Клуб споживачів

Самое важное правило безопасного движения под дождем — соблюдение скоростного режима и дистанции

8:30 — 6 серпня 2015 eye 1091

Специалисты дают советы автолюбителям, как избежать неприятных последствий при мокрой езде

Конец июля «порадовал» жителей Украины, как, впрочем, и нескольких стран Западной Европы, обильными ливнями и шквалистым ветром. Разгулявшаяся стихия нередко становилась причиной разрушения зданий, падения деревьев и подтопления инфраструктуры городов. В некоторых украинских городах улицы буквально «всплывали», превращаясь в труднопреодолимые не только для людей, но и для транспорта водоемы. Ненастье создает разнообразные проблемы, в том числе усложняет передвижение. Пешеходы с завистью смотрят на владельцев автомобилей, которые держат путь в сухих и комфортных условиях.

Впрочем, на самом деле автомобилистам не так уж легко и просто, как кажется на первый взгляд, и мокрая езда таит в себе целый ряд сложностей, которые негативно влияют на безопасность движения, повышая риск возникновения ДТП. Что же нужно знать начинающим водителям и хорошо помнить опытным, чтобы движение в дождь не принесло неприятностей?

Немаловажный аспект хорошей обзорности — микроклимат внутри автомобиля

Один из самых важных залогов безопасной езды в дождь — хорошая видимость. Опытные водители советуют: если ливень настолько сильный, что из поля зрения исчезает транспорт, едущий впереди, необходимо прекратить движение. Рекомендуется съехать на обочину и остановиться, обязательно включив при этом аварийную световую сигнализацию — чтобы остальные участники смогли заблаговременно увидеть стоящий транспорт.

Ключевую роль в хорошем обзоре играют «дворники» лобового стекла. По мере износа резиновых элементов они начинают оставлять на стекле неочищенные участки или полосы. Такие дефекты очистки особенно опасны ночью, поскольку, преломляя свет встречных фар, серьезно мешают обзору. Так что при обнаружении подобных проблем с очисткой стекла щетки следует заменить. Отметим, что фирменные детали часто стоят недешево, поэтому в целях экономии средств можно обойтись просто заменой резиновых элементов «дворников».

Немаловажный аспект хорошей обзорности — микроклимат в салоне автомобиля. Наверняка многие водители знают, что во время езды в дождь закрытые окна быстро запотевают. Это происходит в результате испарения влаги из мокрых вещей (одежды, ковриков, зонтов и т. п.). Также источником влаги является и сам человек, точнее — его дыхание. Нетрудно заметить, что запотевание стекол зависит и от количества пассажиров внутри: чем больше людей в салоне, тем окна сильнее запотевают. Лучше всего с подобной особенностью помогают бороться системы кондиционирования салона или климат-контроль — они очень эффективно сушат воздух внутри машины, быстро приводя в порядок автомобильные стекла. Если таких систем нет — придется прибегать к помощи печки, направляя сильный поток воздуха на лобовое стекло. Также помогут «распотеванию» приоткрытые стекла или форточки.

В дождь, особенно сильный, залогом безопасной езды является еще и хорошая видимость транспортных средств на дороге. Об этом несложном правиле многие водители часто забывают, не особо заботясь о своем «обозначении» на трассе. Это негативно сказывается на дорожной ситуации, когда разглядеть неосвещенного участника движения получается на значительно меньшем расстоянии — как следствие, у других водителей остается меньше запаса времени на оценку дорожной ситуации и принятие безопасного решения. Поэтому при ухудшении погодных условий (дождь, ливень, туман и т. п.) всем водителям нужно обязательно включать на своих автомобилях габаритные огни, ближний свет фар или «противотуманки».

Для повышения безопасности желательно, помимо транспортных средств, выделять себя на дороге и пешеходам — рекомендуется использовать на одежде светоотражающие элементы, что позволит водителям издалека увидеть их на дороге и принять соответствующие меры. Водители хорошо знают, что ночью, даже в хорошую погоду, свет фар встречного транспорта мешает водителям издалека заметить человека на дороге, а в дождь ситуация усугубляется еще и тем, что свет фар на мокрой дороге отражается. Пешие участники движения, которые никогда не ездили за рулем, не знают этой особенности, тем самым подвергая себя повышенной опасности. Пешеходам важно учитывать этот нюанс. Нельзя неожиданно выходить на дорогу, а начинать переход проезжей части можно, только убедившись в том, что все машины остановились. Переход дороги нужно стараться закончить вовремя и не оставаться на разделительной полосе.

