Культура та мистецтво

Известный хореограф григорий чапкис: «невероятной талии махмуда эсамбаева — 40 сантиметров — завидовали все женщины»

0:00 — 18 липня 2009 eye 14838

Величайшему танцору ХХ века исполнилось бы 85 лет

Его любили зрители и уважали коллеги. Великая Галина Уланова говорила о Махмуде Эсамбаеве: «Такие люди, как Махмуд, рождаются раз я даже не знаю во сколько лет». Знаменитый балетмейстер Юрий Григорович утверждал, что каждый номер Эсамбаева — это законченный балет. В совершенстве освоив балетную хореографию и получив множество наград, Эсамбаев подался в народные танцы. Каждый год в его репертуаре появлялось пару оригинальных композиций.

С программой «Танцы народов мира» Махмуд объездил весь земной шар. Кто-то из коллег сказал о Махмуде Алисултановиче: «Его программа называется «Танцы народов мира», но народы так принимают постановки, что более точным будет название «Народы мира в танце». Он снялся в семи фильмах, среди которых выделяются роли Шамана в ленте «Земля Санникова» и придворного музыканта в картине «Пока бьют часы».

Известному украинскому хореографу Григорию Чапкису есть что вспомнить о Махмуде Алисултановиче, ведь двух танцоров связывала многолетняя дружба.

«Махмуду запросто давались как мужские, так и женские партии»

- С Махмудом Эсамбаевым я познакомился в 1951 году в Москве, мы вместе готовились к III Всемирному молодежному фестивалю в Берлине, — вспоминает Григорий Чапкис.  — Нам читали лекции о том, как правильно вести себя в Германии, общаться. Ходить по улице одному запрещалось. Помню, с нами поехала многочисленная бригада кагэбистов.

В состав советской делегации входили полторы тысячи человек. Целый эшелон. И вот, представьте себе, с нами случилось ЧП. Нас всех отравили. Срачка напала такая, что мы только то и делали, что бегали от туалета к врачу и наоборот. В ночь с тринадцатого на четырнадцатое августа прилетел самолет из Москвы. Новый персонал должен был заменить всех уборщиц и медсестер. До утра нас кололи, давали разные таблетки, делали промывания, ведь нужно было выступать. Назло врагам мы выиграли золотых медалей больше, чем участники из других стран. Вот в это время мы с Махмудом и сдружились. У нас было одно горе, что всегда сближает.

Советская делегация была изолирована от всех, хотя мы и находились в Берлине четырнадцать дней. Наши спортивные и танцевальные коллективы жили и тренировались отдельно друг от друга. Никто не имел права выходить за отведенные ему границы. Помнится случай, когда на очередной политический митинг в центре Берлина, посвященный дружбе народов, проникли «фашиствующие элементы». Они стали бросать в толпу баллончики со слезоточивым газом. Началась паника, давка.

Многие члены нашей делегации, присутствовавшие там, серьезно пострадали от газа. После этого нас окончательно закрыли и совсем никуда не выпускали. Хотя были намечены встречи с братскими социалистическими странами. Все отменили. Приходилось общаться только между собой.

- Говорят, все танцы Махмуда Эсамбаева были очень сложными. Вы тоже так считаете?

- Коллеги даже не пытались повторить движения, которые Махмуд выполнял с легкостью. Его универсальность в хореографии не знала границ. Эсамбаев был потрясающим танцором! Классические, народные, осетинские, индийские танцы он исполнял просто и виртуозно. Равных ему не было. Причем ему запросто давались как мужские, так и женские партии, а это абсолютно уникальное явление. Эсамбаев в 50-х годах прошлого века был чуть ли не единственным танцором, который с легкостью мог дать сольный аншлаговый концерт во Дворце «Украина». Купить билет на его выступление было невозможно.

Мы с Махмудом были друзьями, хотя и редко виделись. Ведь он жил в Москве, а я в Киеве. Но когда мне случалось ехать на гастроли в Белокаменную, я непременно заходил к нему в гости. Он всегда был рад меня видеть. Я был его любимчиком. Махмуд с удовольствием беседовал со мной, тогда еще молоденьким и хорошеньким артистом. В его доме было полно народу.

На момент нашей встречи Эсамбаев еще не был зазнайкой, каким стал на старости лет, будучи депутатом Верховного Совета СССР. Плюс ко всему он был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. А еще являлся народным артистом сразу восьми(!) республик. Все, что можно было взять, покорить, завоевать, у него было.

