Днепропетровские правоохранители раскрыли аферу, провернутую 35-летним юристом: застраховав жизнь на 10 миллионов гривен, он искусно инсценировал свою гибель
Если Остап Бендер знал четыреста относительно честных способов отъема денег у доверчивых граждан, то арсенал средств нынешних мошенников куда изощреннее. Информационное пространство переполнено сообщениями о том, как вымогают деньги по телефону за якобы задержанных милицией родственников, как жульничают продавцы интернет-магазинов, как легко посторонние снимают деньги с чужих банковских карточек, мошенники под видом волонтеров собирают средства в собственный карман, владельцы имитируют угон застрахованной иномарки… Жителю Днепропетровска Сергею некогда было возиться с какими-то сотнями или тысячами гривен. Ему понадобилось сразу 10 миллионов. И он выбрал старый, проверенный способ получения денег, который сразу мог принести нужную сумму: страхование жизни и неожиданная смерть в результате несчастного случая.
К 2013 году Сергей уже достаточно много знал о разного рода мошенничествах. Дипломированный 35-летний юрист после вуза несколько лет отработал в исполнительной службе, где профессионально перенимал чужой передовой опыт. Сотрудники, согласно судебным решениям, взыскивали долги и алименты, изымали и реализовывали квартиры и машины, находящиеся в залоге, накладывали аресты на имущество и счета. Поэтому последствия мошеннических операций и необдуманных кредитных историй он, что называется, изучил изнутри. Но интересовался, скорее, не тем, что бывает за мошенничество, а тем, как лучше его провернуть и при этом избежать наказания. То, что по статистике исполнителям удается вернуть в среднем только треть взысканного судами имущества и денег, его очень обнадеживало.
Почему Сергей ушел с работы, пока неизвестно. Но, очевидно, удержаться от того, чтобы не применить на «гражданке» приобретенный опыт по отъему денег, бывший судебный исполнитель не смог. Решив заняться бизнесом и зарегистрировавшись как частный предприниматель, молодой мужчина вскоре сам попался на мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, за что в 2009 году получил условный срок. Жена, работавшая нотариусом, от него ушла. С другой женщиной он брак не оформил, хотя в результате этих отношений тоже родился ребенок. Молодые люди расстались. Похоже, тогда Сергей и пустился во все тяжкие.
Бизнесмен из него, видно, оказался никудышный. Организовать прибыльное дело не смог, а вот долгов нахватался. Именно эти долги и стали, по мнению правоохранителей, причиной грандиозной аферы, которую придумал и осуществил мужчина вместе со свой матерью и сестрой. Перебрав все известные ему способы быстрого и солидного обогащения с минимальными последствиями, Сергей остановился на страховке. Ему неоднократно приходилось сталкиваться по работе со случаями, когда страховая компания пыталась возместить ущерб от махинаций в сфере каско, но суммы, которые выплачивались при угоне автомобиля, мужчину не устраивали. Да и автомобиль нужен был очень дорогой.
А вот при страховании жизни договор можно было заключить на сумму и с шестью нулями — все зависело от состояния здоровья и банковского счета. С первым у Сергея проблем не было, со вторым помогла сестра Ирина, имевшая собственную хлебопекарню. Правда, взносы по этой страховке были весьма солидные — к примеру, за 10 миллионов — по 18 тысяч гривен в год. Пока человек жив… А если в живых его уже нет, то взносы платить не надо, а семья получает страховую сумму. Весьма заманчивая перспектива.
Конечно, умирать мошенник не собирался, но какое-никакое тело родным все-таки нужно было опознать, чтобы получить страховые выплаты. Не зря же Сергей работал в правоохранительной системе — он был уверен, что подходящий труп вскоре подвернется. Каждый год в области регистрируется около двух тысяч пропавших без вести и неопознанных людей.
Сценарий опасной аферы продумали до мелочей вместе с мамой Татьяной Ивановной и сестрой. Самым главным было выбрать страховую компанию, которая не побоится оформить страховку миллионов на десять. К таким, как правило, относятся международные солидные фирмы с огромной клиентурой и большим спектром услуг, рассуждали мошенники. Остановились на страховой компании «МетЛайн», которая работает по всему миру и только в Украине имеет около 150 тысяч клиентов. Страхование жизни и здоровья, в том числе от онкологических болезней, были в перечне ее услуг. Сумма страховки такому гиганту страхового рынка не показалась бы неподъемной, решил Сергей. И оказался прав.
