Легендарному баритону Юрию Гуляеву исполнилось бы 85 лет
Юрий Гуляев родился в российской глубинке, но всю жизнь называл себя украинским певцом. Две сцены — Донецкого и Киевского оперных театров — подарили ему признание и любовь зрителей. А он отдал им свой талант, мастерство и голос, который называли золотым. Юрий Гуляев блистал на сцене Киевского оперного театра во времена его расцвета — в шестидесятые годы. Спел все ведущие партии для баритона. Блистал в «Кармен», «Пиковой даме» и «Фаусте». Если бы не болезнь единственного сына, Гуляев не переехал бы в Москву. Артист стал петь в Большом театре, но роли получить там было сложно и в конце концов Гуляев стал больше выступать на эстраде.
«Я помню, как встретил Юру в Москве, — вспоминает режиссер Лев Венедиктов, проработавший в Национальном театре оперы и балета более 60-ти лет. — Гуляев был печален, вспоминал Киев и говорил, что лучшие годы его прошли на сцене нашего театра. Жалел о том, что ему пришлось уехать в Москву, но изменить положение вещей не мог. Знаю, что он еще хотел несколько раз спеть в спектаклях на нашей оперной сцене. Но, увы, слишком рано ушел из жизни»…
— Когда Гуляева пригласили в Киевский оперный театр?
— Это случилось в 1960 году. Гуляев приехал в Москву на Декаду украинской культуры как солист Донецкого оперного театра. После концерта украинскую делегацию пригласили на Воробьевы горы в дом к Никите Хрущеву. Там собралось все правительство страны, включая Ворошилова, Брежнева, Буденного. Было большое застолье, артистам, понятно, там надо было выступать. Что вы, это почиталось за большую честь! Юра Гуляев взял баян, и аккомпанируя себе, пел романсы. Инструмент не выпускал из рук целый вечер. От его бархатного баритона все были в восторге. Никита Хрущев в том числе. В то время Киевским оперным театром руководил зять Никиты Сергеевича Виктор Гонтарь. Переговорив с тестем, Гонтарь пригласил Гуляева к себе.
— Те, кто присутствовал на его концерте, вспоминают, что на сцене Юрий Гуляев был неотразим.
— Ему не надо было показывать какие-то актерские таланты. Достаточно было выйти на сцену, взять первые ноты, отбросить вьющиеся волосы со лба — и зрители были очарованы. К тому же Юра был невероятно красив — высокий, стройный, с пронзительным взглядом и доброй, располагающей к себе улыбкой. Он просто пел сердцем, так, как чувствовал. Природная теплота его голоса завоевывала зрителей сразу. Помню, на одной из Декад в Москве Никита Хрущев через своих помощников передал, что хочет услышать песню «Из-за острова на стрежень» в исполнении Гуляева. И вот идет заключительный концерт, Юра поет: «Выходили расписные Стеньки Разина челны…» В правительственной ложе сидел Никита Сергеевич и, рассказывали, смахивал слезу. После выступления Гуляева воцарилась полная тишина, а потом зал взорвался аплодисментами, зрители повскакивали со своих мест.
— Надо признать, что директору Киевского оперного театра Виктору Гонтарю удалось собрать на сцене поистине золотой актерский состав.
— Это была кульминация развития нашего театра. В 60—70-е годы прошлого столетия Киевская опера располагала такими силами, которых не было ни у кого в Советском Союзе. Даже Большой театр нам завидовал. Мы всегда имели тройной состав исполнителей одного уровня. Надо отдать должное Виктору Гонтарю, он был очень опытным администратором. Прекрасно разбирался в искусстве, обладал, что называется, нюхом на талантливых людей. Гонтарь понимал, что их надо чем-то удерживать, поэтому в театре певцы постоянно ездили на всевозможные конкурсы, фестивали, в зарубежные поездки.
Тогда на нашей сцене блистали Белла Руденко, Дмитрий Гнатюк, Евгения Мирошниченко, Константин Огневой, Анатолий Соловьяненко, Евгений Третьяк, Юрий Гуляев… Неповторимое время. Я работаю в театре с 1954 года, но подобного состава больше не было. Гонтарь знал, чем привлечь актеров, никогда не являвшихся состоятельными людьми. В то время, пользуясь связями, Виктор получил более тридцати квартир в центре Киева специально для актерского состава. Как только Юра Гуляев переехал из Донецка в Киев, он тут же заселился в роскошную квартиру на улице Пушкинской. Любил приглашать к себе домой друзей. Все располагались в большой комнате, где стоял рояль и Юра музицировал.
— Говорят, у него был абсолютный слух.
— Юра рассказывал, что музыкальный слух у него от мамы. Она любила музыку и неплохо пела. Правда, после школы Гуляев поступил в медицинский институт. Это было в Свердловске. Но понял, что без музыки жить не сможет. Пошел в консерваторию, потом был принят в Свердловский оперный театр, а затем переехал в Украину. Юра был очень музыкален и сам писал замечательные песни. Мне очень нравилась «Желаю вам!» на стихи Роберта Рождественского. Одно время я руководил еще и ансамблем Киевского военного округа. Юра как-то мне позвонил: «Лев, я написал несколько песен. Приди послушай, может, что-то понравится…» Я взял три композиции, которые очень долго были в репертуаре ансамбля.