- Трудно не зазнаться, когда весь мир у твоих ног…

- Успешная карьера кружит голову. Тем более когда на тебя все смотрят с восхищением. Хотя сейчас считается, что олигарх — это хорошая карьера. Если у тебя много денег, значит, ты в правительстве… Став депутатом, Махмуд получил огромные возможности, власть. А что такое артист в советское время? Зарплата мизерная. Заслуженному артисту полагалась прибавка в… 14 рублей. Причем количество гастролей никак не влияло на ставку. В то время не было такого понятия, как «договорная цена». Левые концерты карались по закону. Можно было нажить себе большие неприятности. После концертов наличные не давали, платили только организаторам. Поэтому артисты крутились, кто как мог. У Эсамбаева это хорошо получалось.

«Один поклон Эсамбаев мог репетировать два часа»

- Все, кто знал Эсамбаева лично, утверждают, что он обладал невероятной привлекательностью…

- Его очень любили женщины. Махмуд отвечал им взаимностью. Был в его жизни период увлечения мальчиками, жена страшно ревновала мужа к ним. Но, подчеркиваю, все это известно мне только на уровне слухов. Свечку я не держал. Сегодня, по рассказам, каждый второй гей. А в советское время нетрадиционная сексуальная ориентация — настоящий нонсенс.

Экстраординарный случай произошел и у нас в Киеве. Народного артиста, солиста оперного театра арестовали в душевой. В тот самый момент, когда он развлекался с мальчиком. Весь город тогда на ушах стоял! Сейчас подобным никого не удивишь.

- На гастроли Эсамбаев, надо понимать, ездил один?

- Нет, с женой. Она была у него за костюмера. У Махмуда ведь было очень много нарядов, один бы он с ними не разобрался. Да и времени свободного у него не было, поскольку большую часть жизни проводил в тренировочном зале, совершенствуя профессиональное мастерство. Иногда не выходил из танцевального зала по 10-15 часов! Был ТАКИМ трудоголиком, которых мало. Один поклон мог репетировать два часа! Всего добивался благодаря огромной настырности. Если что-то не получалось, приходил в бешенство.

- А что еще могло вывести его из себя?

- Имелась масса поводов для раздражения, но матерщинником, как Рудольф Нуриев (легендарный артист балета.  — Авт. ), Махмуд не был. Нуриев был потрясающим танцором, но очень жестоким человеком. Посмотрев на репетиции на кого-либо из своих коллег, «оценивал» их не иначе, как: «Говно». Появится, допустим, молодой талант, все в восторге от него. Только не Нуриев! Помню, зашел он к нам на репетицию. Показал пару элементов. Все поздравили его с блестяще исполненными па. Он сел на стул, смотрит, как мы усвоили материал. Только мы начали показывать, Рудольф как закричит: «Что ты делаешь? Это же полное… »

Эсамбаев был более терпимым. Хотя с возрастом и у него начали сдавать нервы. Помню, одно время он очень дружил со знаменитым певцом. Вместе они занимались бизнесом — если мне не изменяет память, отправляли эшелонами металлолом по бывшим республикам Советского Союза. Однажды у них произошел конфликт с правоохранительными органами. Когда везли металлолом через Белоруссию, их остановили пограничники и обнаружили, что под старыми железяками находятся листы металла высокого качества. Репутация Махмуда была немного подмочена. Но! Его никто не трогал, ведь он являлся депутатом Государственной думы России. После этого Эсамбаев стал более осторожным.

«Он очень любил тосты, обожал анекдоты, которые прекрасно рассказывал»

- Григорий Николаевич, когда вы виделись с Эсамбаевым в последний раз?

- Мы встречались за несколько лет до его смерти в одном из концертных залов Москвы (умер знаменитый танцор в 2000 году.  — Авт. ). Хотя в последнее время он уже не танцевал. Занимался больше депутатской деятельностью.

- Эсамбаев мог выпить?

- Не могу сказать, что он увлекался этим. Пьяным его не видел никогда. Хотя он очень любил тосты, обожал анекдоты, которые прекрасно рассказывал.

- Приходилось ли вам видеть легендарный бразильский танец в исполнении Махмуда Эсамбаева «Макумба», который, по свидетельству некоторых, мог излечить от болезни.

- Я видел этот потрясающий танец. На первый взгляд он напоминал обычную трясучку, но если присмотреться… Поражала хореография. Вернее, антихореография! Он такое вытворял ногами — выбивал 32-й, а то и 64-й такт! Повторить подобное невозможно! Даже не пытайтесь!

У Эсамбаева была совершенно невероятная талия — сорок сантиметров! Все женщины завидовали. Вообще, тело у него было уникальным — гибкое, пластичное. Запросто изображал йогов. Но как только перестал танцевать, немного располнел.