Хорошо одетый, приятной внешности бизнесмен, который пришел в страховую компанию в августе 2013 года, чтобы застраховать свою жизнь на случай смерти, подозрения, действительно, не вызвал. Он объяснил: «Много езжу по стране, ситуация на дорогах опасная. Хочу, чтобы двое детей и мама в случае чего были обеспечены». Договор заключили быстро, первый взнос клиент заплатил с улыбкой: мол, для меня это не деньги. Следующий поквартальный платеж он должен был сделать через три месяца. Но именно в это время, в конце октября 2013 года, Татьяна Ивановна пришла в Жовтневый райотдел милиции города Днепропетровска вся в слезах: «Пропал сын, уже месяц не является домой, не отвечает на звонки — объявите в розыск».
Милиция зарегистрировала розыскное дело по факту исчезновения человека. Расследование велось, как говорится, ни шатко, ни валко. Обычно правоохранители какое-то время ждут, что пропажа отыщется сама, это же не маленький ребенок, а взрослый мужчина, мог и загулять. Потом анализируется база неопознанных тел, подходящих по описанию, родные приглашаются для опознания. Бывает, что пропажу не могут найти годами. Но мать и сестра узнали Сергея на первой же предъявленной им фотографии.
Тело человека лет 35−40 транспортная милиция нашла на железнодорожной насыпи через две недели после исчезновения Сергея. Мужчина явно побывал под колесами поезда, ему отрезало руки, но лицо было вполне узнаваемым. В подобных случаях заводится уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и гибели человека, в нем остается фотография и генетический материал для экспертизы. Так произошло и с этим погибшим. Похоронили его под номером на кладбищенских задворках как бездомного и неизвестного. Когда следователь подобрал пачку фотографий неопознанных за последний месяц трупов и показал матери, она зарыдала при первом же снимке: «Это он!». Горе родных казалось таким неподдельным, что милиционеры даже не стали проводить генетическую экспертизу. Труп не изуродован до неузнаваемости, мать и сестра его личность установили, что еще надо для закрытия розыскного дела? Как говорится, баба с воза…
После того как факт опознания был задокументирован, родные получили справку о гибели Сергея. Милиция в декабре 2013 года закрыла уголовное дело по статье 276 часть 3 Уголовного кодекса Украины (нарушение правил безопасности движения). Впрочем, даже получив справку и сделав запрос в правоохранительные органы, страховая компания не сразу смирилась с подобным поворотом дела. Поднаторевшие в борьбе с хитроумными клиентами юристы сперва заподозрили, что Сергея убили, чтобы получить страховку. Но в новом расследовании им отказали, а старательно изображающая горе мать обратилась в суд с требованием выплатить страховую сумму. Состоялся судебный процесс, на котором потерявшие сына и брата женщины так рыдали, что представитель «МедЛайф» подписал с ними мировое соглашение. Деньги в сумме 9 миллионов 880 тысяч гривен были перечислены на счет Татьяны Ивановны.
Скорее всего, расчет Сергея на то, что милиция не пойдет на поводу у страховой компании и не станет копаться в деталях вполне ясного дела, оправдался бы. Юрист хорошо знал порядки, царящие в милицейских кабинетах: заваленные сотнями уголовных дел следователи просто не в состоянии вдаваться в подробности. Да и страховая компания вроде бы смирилась с потерей крупной суммы. Поэтому афера казалась семейке вполне удавшейся. Но в марте 2014 года управление надзора за криминальным производством в сфере транспорта прокуратуры Днепропетровской области возглавил Александр Панченко. И сразу затребовал все закрытые уголовные дела на проверку.
— Мы увидели, что в этом производстве осталось много неясного, не все следственные действия были выполнены в полном объеме, — рассказывает Александр Панченко. — Во-первых, не была проведена генетическая экспертиза, которая подтверждала бы родство. Во-вторых, большое подозрение вызывала сама эта страховка — уж больно вовремя человек погиб. Мы потребовали возобновить расследование и довести его до конца. Летом 2014 года уголовное производство опять было открыто, тем более, что в июне прошлого года и страховая компания обратилась с просьбой провести более тщательную проверку всех обстоятельств происшествия.
Однако милиция, возбудившая дело теперь уже по подозрению в убийстве Сергея, столкнулась с неожиданным противодействием семьи. Мать отказалась сдавать генетический материал для экспертизы, а когда суд по иску транспортной милиции постановил взять образцы ДНК принудительно, они почему-то оказались непригодными для идентификации. Словом, не найдя в действиях семьи состава преступления, милиция в январе этого года опять закрыла дело. В феврале прокуратура все-таки настояла на продолжении расследования и открыла производство, но родственники, которые, по идее, должны быть заинтересованы в выяснении причин гибели покойного, обжаловали это решение в суде. И суд признал, что дело закрыто вполне обосновано.
