Впервые такую сложную операцию, выполненную всего 20 пациентам в мире, сделали ребенку. Мальчик, живущий в США, признался врачам, что мечтает поскорее испытать свои новые руки, занимаясь на спортивных снарядах
Восьмилетний Зион Харви, проживающий в пригороде американского города Балтимор (штат Мэриленд), стал самым юным в мире пациентом, которому пересадили обе руки.
В двухлетнем возрасте Зион перенес серьезную инфекцию, которая привела к гангрене конечностей. Ребенку ампутировали кисти и стопы. Когда мальчику было четыре года, у него отказала почка, и ему сделали трансплантацию органа. Донором стала мама. Несмотря ни на что, Зион рос активным ребенком. Не имея кистей рук и отказываясь пользоваться протезами, он все же научился самостоятельно есть, писать, бренчать на гитаре, играть в компьютерные игры на планшете. Мальчик также может ходить, бегать и прыгать, используя протезы ног, которые не вызывают у него неудобства. Зион сохраняет оптимизм и бодрое состояние духа, хотя признавался, что иногда ребята в школе смеялись над ним. «Они не специально говорили мне обидные вещи — просто у них это иногда вырывалось само собой», — рассказывал он.
*Зион, не имевший кистей рук, отказывался пользоваться протезами
26-летняя мать Зиона Пэтти Рэй говорит, что врачи предложили им операцию по пересадке рук, поскольку мальчику не нравились протезы, которые ему подбирали. То, что ранее ребенок перенес трансплантацию почки и постоянно принимал иммунодепрессанты, позволило ему стать первым кандидатом на проведение такого вмешательства. Зион согласился на операцию. «Если бы сын был против, мы не приняли бы предложение медиков», — утверждает Пэтти. Семье пришлось ждать несколько месяцев, чтобы врачи подобрали донора, руки которого были такого же размера, как у Зиона, с таким же цветом кожи. По статистике, подходящих доноров бывает не больше 15 в год. Наконец донор был найден и семье позвонили из больницы. «Зион нервничал и в то же время был радостно взволнован… Правда, он немного расстроился, ведь планировал идти на пижамную вечеринку к двоюродным братьям, а пришлось пропустить веселье… Когда я впервые увидела сына с руками, у меня слезы навернулись на глаза», — рассказала мама.
Операцию, в ходе которой ребенку трансплантировали кисти и предплечья донора, сделали в детской больнице Филадельфии в начале июля. Сложнейшее хирургическое вмешательство длилось более 11 часов. Была задействована команда из 40 медиков под руководством доктора Скотта Левина. Сначала с помощью металлических пластин и болтов скрепили кости. Затем, используя технику микрососудистой хирургии, срастили артерии и вены. Когда по соединенным сосудам начала струиться кровь, хирурги восстановили по одному все мускулы и сухожилия. Напоследок остались нервы и кожа. Операция в целом прошла успешно, за исключением одного осложнения. В какой-то момент рука Харви побелела. Это означало, что возникли проблемы с кровообращением. Однако хирурги «починили» заблокированную артерию, и все пришло в норму.
Зион уже может шевелить пальцами, сжимать их в кулаки. Пока что он под руководством врачей выполняет необходимые упражнения. Через несколько недель его выпишут из больницы домой. Пересаженные руки, как говорят медики, будут расти вместе со своим новым владельцем. Однако теперь ребенок получит новые возможности. Мальчик признался врачам, что ему не терпится поскорее испробовать свои силы и, используя новые руки, полазить по разным спортивным снарядам на детской площадке.
*Чтобы мальчик жил, его мама четыре года назад отдала ему свою почку. «Когда я впервые увидела сына с руками, у меня слезы навернулись на глаза», — говорит женщина
«ФАКТЫ» попросили украинских специалистов прокомментировать операцию, проведенную их зарубежными коллегами.
— В мире выполнено до двадцати операций по пересадке рук, — говорит заведующий отделением восстановительной микрохирургии и трансплантации тканей Национального института хирургии и трансплантологии имени
Насколько долго прослужат руки этому ребенку, сказать сложно. Многие взрослые, которым пришивали руки, через какое-то время просили их удалить. Я знаю о таком пациенте из Франции. Понимаете, пересаженные печень, сердце, почка не видны. А тут все время пользуешься чужой рукой… Этот психологический момент очень значим. У нас тоже есть небольшой опыт: несколько лет назад мы пересадили на руку донорский палец, но пациент тоже не смог с ним жить. В детском возрасте все воспринимается легче. Может, мальчик вскоре адаптируется настолько, что будет относиться к пересаженным рукам, как к собственным. Думаю, в этом случае врачи решились на пересадку рук, понимая, что после трансплантации почки ребенку все равно придется принимать иммуноподавляющие препараты. Тем более что мальчик категорически не хотел пользоваться протезами.
То, что такую операцию успешно сделали, еще раз показывает, что медицина движется вперед, развивается и помогает в тех случаях, которые еще вчера считались безнадежными.
Фото EPA/UPG