Люди, выехавшие из оккупированного Донбасса, в письмах и на страничках в соцсети рассказывают, что случилось с их вынужденно оставленным жильем и имуществом
Недавно «ополченец» из Горловки, обнаружив кражу личного имущества, разместил на интернет-странице приверженцев так называемой «ДНР» воззвание к совести вора: «Ночью из синей „четверки“ стырили магнитофон. Дерьмовый магнитофон… Пусть тебе стыдно станет! Воровать в такое время и у кого? У ополченца! Собака ты, а не человек!»
Как оказалось, «пострадавший» ездит на угнанной машине, а кроме того… «отжал» квартиру у опекавшей его в детстве двоюродной сестры. Об этом сообщила «ФАКТАМ» сама женщина, выехавшая с оккупированной территории.
«Смех сквозь слезы! — написала Наталья. — Мой двоюродный брат жалуется, что у него из машины кто-то спер магнитолу. Правда, машина не его — сто процентов. За свою жизнь он на автомобиль еще не заработал. Мы росли вместе, а когда оба осиротели, я как старшая пыталась его как-то выучить, пристроить на работу. Но он так и не доучился в техникуме, ни на какой работе долго не задерживался. А тут нашел себя! Для того чтобы стать ополченцем, не требовалось ничего, кроме здоровья и желания. Он пошел туда работать, то есть вредить своей Родине, за приличную зарплату. Так и сказал: «360 долларов — это то, что мне подходит!» Мне же пришлось уехать из города, так как моя работа с приходом новой «власти» закончилась, а сотрудничать с сепаратистами я не хотела. Брат позвонил мне только один раз — потребовал ключи от моей квартиры. Сказал: «Я, конечно, и так могу «отжать» твое жилье, но лучше передай мне ключи. Хочу, чтобы все по-хорошему было. Вообще-то, можешь и сама приезжать — я буду твоей «крышей». Тут повар в ОБОП нужен — еда бесплатно и могут где-то пару тысяч рублей в месяц платить. Если уборщицей, то меньше».
«Там же в ОБОП людей пытают и убивают. Как можно готовить палачам еду? И вообще с ними рядом воевать и общаться?» — возразила я ему.
«Так эти сепаратисты того и заслужили! — огорошил родственник. — Вы нас сепаратистами считаете, а мы — вас. Вы и есть самые настоящие сепаратисты. Потому что пытаетесь от России отделиться и присоединиться к Евросоюзу и Америке.
Я поразилась, конечно, бредовым идеям в его незрелом мозгу. Но через какое-то время узнала, что у меня дома живет не он, а его российские «братья» по оружию. Спросила, где живет он сам и кого пустил в мою квартиру. Брат отрезал, что нашел себе жилье получше и «вселился», так как хозяева выехали. А мою квартиру, мол, сдает, чтобы коммунальные услуги оплачивать: «Ты же сама где-то живешь, а тут люди приехали нас защищать, и им жить негде». Вот такой «железный» аргумент!"
С «отжимом» имущества в так называемой «ДНР» одними из первых столкнулись бизнесмены и местные депутаты.
«Мужа похитили на улице, и он сейчас в Горловском ОБОПе, у Беса. А в нашей квартире уже третий месяц живут какие-то люди», — написала жена одного из депутатов Донецкого облсовета, обратившись к переговорщикам. К счастью, после более ста дней плена заложника освободили. Но семье пришлось расстаться со всем имуществом и автозаправкой и уехать из города.
— Машину, на которой ездил мой муж и которая по документам принадлежит моей матери, уже видели в городе. На ней разъезжают вооруженные люди. Когда боевики принялись обыскивать нашу квартиру, я сразу же их предупредила, что никаких документов с работы мой супруг домой не носил. Но они интересовались документами… на квартиру, — рассказала «ФАКТАМ» жена захваченного в мае прошлого года начальника троллейбусного управления Краматорска Сергея Шацкого, который отказался выдавать боевикам песок для строительства баррикад в городе. Краматорск освободили 5 июля прошлого года, но судьба заложника Сергея Шацкого, увы, до сих пор не известна.
Сколько всего жилья вынужденных переселенцев сейчас незаконно заняли «новые хозяева», сказать трудно. Примечательно, что даже те, кто поддерживает так называемую «республику», делиться с ней недвижимостью и имуществом не хотят.
«Как выселить вооруженных людей из квартиры? — спрашивает в соцсети выехавшая на заработки дончанка, на «аватарке» у которой вместо фото — символика «ДНР». — Вселила перед отъездом на свою голову какую-то «курицу», а она ушла, не расплатившись, и неведомо кому передала ключи. Соседи позвонили, сказали: «У вас тут какие-то новые жильцы с пистолетами. Но вы не волнуйтесь, они вежливые».
«А вы знаете, что в Донецке собрали всех председателей ОСМД (общества совладельцев многоквартирных домов. — Ред.), потребовали зарегистрироваться, открыть счет в банке „ДНР“ и платить наличкой 20 процентов „налога“ с суммы собранных средств? — спрашивает в письме „ФАКТАМ“ выехавшая из зоны оккупации дончанка Инна. — Но ведь ОСМД — неприбыльная организация и никаких налогов платить не должна. Не знаю, что может быть за неуплату. Квартиры конфискуют? Председатели ОСМД об этом ничего не знают. Мы, вынужденные переселенцы, оказались в двойном капкане: на новом месте платим за аренду жилья, а дома долги за коммуналку растут».
Информации о том, будут ли в так называемой «ДНР» конфисковать жилье за долги по коммунальным услугам, пока нет. По слухам, директорам донецких жэков и ОСМД якобы поступают письма с требованиями «сообщать управлению ЖКХ ДНР о бесхозном имуществе» (то есть квартирах людей, выехавших из Донецка), которое должно «перейти в собственность ДНР». Увидеть документ пока не удалось. Хотя не исключено, что имеет место аналогичное устное распоряжение. Оплатить коммунальные услуги посредством онлайн-банкинга выехавшие дончане сейчас тоже не могут: средства «зависают» на счетах.