За последние десять лет в Европе наблюдается снижение заболеваемости раком груди, а в Украине, наоборот, рост. Лидируют Киев, Харьковская, Одесская, Николаевская и Днепропетровская области. При этом вовремя выявленный рак молочной железы — болезнь, которую можно излечить. Однако, чтобы обеспечить качественную диагностику, нужно не только иметь современное оборудование, но и научиться им пользоваться, получить практические знания. Во Львове прошел семинар «Школа современной маммографии» — партнерский проект компании AVON «Вместе против рака молочной железы», Благотворительного фонда «Здоровье женщины и планирование семьи», а также компаний AGFA, SIEMENS, ONIKO и представителей старейшего в Европе университета Левен (Бельгия).
— С помощью новейшего оборудования можно выявить опухоль размером в несколько миллиметров, даже когда у пациентки нет жалоб, — поясняет председатель правления благотворительного фонда «Здоровье женщины и планирование семьи», национальный представитель Европейской коалиции против рака в Украине Галина Майструк. — В таком случае после лечения медики сохраняют женщине молочную железу, и шанс жить долго и качественно у пациентки очень высокий. В Европе и Америке женщин после 45—50 лет приглашают на скрининг — плановое обследование на маммографе (рентген груди в двух проекциях). Это недешевое для государства дело: создание базы данных, приобретение, содержание и обновление аппаратуры, подготовка специалистов. Но, как оказалось, экономически так поступать более выгодно, чем потом лечить запущенный рак. Скажем, в США, где медицина одна из самых дорогих в мире, терапия начальной стадии онкозаболевания обходится системе здравоохранения в 30—40 тысяч долларов, запущенной — в полмиллиона долларов. Поэтому сейчас наши партнеры знакомят украинских врачей с рекомендациями, по которым работают все клиники Евросоюза, а также проводят тренинги по качественной диагностике.
— Почти половина женщин старше 40 лет никогда не проходили надлежащее обследование, поэтому 25 процентов опухолей молочной железы диагностируют на поздней стадии, — говорит директор департамента здравоохранения Львовской областной государственной администрации, заслуженный врач Украины Ирина Микичак. — В результате в год около восьми тысяч украинок умирают, причем большинство в детородном и трудоспособном возрасте.
Во время семинара украинских врачей консультировал главный специалист по лучевой диагностике новообразований университета Левен (Бельгия) профессор Андре Ван Стин. Он один из тех, кто внедрял маммографическое обследование в Европе. Профессор написал обучающий курс, стремясь передать свой огромный опыт коллегам.
— Используя более 45 лет маммографию, мы имеем возможность системно диагностировать рак молочной железы — самый распространенный вид онкозаболеваний, — рассказал «ФАКТАМ» профессор Андре Ван Стин. — Ранняя диагностика может помочь вылечиться. Если опухоль не превышает одного сантиметра, то выживаемость составляет 85 процентов, двух сантиметров — излечиваются 60 процентов больных. За последние десятилетия медицинская аппаратура и процедура маммографии значительно изменились, поэтому существует острая необходимость во врачебных школах и симпозиумах. Впервые в Бельгии мы начали свою программу скрининга в 1991 году, а к 2001 году смогли уже охватить всю страну.
Национальный реестр раковых заболеваний показывает, что за последние годы в Бельгии смертность от рака молочной железы снизилась на 20 процентов. В США, Австралии и Европе показатели еще лучше — уровень смертности стал ниже на 30 процентов. Я надеюсь, что вместе с украинскими врачами мы сможем спасти много женщин в вашей стране. Правда, медикам не под силу заставить их проходить диагностику. Каждый человек свободен в своем выборе, в ответе он и за собственное здоровье. Это то же самое, что и курение. Все знают, что сигареты вредят здоровью, тем не менее многие люди продолжают курить. Считаю, что принуждать к маммографическому скринингу будет неправильно. Тут могут сыграть роль другие стимулы. Вот случай: наша министр заболела раком молочной железы, и все женщины Бельгии… бросились проходить обследование. То же самое случилось после известия о том, что актриса Анджелина Джоли, узнав о генетической предрасположенности к подобному недугу, в профилактических целях удалила себе железы. Еще один побудительный момент — финансовый. В Бельгии, если рак диагностируют во время планового скрининга, то затраты на его лечение намного меньше, чем когда болезнь обнаруживают в другое время.
— Часто женщины воспринимают диагноз рак молочной железы как смертный приговор. Может, нужно неустанно объяснять, что подобное онкозаболевание эффективно лечится.
— Соглашусь с вами. Еще 50 лет назад, если диагностировали рак груди, женщины не рассказывали об этом даже своим мужьям. А в больницу обращались, как правило, уже слишком поздно. И лишь тогда, когда о профилактике этого недуга стали говорить так же просто, как о содержании холестерина в крови, проблема стала по-другому восприниматься обществом. Важно постоянно напоминать женщинам: при диагностике на ранней стадии рак быстро и хорошо лечится.
— Вы говорили о значительном снижении во многих странах смертности среди больных раком молочной железы. Когда этого ждать и в Украине?
— В Бельгии я занимаюсь скринингом с 1984 года, и только сейчас мы видим какие-то результаты. У нас тоже поначалу планово обследовались всего 25—30 процентов женщин. Но мы работали дальше, и ситуация изменилась. Вот и вам в Украине нужно терпеливо и последовательно трудиться, чтобы достичь успеха.
Для профилактики рака молочной железы женщина должна:
- раз в месяц (на 7—10-й день менструального цикла) провести самодиагностику, выяснив, нет ли уплотнений в груди, видимых изменений формы и кожи;
- раз в год посетить маммолога, а во время регулярного осмотра у гинеколога обязательно попросить проверить молочные железы;
- после 40 лет раз в два года проходить маммографию