В дождь очень высока вероятность возникновения аквапланирования

Водителям важно знать, что в первые минуты после начала дождя во время езды нужно быть предельно внимательным и осторожным, не превышать скорость, не делать резких маневров и торможений. Дело в том, что в начале дождя грязь на дороге размокает, образуя при этом на асфальте скользкую корочку. Особенно это опасно при езде в горах, где почва содержит глинистые и илистые частицы, которые оседают на дорогу в виде пыли и при первых же каплях дождя превращают ее в грязевой каток.

При этом самое важное правило безопасной езды в дождь, в условиях плохой погоды и ограниченной видимости — соблюдение скоростного режима и дистанции. В данном случае у водителя будет возможность вовремя отреагировать на изменение дорожной ситуации и при необходимости безопасно остановиться перед неожиданной преградой, ведь в экстренной ситуации автомобиль значительно легче контролировать именно при езде на небольшой скорости.

В дождь очень высока вероятность возникновения аквапланирования, когда колеса автомобиля теряют контакт с дорожным покрытием. При этом машина становится неуправляемой, а водитель не имеет возможности эффективно тормозить. Это происходит по причине того, что шина при движении не успевает выдавить из пятна контакта то количество воды, которое оказывается под ней на дороге. Таким образом, колесо теряет прямой контакт с дорожным покрытием из-за слоя воды между протектором и асфальтом, а машина «всплывает» над дорогой. Аквапланирование зависит от целого ряда факторов, самыми важными из которых являются: скорость автомобиля, толщина водяной пленки и степень износа протектора шины. В частности, согласно экспертным испытаниям критической для новых шин можно считать скорость от 70 до 100 км/ч, а для изношенных — 40—50 км/ч. Тормозной путь на мокрой дороге при скорости в 60 км/ч на изношенной шине с остатком протектора в 1,3 мм оказывается почти в два разе длиннее, чем на новой резине с высотой протектора в 8 мм. Впрочем, чаще всего аквапланирование происходит при попадании машины в лужу на повышенных скоростях, поэтому еще раз повторимся — на мокрой дороге нужно придерживаться безопасного и небыстрого темпа езды. Чтобы минимизировать негативные последствия аквапланирования, перед самым въездом в большую лужу нужно отпустить «газ» и по возможности выровнять руль — вероятность сноса автомобиля с курса будет меньше. При этом руль нужно удерживать твердо, чтобы машину не потянуло в ту сторону, где лужа глубже.

Чтобы избавиться от воды в салоне, придется его полностью разобрать

Лужа на трассе порой таит и другую опасность — она может образоваться в месте дефекта дорожного покрытия. Под слоем воды сложно определить глубину ямы, а она может оказаться критической и привести к разрыву шины, искривлению или поломке колесного диска либо же повреждению других деталей подвески. Поэтому по возможности лужу на дороге следует объехать, а если сманеврировать нельзя — максимально снизить скорость при ее проезде.

В сильные ливни водителям нередко приходится преодолевать залитые водой участки дорог. В данном случае неопытные водители наверняка не знают, что здесь их подстерегает серьезная опасность — затопление автомобиля и гидроудар двигателя. Потоп в салоне способен нанести автомобилю серьезные проблемы: вода, попавшая внутрь, пропитывает собой все материалы — от обивки до шумоизоляции, а также проникает во все технологические пустоты кузова. Избавиться от нее будет не так уж легко, придется разбирать салон — снимать сиденья, демонтировать ковровое покрытие и слой шумоизоляции. Более того, вода может вывести из строя электропроводку и дорогостоящие электронные блоки управления.

При езде по затопленным участкам дорог высока вероятность возникновения гидроудара двигателя — когда через впускной коллектор вода попадает в цилиндры двигателя и при этом шатуны поршней гнутся о несжимаемый объем воды. Если при проезде глубокой лужи двигатель внезапно заглох, не пытайтесь его запустить — возможно, произошел гидроудар. В данном случае необходимо провести квалифицированную диагностику у специалистов. Если же мотор заглох не резко — автомобиль, дергаясь, проехал еще какое-то расстояние, скорее всего, проблема в электрике, и для восстановления статус-кво достаточно просушить систему зажигания.

Купание в глубоких лужах опасно также и для трансмиссии — коробок передач и мостов. Вода через их системы вентиляции попадает внутрь и приводит в негодность смазку, превращая ее в водно-масляную суспензию, которая уже не обеспечивает требуемых смазывающих свойств, а это грозит ускоренным износом агрегатов. В данном случае испорченное водой масло необходимо заменить. Поэтому, прежде чем отважиться на покорение водных преград, лучше оценить свои возможности и грозящие последствия и воспользоваться известной поговоркой — «умный в гору (лужу) не пойдет, умный гору (лужу) обойдет»!