боевикам смс-сообщение со временем вылета самолета из Днепропетровска и указал маршрут, который примерно совпадал с путем следования малайзийского авиалайнера. Рейс Ан-26 отменили за несколько минут до взлета, и, естественно, сепаратисты об этом узнать не успели.

Эту версию подтверждают и перехваченные СБУ телефонные переговоры боевиков. Так, некий «Майор» после осмотра места падения обломков «Боинга» жаловался «Греку»: «…стопудово гражданский борт…» На вопрос, есть ли там оружие, ответил: «Вообще ничего. Гражданские вещи… Документы индонезийского студента есть. Из университета Томпсона…» Журналисты «Новой газеты» также выяснили, что в тот же день вечером «Бук» видели на дороге, ведущей из Снежного в Матвеев Курган Ростовской области, а в ночь на 18 июля комплекс вернули на российскую территорию. Эту информацию косвенно подтвердил и командир террористического батальона «Восток» Александр Ходаковский. В интервью «Рейтер» он сказал следующее: «Я знал, что „Бук“ прибыл из Луганска (или Краснодона? — Ред.)… Это тот „Бук“, про который я знаю. Я слышал о нем. Думаю, они послали его обратно. Потому что я узнал об этом в тот самый момент, когда произошла трагедия. Они, вероятно, отослали назад, чтобы избавиться от доказательств его присутствия».

Поиском виновных в катастрофе пассажирского лайнера «Малайзийских авиалиний» занимался и немецкий частный детектив Йозеф Реш. В эксклюзивном интервью германскому деловому журналу Capital он сообщил, что его наниматель, пожелавший сохранить инкогнито, заплатил ему за расследование 500 тысяч евро.

«Заключению договора предшествовали несколько встреч в разных городах Европы с посредниками, выступавшими от лица заказчика. Кто эти люди — не знаю. Одно могу сказать: один из них говорил со швейцарским акцентом. Он сказал мне: «Нам нужен второй Эдвард Сноуден». Не знаю я, и кто является заказчиком. Может быть, это кто-то из российских олигархов, желающий навредить Путину и тем самым изгнать его из Кремля. Может быть, это сам Кремль. Или просто какой-то очень богатый человек, желающий внести, наконец, ясность в эту историю. Во всяком случае, это «Большое Некто с очень большими деньгами», — процитировал детектива Capital. По словам Йозефа Реша, общение с заказчиком шло через связных со строгим соблюдением правил конспирации. Так, при личной встрече связные должны были предъявлять «кодовый предмет» — половину долларовой банкноты с личной подписью детектива.

Расследование Йозеф Реш начал с того, что запросил у заказчика рекордное по величине вознаграждение для информатора — 30 миллионов долларов. Напомним, что сравнительно недавно за раскрытие местонахождения уже бывшего террориста № 1 Усамы бен Ладена правительство США назначило награду в 25 миллионов долларов. Чтобы получить гонорар, информатор должен был сообщить: кто приказал сбить самолет; кто непосредственно исполнил приказ и куда эти люди делись в дальнейшем; кто покрывает преступление; что случилось с другими участниками операции по уничтожению авиалайнера и какова судьба использованного оружия. Информатору гарантировалась полная конфиденциальность и, в случае необходимости, изменение внешности.

Когда объявление о поиске информированных людей было опубликовано, то, по словам детектива, на него обрушился шквал сведений, львиная доля которых оказалась фейковой. С возможными информаторами он встречался исключительно на территории Германии. «За эти 10 месяцев состоялось немало контактов. Свои услуги предлагал пресс-секретарь британского лорда, тесно связанного с военно-промышленным комплексом. Были две встречи с русскоязычным мужчиной лет 35—40, предлагавшим толстую папку с копиями документов, имевших гриф „Совершенно секретно“, якобы из украинской спецслужбы. Он настаивал на том, чтобы я его вывел непосредственно на заказчика. Много чего было забавного», — рассказал Йозеф Реш. По его словам, «нужный человек (владевший информацией о заказчике теракта. — Ред.) появился лишь в конце весны этого года». Ему устроили встречу с заказчиками, а вскоре детективу сообщили, что наниматель доволен его работой.

Теперь детектив, согласно древней китайской пословице, ждет, когда взорвется созданная им информационная бомба. «Я считаю, что вскоре произойдет потрясение. Тот, кто платит такие деньги за информацию, у себя ее держать не станет», — сказал немецким журналистам Йозеф Реш.

Фото в заголовке Getty Images/Fotobank