— Несмотря на то, что Юрий Гуляев родился и вырос в России, его называли украинским певцом.
— Знаете, я всегда поражался умению Юры быстро учиться. Он действительно был русским человеком, выросшим в глубинке. Но когда пел на украинском, никакого акцента не чувствовалось. Я дирижировал спектаклем «Трубадур», где был занят Гуляев. Юра долго трудился над украинским текстом, он ему не давался. Поэтому он придумал такую хитрость — везде носил с собой записную книжечку. Станет за кулисами во время перерыва и повторяет слова. А как он пел «Як тебе не любити, Києве мій!» Лучше него этого никто не сделал!
— Говорят, Юрий Гуляев был любимым исполнителем Игоря Шамо — одного из авторов гимна Киева.
— Они дружили, ведь практически одновременно начинали свою карьеру. А песня «Як тебе не любити, Києве мій!» впервые прозвучала на торжественном концерте, посвященном вручению Киеву ордена Ленина в 1962 году. Ее исполнили уже известный тогда оперный певец Константин Огневой и его молодой коллега Юрий Гуляев. Успех был оглушительный, буквально через несколько дней хит распевал весь Киев.
— Как в Киевском оперном театре отнеслись к приходу в труппу молодого, подающего большие надежды солиста?
— При всех театральных интригах, когда в нашем театре появлялся талант, завистники были бессильны. Гуляев в своем исполнении был неповторим. Это понимали все. Плюс природная широта души Юры. На него невозможно было злиться. Гуляеву было достаточно улыбнуться, и человек, находившийся рядом, буквально таял. К тому же певец был очень прост в общении, сердечный. Знаете, такой любимец театра. Юра любил шумные компании, веселье, общение. Его не интересовали ни охота, ни рыбалка. Достаточно было компании друзей. Мы часто ездили с ним на гастроли, бывали в разных странах мира. Юра всегда выглядел с иголочки, правда, по магазинам ходить не любил. Если видел то, что ему нравилось, мерял и тут же покупал, не раздумывая. Он был достаточно обеспеченным человеком, но ко многим бытовым вещам относился спокойно. Его единственной страстью были машины. Первую, по-моему, он купил, еще работая в Донецком оперном театре. Это был «Москвич». Потом Гуляев ездил только на «Волгах». Причем всегда только сам за рулем.
— Кто же решал в его семье бытовые вопросы?
— Всем занималась жена Юры Лариса. Гуляев был очень востребован, часто находился в разъездах. К тому же ему надо было зарабатывать деньги на лечение сына Юрочки. С его рождением в семье случилась страшная трагедия — малыш был тяжело болен, инвалид с детства. Гуляев обожал своего ребенка и прилагал все силы для того, чтобы поднять мальчика на ноги. В те годы врач, который лечил Юру-младшего, жил в Москве. Поэтому Гуляев и принял решение туда переехать. Кстати, семье таки удалось выходить мальчика. Он поступил в университет и сейчас там даже преподает. Переехав в Москву, Гуляев сразу был принят в Большой театр. Ему дали квартиру в центре столицы, последовали и все сопутствующие блага. Киев отпускал Юру с грустью. Конечно, мы в театре понимали, что у него просто не было выбора. К тому же тогда в нашем театре была достаточно сильная группа баритонов.
— В Москве Гуляев получил признание?
— Юра ведь не просился в Большой. Они сами взяли его с огромной охотой. Хотя в результате получилось, что свои лучшие оперные спектакли он спел именно на сцене Киевского оперного театра. В то время в Большом работали замечательные артисты и многим приходилось по несколько лет стоять в очереди за главной ролью. Юра был далек от каких-то интриг, поэтому в Москве он больше пел на эстраде, ездил с концертами по стране. Когда мы виделись с ним в столице СССР, он признавался, что очень скучает по Киеву. Говорил: «Но иначе я не решил бы вопрос с ребенком». Уверен, если бы не эта беда, Юра бы никогда не уехал из Киева и его творческая жизнь сложилась бы иначе. Мне кажется, намного счастливее. Хотя… Думаю, ему не в чем было себя упрекать. В конце концов, он спел все значительные оперные партии, был любим, востребован. Да и вообще, сетовать на судьбу было не в характере Юры. Я вот сейчас о нем вспоминаю, и у меня на лице появляется улыбка. Жаль, что он так рано ушел из жизни…
— Ведь ему было всего 55 лет.
— Разве это возраст?! Но Юра всегда жил, что называется, по полной программе. Не жалея себя ни эмоционально, ни физически. Его жизнь закончилась трагически. Это случилось в Москве. Юра пытался выехать из гаража, машина не заводилась… Он полез под капот — и тут схватило сердце, инфаркт. Он умер в одно мгновение. Для всех это стало огромным ударом… Прошло почти 30 лет, а такой баритон, певец с удивительной харизмой до сих пор не родился…