Інтерв'ю

Георгий Данелия: "То, что я стал режиссером, — мистика. Все вышло совершенно случайно"

7:45 — 28 серпня 2015 eye 1711

Легенде кинематографа исполняется 85 лет

Миллионам зрителей знакомы фильмы режиссера Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», «Не горюй», «Совсем пропащий», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Слезы капали», «Кин-дза-дза», «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна» и другие. Во многих из этих картин он выступил также в качестве сценариста и даже сыграл эпизодические роли. Особое место в творчестве Георгия Николаевича занимает снятый по его с Викторией Токаревой сценарию всенародно любимый фильм «Джентльмены удачи». Данелия также автор замечательных книг: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна» и «Кот ушел, а улыбка осталась».

В последнее время Георгий Николаевич практически не дает интервью, так как, по его словам, плохо себя чувствует. Но для газеты «ФАКТЫ» легендарный кинорежиссер сделал исключение.

— Георгий Николаевич, от всей души поздравляю вас с грядущим юбилеем! Крепкого вам здоровья и всего самого наилучшего. Как собираетесь отпраздновать дату?

— Спасибо. Думаю отметить день рождения в крайне ограниченном семейном кругу. Будут дети, внуки, правнуки.

— Что для вас значит цифра 85?

— Для меня это переходный этап. Туда…

— Шутите?

— Нет, не шучу. Говорю серьезно.

— Верите в судьбу?

— Конечно. То, что я стал режиссером, уже мистика. Не собирался им быть. Все вышло совершенно случайно. Когда я окончил школу, отец сказал маме: «Надо отдавать его во ВГИК». Она спросила, почему. «А куда его, дурака, еще девать?» — ответил отец, который был метростроевцем и работу в кино считал несерьезным занятием. ВГИК он предложил как крайний вариант. «Там хотя бы блат есть», — пояснил. А блат действительно был. Мама работала на «Мосфильме» вторым режиссером и знала многих мастеров ВГИКа, а муж ее сестры (знаменитой актрисы Верико Анджапаридзе) кинорежиссер Михаил Чиаурели снимал фильмы о Сталине и являлся тогда одним из самых влиятельных деятелей кино. Но поступать во ВГИК я не захотел — блат был чересчур явным. К тому же никакой тяги к режиссуре не имел, как, впрочем, и ни к чему другому, кроме джаза.

«Но в какой-нибудь институт поступать нужно обязательно, — сказала мама. — Иначе тебя в армию заберут». В армию мне не хотелось, поэтому когда мой приятель Женя Матвеев собрался в архитектурный, я решил поступать с ним — за компанию. Учился без особых провалов и достижений, но рад, что этот вуз закончил. Там было интересно — преподавали у нас замечательные профессора, общался я со многими талантливыми ребятами. После архитектурного по распределению попал в Институт проектирования городов. В мастерской перспективной планировки мы решали, как должны развиваться города страны в течение ближайших 25 лет. Но пока мы в Москве чертили — на местах строили. Мы не знали, что они строят, а им плевать было на то, что мы чертим. Как-то в обеденный перерыв мы с Олегом Жагаром, который работал в соседней мастерской, вышли за проходную прогуляться. Идем и видим: под забором лежит пьяный. Весьма нестандартный — в макинтоше, берете, очках и галстуке. И при часах. Могли бы и мимо пройти, но не прошли. Олег предложил разбудить его — иначе могут раздеть. Разбудили, интеллигент открыл глаза, сел, огляделся, соображая, где он, и тупо уставился на нас. «Домой иди, пока в вытрезвитель не забрали», — сказал Олег. Интеллигент прохрипел: «Я не пьян, я… отдыхаю». И вытащил из кармана скомканную газету. Расправив ее, снова лег и сделал вид, что читает.

— Потрясающе!

— Это и был судьбоносный день. Если бы тогда этот тип не попался мне на глаза, может быть, моя жизнь сложилась бы совсем иначе. Пьяный читал «Советскую культуру», и там был заголовок: «Мосфильм» объявляет набор на режиссерские курсы". Я купил газету и узнал, что при киностудии решили организовать высшие режиссерские курсы, на которые будут принимать людей смежных профессий — художников, писателей, музыкантов… и архитекторов. Стипендию обещали сто тридцать рублей! А у меня в Институте проектирования городов зарплата была девяносто. Я сделал выбор. В моей книжке «Безбилетный пассажир» (которая, как и две другие — «Тостуемый пьет до дна» и «Кот ушел, а улыбка осталась», пользуется успехом) обо всем этом написано подробно. Все три стали бестселлерами. Мне люди звонят со всего мира, благодарят, говорят, что книжки получились очень смешные.

— Выходит, чудеса существуют?

— В моей жизни они случались. Однажды я забыл в такси дипломат, а в нем — сценарий и постановочные деньги. Очень большая сумма! Приехал домой и обнаружил, что дипломата нет. Никакой надежды на то, что его вернут, не было. И вдруг в два часа ночи раздался звонок в дверь. На пороге — мужчина. Разумеется, я его не узнал — на таксистов-то, когда едешь, не смотришь. Протягивает мне дипломат: «Ваш?» «Мой», — отвечаю. Открываю, а деньги лежат нетронутые. Я какую-то пачку взял (не знаю, сколько там было) и ему протянул. А он говорит: «Вы сейчас мне все испортите. Я же себя чувствую таким благородным. А если возьму деньги, это чувство пропадет». И ушел. Чудо ведь!

