По словам спортсмена, с этой невероятно сложной задачей он справился благодаря тому, что с помощью специальных дыхательных упражнений вошел в особое психологическое состояние, пребывая в котором, люди способны творить чудеса
О семье спортсменов из Комсомольска Полтавской области Юрии и Ирине Малько «ФАКТЫ» рассказывали в номере за 27 февраля нынешнего года, ведь в их частном доме жил восьмимесячный лев-подросток по кличке Ричард. Специально для него отвели отдельную комнату. А в кухне нашли место для нильского крокодила и капского варана (крупная ящерица). Во дворе обитают тяньшаньская медведица Жозефина, пара енотов и восемь(!) бойцовых собак (Юрий их разводит).
В февральском интервью он рассказал, что уже 30 лет занимается единоборствами, в том числе ушу, в котором добился поразительных результатов. Например, с помощью специальных дыхательных упражнений изменяет на несколько градусов температуру своего тела. И вот недавно 46-летний спортсмен взялся устанавливать рекорды по перетягиванию необычайно больших грузов: начал с огромного самосвала KOMAT'SU (»Комацу») весом 74 тонны. Это было весной. Через несколько недель отважился на новое достижение — став между двумя железнодорожными вагонами (каждый весит 22 тонны), притянул их друг к другу с помощью тросов. И вот теперь сорвал с места и продвинул на два метра один из крупнейших в мире грузовиков «Caterpiller» (»Катерпиллер»), весящий 105 тонн!
— Идея двигать грузовики возникла случайно, в беседе за чашкой кофе с обучающимся у меня ушу Сергеем Гонтарем, — рассказывает «ФАКТАМ» Юрий Малько. — А у меня такой характер — как засядет дерзкая мысль в голове, так в лепешку разобьюсь, но выполню. Так и на этот раз вышло. Нужно сказать, что возле нашего города Комсомольска есть железнорудный карьер, где руду добывают открытым способом. Для этого используют грузовики-гиганты. Мне удалось убедить администрацию горно-обогатительного комбината предоставить один из таких самосвалов KOMAT'SU для попытки установить рекорд.
Просмотрев специализированные сайты в интернете, я узнал — самый тяжелый грузовик, который удалось одному атлету сдвинуть с места и протянуть несколько метров, весит 25 тонн. А я взялся за 74 тонны! И это при том, что богатырскими габаритами похвастать не могу. Рост у меня средний — 176 сантиметров, вес — 83 килограмма. (Для сравнения: Василий Вирастюк при росте 191 сантиметр весит 145 килограммов. — Авт. ) Но я владею психотехниками ушу. С их помощью вхожу в особое состояние, которое дает мне огромнейший прилив сил. Впрочем, тренировочная попытка сдвинуть самосвал (я провел ее без публики) далась очень тяжело. От перенапряжения лопнули мелкие сосуды в области бедер, и там образовались обширные гематомы. Но самое неприятное — травмировал левую ключицу. Тем не менее через две недели пошел на выполнение рекорда в присутствии многочисленных зрителей и журналистов. Начал с дыхательных упражнений ушу, позволивших мобилизовать силы организма. Ощущения при этом специфические — хотя осознаешь, что происходит вокруг, но не так четко, как обычно. И слух сильно притупляется. Моему ученику Сергею Гонтарю приходилось буквально кричать мне в ухо, что, например, я уже сорвал грузовик с места и теперь нужно тянуть, не останавливаясь ни на мгновение. Иначе самосвал замер бы на месте, и привести его в движение вновь я вряд ли бы сумел.
Я перебирал руками и ногами по закрепленной на полу лестнице длиной восемь метров. Прошел ее всю. Затем с трудом выпрямился, перед глазами все плыло, меня шатало, звуки слышал, как будто через слой ваты. Сделал несколько дыхательных упражнений, чтобы прийти в себя.
Жена Юрия Ирина плакала от радости: «Я тоже спортсменка, поэтому очень хорошо понимаю, как трудно добиваться таких результатов».
То, как спортсмен устанавливал рекорд, снимал один из центральных телеканалов. Столичные журналисты попросили Юрия показать другие необычные номера.
— Мои ученики водрузили мне на голову гранитную глыбу килограммов 20 весом и стали разбивать ее кувалдой, — рассказывает атлет. — С одного удара это сделать невозможно, пришлось со всей силы бить 12 раз, пока гранит раскололся. Затем я разбил ладонью сложенные вместе две доски толщиной пять сантиметров каждая. После этого упер себе в шею острие копья, надавил на него с такой силой, что древко, толщина которого семь сантиметров, изогнулось и сломалось. И в завершение попытался разорвать две сложенные вместе подковы. Но разорвал одну. Вторую лишь разогнул. Со свежими силами рву две, но в тот день порядком устал. Впрочем, на подковах дело не закончилось — телевизионщики попросили продемонстрировать мои умения гонщика. Я разогнался на мотоцикле, а затем на спортивном автомобиле до 220 километров в час. А мой личный рекорд скорости при езде на мотоцикле — 275 километров в час.
