Трое малолетних детей, собиравших чернику, умудрились зайти в глубь лесной чащи на десять(!) километров. Ребятам пришлось ночевать возле непроходимого болота, и только к полудню их нашли односельчане
Ответ на вопрос, почему дети сами пошли в лес, очень прост. В селе зарплата очень маленькая, а ягодный сезон — самое время пополнить семейный бюджет. Ребятня, наслушавшись разговоров взрослых о том, сколько можно заработать за сезон, собирая чернику, решила помочь своим родным. Четырехлетний Павлик, семилетняя Яна и девятилетняя Наташа, прихватив огромное ведро, пошли в лес за черникой. Зная, что взрослые обычно берут с собой в лес еду и воду, дети, следуя их примеру, взяли овощной салат, налили в бутылку сладкий чай и пошли искать черничные места. Чтобы им никто не помешал, друзья единогласно решили не говорить родным, куда они направились. До позднего вечера родители Павлика и Яны Омельчук были уверены, что их дети гуляют дома у Наташи Потайчук. А бабушка девочки не сомневалась, что ее внучка находится дома у своих друзей. Когда стало смеркаться, родители всполошились.
- Поздно вечером я пришла к Омельчукам, чтобы забрать внучку домой, — рассказала «ФАКТАМ» Валентина Потайчук. — Наташа еще в полдень взяла деньги на мороженое и сказала, что сразу после магазина пойдет к друзьям. Но родители Павлика и Яны сообщили, что как раз собирались идти ко мне за своими детьми, мол, те ушли к нам еще днем. Что тут началось! Мы побежали по селу искать детей: громко кричали, стучали во все двери, где живут их сверстники. Поздно ночью все-таки решили обратиться к сельскому председателю. Он принялся нас успокаивать и попросил дождаться рассвета, ведь ночью все равно нельзя было действовать.
Подождать до утра председатель села Червоная Воля Новоград-Волынского района Житомирской области Юрий Евтушок попросил не случайно. Село, расположенное в 70 километрах от города, окружено глухим лесом.
- На территории нашего сельсовета находится девять тысяч гектаров леса, — сообщил Юрий Иванович. — Тут даже волки не водятся, потому что в дремучем лесу им нечем питаться. Зато диких кабанов хоть отбавляй, а еще много ужей и змей. Когда кто-то из взрослых заблудится в лесу, мы отправляемся на поиски. Однако малолетние дети заблудились впервые. Вся здешняя ребятня знает от родителей, что ходить в лес одним опасно. Лес глухой, в нем много топких болот. Павлик, Яна и Наташа стали первыми смельчаками, которые нарушили запрет взрослых.
Как только начало светать, я стал ходить от дома к дому и просить людей помочь с поисками ребятишек. Договорились о месте сбора на краю села. К пяти утра нас собралось человек двадцать. Мы условно разбили лес на поисковые квадраты. Хочу поблагодарить людей за помощь. Отдельное спасибо милиции Новограда-Волынского. Около четырех утра я позвонил в горотдел и уже через час пятеро оперативников были в селе. Дорога к нам неблизкая — 70 километров по ухабам. Начальник милиции Виктор Прилипко прибыл на место происшествия в семь утра еще с тридцатью милиционерами и лично руководил поисками. В село собрались ехать двести военных, но я отказался от их помощи, потому что около девяти утра милиционеры вышли на след ребятишек.
Поиски велись маленькими группами, по трое-пять человек. Около полудня голодных и напуганных детей нашли местные жители Владимир Яковчук и Николай Евтушок. Мужчины услышали в лесу тихий детский плач и пошли на звук. Чем ближе приближались односельчане, тем громче становился плач. Позже выяснилось, что дети изо всех сил кричали и громко плакали, но деревья заглушали крики. С большим трудом сельчане созвонились с председателем по мобильному телефону: связи в лесу практически не было.
- Оказалось, что дети зашли в глубь дремучего леса на 10 километров! — продолжает Юрий Евтушок. — Как им удалось пройти сквозь лесные дебри, остается загадкой. Ведь в тех местах деревья растут очень близко друг к дружке, а еще в лесу множество колючих кустов ежевики. Кроме того, то место, где их нашли, было окружено глубоким мелиоративным каналом. Чтобы через него перебраться, нужно пройти по дорожке шириной метра три. Тропу трудно увидеть в темное время суток. То, что дети не утонули, — просто чудо. Еще они не расставались со своим ведром — носили его по всему лесу.
Председатель сельсовета попросил родных не ругать детвору, чтобы малыши не получили дополнительный психологический стресс. Случай в селе стал уроком для всех местных ребят, особенно для виновников происшествия.
- Мы знали, что нельзя ходить в лес без взрослых, поэтому рассчитывали собирать чернику только на краю леса у дороги, — рассказывает девятилетняя путешественница Наташа. — Взяли самое большое ведро, еду, воду и пошли. Правда, мы все съели и выпили еще до того, как нашли чернику. Мы шли, шли, а черники все нет и нет. Потом увидели поляну, а за ней — еще одну. Когда насобирали целое ведро ягод, отправились в обратный путь.
- Вам не тяжело было нести полное ведро черники? — интересуюсь у девочки.
- Ведро было легкое. Ведь мы рвали чернику не отдельными ягодами — так слишком долго, а целым кустиком. Десять таких кустиков, и ведро оказалось полное. Нас очень искусали муравьи и комары. Я была одета в футболку и юбку, без колготок, обута в шлепанцы. Так же была одета и Яна, только на ногах у нее были сапожки, а Павлик был в футболке, шортиках и сандаликах. Когда Павлик потерял один сандалик, то Яна сняла с себя сапожки и отдала их братику, сама ходила по лесу босиком. А там вся земля была в колючках. Яна жаловалась, что ей колет ножки и она не может быстро идти.
Мы шли, а дороги не было видно, только деревья становились еще ближе друг к другу. Тогда мы решили пойти в другую сторону, но там деревья тоже были густыми и было много колючих кустов. Видите, какие у меня раны на руках и ногах?! Когда стало темнеть, мы поняли, что заблудились: начали плакать и звать на помощь. Потом мы устали плакать и пошли дальше. Наконец, увидели большое болото. Мы помнили, что, когда входили в лес, болота не было, значит, опять пошли не в ту сторону. Было очень холодно, болели исцарапанные ноги, хотелось кушать и пить. Чернику, которую собрали, давно съели. Что делать дальше, не знали: впереди большое болото, сзади колючие кусты. Сил плакать у нас больше не было, и мы решили заночевать прямо здесь.
Находчивые дети смастерили себе шалаш, укрылись листвой и, прижавшись друг к дружке, уснули. Утром, проснувшись, вспомнили, что с ними случилось, и, словно по команде, все расплакались. Тут их и услышали односельчане.
- Нам показалось, что нас кто-то зовет, — говорит семилетняя Яна. — Мы перестали плакать и прислушались. Потом увидели дядю Володю и дядю Колю. Между нами был огромный ров, и дядя Володя залез по пояс в воду и по очереди перенес нас на свой берег.
- Я ничего не боялся, — поддерживает разговор четырехлетний Павлик. — Только очень хотел есть.
- А я боялась, что бабушка меня убьет, — признается Наташа. — Но она ничего мне не сказала, только крепко обняла и стала плакать. Тогда я сказала, что очень хочу есть, — и стала есть все, что было в доме, а потом легла спать. Вечером проснулась, поела и снова легла спать. Больше мы в лес без разрешения никогда не пойдем, это точно.