— Как считаете, сегодня такое возможно?

— Конечно, потому что в то время я тоже считал, что подобное невозможно и был крайне удивлен (улыбается).

— А жертвой мошенников вы становились?

— Случалось. Но говорить об этом не хочется. Зачем вспоминать плохое?

— Приходилось ис­пытывать в жизни крайнюю материальную нуж­ду?

— Случалось такое, что не было денег, я занимал. Но до крайностей не доходило.

— Сегодня вас, создателя культовых фильмов, можно назвать че­ловеком материально со­­стоятельным?

— Это ваше дело: как хотите, так и называйте (смеется). Однако с деньгами я никогда не дружил и сейчас не дружу.

— Чего больше все­го боитесь сегодня и че­го больше всего боялись в мо­лодости?

— Прожить недостойно.

— Как считаете, в жизни существует справедливость?

— Конечно, ведь такое слово есть.

— Что вы вкладываете в понятие счастья?

— Да Бог его знает. Очень много написано по этому поводу. Мне кажется, счастье — когда чувствуешь себя хорошо и морально, и физически, все вокруг нравится, забываешь о горестях.

— Над чем работаете сегодня?

— Задумал очередную книжку. Вышедшая в прошлом году «Кот ушел, а улыбка осталась» — рекордсмен по продажам, даже среди детективов. Она о том, как создавались фильмы «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна», «Ку! Кин-дза-дза»… И о том, при каких обстоятельствах первый и последний президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев увидел меня… без штанов.

— Заинтриговали. Что же это за история?

— Дело было в 2012 году. В московском Доме кино мне вручали приз — «За вклад в киноискусство». Мы с моим закадычным другом Юрием Ростом отправились его получать. Когда меня вызвали на сцену, со мной для страховки пошел и Юра, так как передвигаться без палки мне уже трудновато. Меня поздравили и вручили вазу — большую и тяжелую. Раздались аплодисменты. Я поднял вазу, чтобы показать ее зрителям. И вдруг понял, что сзади… отстегнулись подтяжки. Почувствовав, как брюки ползут вниз, шепнул Росту: «Юра, спасай!». Он тут же все понял, обнял меня левой рукой и прихватил штаны сзади. Так, полуобнявшись, в позе нетрадиционников, мы прошли по сцене, но не в зал, а прямо на лестницу. Когда вышли на улицу, из здания напротив, где находится чешское представительство, вышел Горбачев. «Михаил Сергеевич!» — окликнул его Рост (они друзья-приятели). Горбачев обернулся. Юра сказал: «Поздравьте Георгия Николаевича! Он приз получил! Гия, покажи». Я поднял вазу со словами: «За вклад в киноискусство, Михаил Сергеевич!» И услышал: «Поздравляю! Георгий, у вас… панталоны падают».

— Веселая история. Творческого вам вдохновения, Георгий Николаевич, и неиссякаемого оптимизма!

— А я желаю мира и благоденствия прекрасной Украине и горячо любимому украинскому народу. Бывал я и в Киеве, где мне очень нравится главная улица Крещатик, и в Чернигове, и в Полтаве, и в сказочно красивой гоголевской Ди­кань­ке… Выбирая в Украине для съемок фильма «Сережа» натуру, как-то мы с оператором потеряли администратора, у которого были все деньги. Еще в Москве он нам сказал, что будет выплачивать су­точные каждый день, чтобы мы их сразу не прокутили. Получилось все неожиданно. В Ворошиловске мы втроем шли с вокзала в дом приезжих, и вдруг завыли сирены, пожарные в противогазах стали загонять прохожих в подвалы. Это была учебная тревога. В суматохе администратор пропал. Мы его искали, ждали в доме приезжих, но напрасно. Позвонили на «Мосфильм»: мол, когда объявится, пусть оставит свои координаты на киевском Главпочтамте и ждет нас. Если нет — просили отправить нам переводом деньги на обратные билеты в Москву.

На двоих у нас осталось два рубля с копейками. На грузовиках и товарных поездах пересекли тогда всю Украину. А к Киеву и вовсе подошли пешком. До сих пор вспоминаю цветущие сады! Администратор ждал нас на ступеньках у Главпочтамта. Мы поинтересовались, куда он пропал. «В тюрьме сидел», — ответил он мрачно. А дело было так. Стоило ему чуть понервничать, давали о себе знать камни в почках. И тогда справлять малую нужду он мог только лежа. Услышав вой сирен, администратор подумал, что началась война. От нервного напряжения ему захотелось в туалет, он прилег у обшарпанного здания, а это оказался… райотдел милиции. В результате ему дали трое суток за хулиганство.

— Столько испытаний — зато есть что вспомнить! Но борщ-то и вареники в Украине попробовать успели?

— Конечно. И еще люблю уху с… курицей. К слову, картину «Совсем пропащий» мы снимали на Днепре. Группа жила на корабле. Часто бывал я в Каховке. Остались самые теплые воспоминания. Хочется верить, что жизнь в Украине скоро наладится. Обязательно наладится!

Фото в заголовке Юрия Роста