За последний год в стране стали чаще покупать продукты питания, бытовую химию и фармацевтические препараты национального производителя
Бойкот, объявленный украинцами российским товарам, дает свои плоды. За последний год наши сограждане стали чаще покупать товары национального производителя. А продажи товаров страны-агрессора значительно упали. Правда, когда речь заходит об англоязычных брендах, мы не воспринимаем их как российские, которыми они часто являются.
По данным Госкомстата, за первые пять месяцев текущего года импорт из России в Украину сократился на 66 процентов. Такое существенное падение объясняется в первую очередь сокращением поставок газа из Российской Федерации. Но бойкот затронул и другие товары. За первые пять месяцев 2015 года объем импорта одежды, обуви, головных уборов сократился в среднем на 40 процентов.
К тому же украинцы за последний год стали чаще покупать отечественные продукты питания, бытовую химию, фармацевтические препараты. К такому выводу пришли социологи по итогам репрезентативного исследования Factum Group Ukraine. При покупке не только продуктов питания, но и бытовой техники и электроники украинцы все чаще обращают внимание на страну-производителя. Исследование проводилось онлайн и охватывало аудиторию в возрасте 18−50 лет.
То есть оказалось, что молодежь и люди среднего возраста поддерживают бойкот российских товаров. Но если продукты питания у нас и раньше предпочитали покупать отечественные, то с продукцией легкой промышленности дела обстоят несколько хуже. Поэтому российские промышленные товары в Украине в основном представлены в сегменте модных и раскрученных брендов. Однако мало кто догадывается, что они российские, поскольку названия брендов англоязычные: Kari, O’Stin, Carlo Pazolini, Gloria Jeans, InCity.
После того как в марте прошлого года был аннексирован Крым, в соцсетях родилась идея бойкота российских товаров. Появились картинки и плакаты с призывом не покупать товары северного соседа, чтобы не финансировать оккупантов. Людям сообщали штрих-код российских товаров (460−469) и призывали покупать украинское с маркировочным кодом 482. Через месяц продажи российских товаров обвалились процентов на 40. Ряд украинских продуктовых супермаркетов начал маркировать ценники специальным значком «Товар из Российской Федерации» с изображением триколора. А некоторые магазины, такие как львовская сеть супермаркетов «Рукавичка», полностью отказались от продажи всех российских товаров. Некоторые российские компании начали хитрить и указывать на упаковке товаров другую страну-производителя. Но что касается импортной одежды, тут украинские потребители оказались не готовы уточнять, к какой стране-производителю относится полюбившийся бренд.
По данным директора Ассоциации франчайзинга Андрея Кривоноса, в нашей стране работают 93 компании из России, предлагающие франшизу (право на использование бренда и продажу товаров в других странах) в Украине. Они занимаются одеждой и аксессуарами, нижним бельем, косметикой и парфюмерией.
«За последний год россияне не проявляли особой активности ни по открытию, ни по закрытию точек», — сообщил Андрей Кривонос интернет-изданию Retail-community.com.ua.
Директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании Colliers International (Украина) Наталья Кравец считает, что у многих сетей, которые однозначно воспринимаются как русские, оборот упал: «Некоторые компании не фигурировали как российские, поэтому у них произошло общее для всего рынка снижение товарооборота. Явно российские скорректировали свои планы развития, некоторые из них закрыли много магазинов».
Генеральный директор группы компаний «Ультра» Андрей Макаров утверждает, что O’Stin и InCity воспринимаются украинцами как китайская марка. «O'Stin работает в низком ценовом сегменте, поэтому патриотизм не настолько сработал, чтобы люди перестали покупать. Тимати не приехал в Одессу на концерт, но его магазин в Аркадии по-прежнему работает», — уточняет Андрей Макаров. По его мнению, потребители недостаточно осведомлены о происхождении магазинов. Так, мало кто знает, что бренд InСity — российская компания, доля в которой принадлежит телеведущему НТВ Владимиру Соловьеву.
Компания «КП Стиль», управляющая сетью магазинов Kira Plastinina, заморозила развитие своих офлайн-магазинов (которые осуществляют продажу только в торговых залах) в Украине, но активно продвигает интернет-направление. Директор розничной сети ООО «Кира Пластинина Украина» Иван Пилюгаев рассказывает, что за последние два года закрылись шесть магазинов. «На розничном рынке Украины работает множество российских компаний, и если не делать на этом акцент, то и проблемы не будет существовать», — считает Иван Пилюгаев. В ближайшее время в Украине появится еще два партнерских магазина Kira Plastinina в ТРЦ «Злата Плаза» (Ровно) и ТРЦ «Форум» (Львов). Бренды Sela и Savage ранее развивали в Украине собственные магазины, но сейчас работают только партнерские, франчайзинговые бутики. В Украине у Sela — девять магазинов, у Savage — семь.
Сейчас в нашей стране работает 28 точек крупнейшей в России сети обувных магазинов «ЦентрОбувь». С января 2014 года закрылось всего три магазина.
Сеть российских магазинов одежды Gloria Jeans в марте открыла супермаркет площадью 1 200 квадратных метров в днепропетровском «Караване». И сейчас по телевидению идет активная рекламная кампания этой фирмы.
Можно сказать, что российский бизнес в Украине сейчас пребывает в тех же условиях, что и украинский. Как и отечественные производители, российские чувствуют на себе снижение покупательской способности украинцев. Потребители просто не готовы отказаться от недорогого бренда и продолжают покупать товары страны-агрессора.