При перетягивании самосвала основная нагрузка ложится на мышцы ног. Поэтому следующее достижение Юрий совершил, делая упор на силу рук и плеч — притянул друг к другу железнодорожные вагоны. На размещенной в интернете видеозаписи видно, что атлету пришлось правой рукой помогать травмированной левой.
— И вот теперь я пошел на третий рекорд — попытку протянуть один из самых больших в мире самосвалов весом 105 тонн! — продолжает спортсмен. — Мне удалось его сдвинуть с места, но сил хватило только на то, чтобы протащить на два метра, а планировал на восемь. Однако главное я доказал — мне под силу справиться и с таким большим весом. Хочу подчеркнуть, что площадки, на которых я ставил рекорды, абсолютно ровные. Для этого использовались специальные приборы. А видеозаписи моих достижений можно посмотреть в интернете по адресу .
За комментарием «ФАКТЫ» обратились к президенту Федерации сильнейших атлетов Украины Владимиру Кибе.
— Условия, при которых устанавливают рекорды, должны контролировать спортивные специалисты, речь идет о так называемой экспертизе на чистоту, — говорит Владимир Киба. — Эксперты, например, точно измеряют, действительно ли выбрана ровная площадка для перетягивания грузовика, и еще целый ряд параметров. А то ведь можно создать такие условия, что машину достаточно лишь слегка толкнуть, чтобы она покатилась. Нечто подобное недавно видел по телевизору — в Новой Зеландии какой-то артист тянул пассажирский самолет «Боинг-747». Впрочем, я никоим образом не хочу обидеть спортсмена из Комсомольска. Но чудес не бывает. Я приглашаю Юрия пройти профессиональную проверку его силовых возможностей. Наша федерация получила от государства право на проведение таких тестов.
Чудес, действительно, не бывает. Однако не только Юрий Малько, но и другие мастера ушу неоднократно демонстрировали, что особые техники позволяют им делать, казалось бы, невозможное. Например, участники клуба «Белый лотос» из Мариуполя, дошедшие до полуфинала народного конкурса телеканала СТБ «Україна маєталант». Одно из самых сложных и опасных упражнений — повиснуть шеей в петле — выполняют как подготовленные взрослые спортсмены театра, так и девятилетний Никита Серобаба. Руководитель «Белого лотоса» 42-летний Андрей Горбуля рассказал:
— Перед тем как повиснуть в петле, вхожу в особое психологическое состояние. Находясь в нем, даже звуки перестаю слышать (напомним, о таких же ощущениях говорит и Юрий Малько. — Авт. ). То, что происходит вокруг, вижу, но не так, как обычно, а словно боковым зрением. В этом состоянии могу провисеть в петле 25 секунд. Сознание продолжает отслеживать ход времени, так что в нужный момент даю себе команду стать на ноги и освободиться из петли. Чтобы лечь животом на острые трезубец и копье, тоже вхожу в такое состояние. После выполнения этих трюков делаю особую дыхательную гимнастику — она возвращает меня к обычному мировосприятию. Научиться такой технике сложно.
— Висеть в петле я не пробовал, но выполнял другие связанные с риском для жизни номера, — говорит Юрий Малько. — Скажем, в холодное время года, пока речка Псел не покрывалась льдом, переплывал на остров (дистанция 50 метров), делал там комплекс упражнений и возвращался к своему берегу. Течение там очень сильное, ведь это устье речки — место, где Псел впадает в Днепр. Грести нужно изо всей мочи, иначе тебя снесет на фарватер Днепра. Вода ледяная, так что погибнуть можно запросто. А еще проплываю в озере подо льдом около 30 метров — до участка, где есть открытая вода. Начинающим заниматься такими экспериментами не рекомендую. Я к этому шел, упорно тренируясь, десять лет.
— Вашему льву Ричарду уже исполнился год — взрослый зверь. Он до сих пор живет в доме?
— Мы временно переселили его в вольер на подворье к моему знакомому. Там он будет находиться, пока я дострою вольер у нас во дворе. Навещаем Ричарда несколько раз в неделю. Он встречает нас радостным рычанием. Жена — лев признал хозяйкой ее, а не меня — заходит к нему в клетку. Они, как и прежде, в шутку борются, играют. Ричард понимает, что может ранить Ирину когтями, поэтому сознательно их прячет.