За сухой статистикой этой прокурорской борьбы с бюрократизмом — больше года напряженной работы по установлению истины. Можно было, конечно, махнуть рукой и согласиться с выводами милиции. Но Александр Панченко чувствовал: не все в этом деле так просто. Уже по собственной инициативе он съездил на место захоронения Сергея и с изумлением увидел, что холмик с номером неопознанного тела так и стоит заброшенный. Владелицы миллионов не только не перезахоронили «любимого сына и брата», но даже не поставили на могиле крест и табличку с именем. Зато Ирина сразу после получения страховки купила себе новенькую «Тойоту», цена которой в салоне около полумиллиона гривен. Обратившись в областное управление СБУ, прокуратура попросила провести негласную проверку подозрительной семьи. Уже по вновь открывшимся обстоятельствам весной этого года было начато новое уголовное производство.
Конечно, Татьяна Ивановна, ее дочь да и сам Сергей вряд ли ожидали, что к делу подключатся сотрудники СБУ. Начав опрашивать соседей, сыщики выяснили, что те даже не подозревали о гибели Сергея. Более того, один из мужчин неоднократно видел его возле дома: приезжал, мол, к маме, а что тут удивительного? Бывшая гражданская жена тоже призналась: «Звонил в прошлом году, расспрашивал о ребенке». Поиски в базах данных дали еще один неожиданный результат. Оказалось, «покойник» зимой прошлого года был… остановлен за превышение скорости и на его имя был оформлен административный протокол, выписан штраф.
У сотрудников СБУ есть свои методы поиска скрывающихся от правосудия людей, и довольно эффективные. Они и привели следственную группу в большое село Орлик Кобелякского района Полтавской области, расположенное прямо вдоль трассы недалеко от границы с Днепропетровщиной. Сергей, купив здесь два дома с участками, жил совершенно открыто, под своей собственной фамилией! Ездил на дорогой машине, открыл в банке два крупных депозитных и еще семь текущих счетов.
— Когда к нему постучали в дверь оперативники, он совсем не удивился, — продолжает Александр Панченко. — Человек настолько был уверен в своей безнаказанности, что даже хранил в доме свидетельство… о собственной смерти. Как удалось выяснить, вначале он собирался вернуться в Днепропетровск, когда шумиха вокруг его гибели и страховки уляжется: мол, извините, неувязочка вышла, я жив, а мама с сестрой обознались. Потом, когда мать рассказала о начале нового расследования, решил все продать и уехать за границу. Деньги на это у него были, просто не успел. При обысках, проведенных одновременно в его домах, а также в квартирах родственников и жен, было изъято 140 тысяч гривен и другие ценности. Прокуратура обратилась в суд с просьбой наложить арест на пять автомобилей, пять квартир, три дома, два участка, семь текущих и два депозитных счета, принадлежавших этой семейке. Сколько денег находится на счетах, мы пока не знаем. Но думаем, что страховой компании, которая уже признана потерпевшей по делу, удастся вернуть большую часть суммы, полученной преступниками.
Сергею, его матери и сестре уже объявлено о подозрении в совершении мошенничества в особо крупных размерах. Инициатор этой аферы находится в СИЗО, его 64-летняя мать — под домашним арестом, сестра заплатила 300 тысяч гривен залога, чтобы на время следствия не оставаться под стражей — у нее маленький ребенок. Следователи пока не знают о происхождении залога и о том, куда потрачены 9 миллионов 880 тысяч гривен — запрос о движении на счетах мошенников только сделан. Не исключено, что не только машину, но и свободу Ирина купила за средства, украденные у страховой компании.
Следствию еще очень многое предстоит выяснить — Александр Панченко уверен, что на этот раз дело будет расследовано до конца. Не исключено, что к обвинению добавятся и другие статьи. В частности, сейчас выясняется происхождение трупа, который был опознан родственниками как погибший Сергей. Кто был этот человек, случайно или умышленно оказался под колесами поезда? Тело неизвестного уже эксгумировали, проводится экспертиза и опознание. А подозреваемый в этих преступлениях юрист свои права знает хорошо. Сотрудничать со следствием он категорически отказывается. Как и его родственники. Сергей уже нанял адвоката — возможно, тоже на деньги, полученные за собственную «смерть».