Україна

Украинские моряки, чудом уцелевшие после шторма в Индийском океане, не могут вернуться на родину

5:00 — 11 вересня 2015 eye 1700

Сухогруз Focomar вместе с его экипажем пресса «похоронила» еще в середине августа, когда появились сообщения об «аварийном затоплении в штормовых условиях». Злоключения моряков океанского судна, следовавшего к берегам Китая с грузом сыпучих удобрений, начались практически сразу после выхода из египетского порта Аль-Адабия. С 1 августа балкер был полностью обесточен из-за поломки дизель-генераторов. На судне не нашлось деталей для ремонта оборудования, по всей видимости, балкер ими попросту не укомплектовали. Но судовладелец дал команду продолжать движение по маршруту следования, пусть и в неисправном состоянии.

Целую неделю обесточенный Focomar, лишенный возможности маневрировать, сопротивлялся волнам. Его сносило по мелководью — якоря не держали. Шторм не прекращался, начался сезон муссонов. На помощь сухогрузу был направлен спасательный буксир, он должен был встретить Focomar 9 августа, но не успел.


*На относительно новом балкере Focomar отказали генераторы, и судно было полностью обесточено

— История с балкером Focomar полна загадок, — рассказывает морской эксперт Михаил Войтенко. — Власти Йемена 8 августа сообщили о том, что вблизи Сокотры (относящийся к Йемену архипелаг из четырех островов и двух скал в Индийском океане. — Авт.) тонет или затонуло грузовое судно: с его борта поступил сигнал бедствия. Затем стала появляться противоречивая информация: балкер то тонул, то дрейфовал… Что он делал около Сокотры столько времени и почему стал тонуть? Ответов пока нет.

Шторм достигал восьми баллов, дул сильный порывистый ветер. Утром 7 августа неуправляемый сухогруз вынесло на большие — до километра (!) — глубины. По словам моряков, балкер (его длина — 190 метров, ширина— 32 метра, водоизмещение — более 33 тысяч тонн) развернуло бортом к волне, был зафиксирован крен корпуса в 45 градусов. В офицерской столовой сорвало с креплений телевизор… Стало ясно: при таком крене груз в трюмах может сместиться на один борт, что привело бы к опрокидыванию судна. Поэтому экипаж подал сигнал бедствия, спустил на воду шлюпки и покинул балкер. Спустя четыре часа, преодолев пять морских миль, моряки добрались до острова Самха (входящего в архипелаг Сокотра).

Все 24 члена экипажа — 19 граждан Украины, капитан-россиянин, двое филиппинцев и двое греков — достигли берега. Хотя высадка прошла не слишком гладко — шлюпку побило о камни.

На острове моряки обнаружили небольшой рыбацкий поселок, не более 150 человек.

— Живут они очень бедно, в каменных строениях без окон, у самих большие проблемы с провизией, — говорят моряки. — Но все равно нам помогали. Без этого мы бы не дотянули до прибытия спасателей: укрыться от солнца на острове практически негде, воды было мало. Наших запасов даже при жесткой экономии хватило бы всего на пять-семь дней. Когда 13 августа у нас практически закончилась питьевая вода, пришлось просить местных о помощи. Воду они берут из горных источников, и мы ее на всякий случай кипятили…

По примеру местных жителей моряки вместо дров использовали деревянные фрагменты других судов, «осевших» в юго-западной части острова. Аборигены делились с гостями рисом и хлебными лепешками, дали место для ночлега, теплые одеяла и самое главное — помогли связаться с Сокотрой.


*Местные жители предоставили гостям кров, дали теплые одеяла

Десятого августа экипажу балкера удалось выйти на связь с кораблем ВМС Японии, который базируется в Бахрейне, но тот не смог подойти к острову из-за шторма.

— С Сокотры ежедневно докладывали, что вертолет готов к вылету и ждет погоды, — вспоминают моряки. — Постоянно штормило, дул сильный ветер, и вертолет японцев не мог сесть на острове. В тот же день мы вышли на связь с другим военным кораблем, европейским. На следующий день его вертолет предпринял попытку сесть, к сожалению, неудачную. Тем не менее пилот смог сбросить еду и питьевую воду.

Сейчас в том районе свирепствует юго-западный муссон, морского сообщения между Сокотрой, Самхой и Абд-эль-Кури нет. В Йемене с марта проводится военная операция, так что добиться помощи у властей практически невозможно. Саудовская коалиция бомбит позиции шиитских повстанцев, пытаясь восстановить власть президента в изгнании Абда Рабу Мансура Хади. За время противостояния в стране погибли две тысячи человек и около четырех тысяч получили ранения.

На Сокотре есть современный аэропорт, но регулярное воздушное сообщение с островом отсутствует.

Наконец 18 августа пассажирское судно Aladin смогло забрать с острова моряков.

«Некоторые крестились и молились, когда попали к нам на борт, — рассказал один из спасателей изданию „Работник моря“. — Раненых среди экипажа балкера не обнаружено. Несмотря на физическое истощение и сильный стресс, моряки постепенно приходят в себя».

Через четверо суток всех эвакуированных доставили в Джибути, где они остались в ожидании репатриации, сообщил портал Seafarers Journal. Однако здесь разыгрался другой шторм, финансовый.

— Практически все наши личные вещи остались на борту балкера, — рассказывают моряки. — Есть разве что та просоленная одежда, в которой мы оказались на острове. Нет и денег, а ведь нужно заплатить за авиабилеты, а потом, по прибытии в Украину, как-то добраться до дому.

Проблемами моряков должен заниматься судовладелец, который обещает все решить, но не дает никаких гарантий. Проживание и питание в отеле пока оплачивает владелец судна-спасателя — компания Sovereign-global.

Экипаж обратился за поддержкой к лондонскому представителю ITF (Международного профсоюза транспортников). Моряки получают дистанционные консультации и от украинских специалистов в области морского права.

— Судовладелец или его представители обязаны обеспечить проживание, питание моряков в Джибути и транспортировку домой, а также принять меры для выплаты предусмотренных компенсаций, — говорит председатель Федерации морских профсоюзов Максим Слюсаревский. — Если судовладелец уклоняется от выполнения своих обязательств, необходимо ставить вопрос перед компетентными властями Панамы (балкер Focomar ходит под панамским флагом. — Авт.).

Моряки подчеркивают, что будут требовать полной выплаты зарплат, компенсаций морального и физического ущерба. Специалисты подтверждают, что опасения команды не напрасны — невыплату заработной платы часто практикуют недобросовестные судовладельцы. Тем более что к владельцу балкера (по сведениям «ФАКТОВ», судовладелец — компания Ramona Navigation, оператор (менеджер) — Rigel Shipmanagement LTD-MAI) вопросов много.

Так, помимо десяти несоответствий, зафиксированных во время инспекции 28 февраля текущего года, экипаж рассказал о задержках заработной платы на два-три месяца. Команду не обеспечили рабочей обувью, потому приходилось донашивать ботинки за предыдущим экипажем. Питьевую воду моряки приобретали за свой счет.

— Зато за оформление «подфлажных» документов с каждого члена будущего экипажа взяли по 600 — 800 долларов, — возмущаются родственники моряков. — Обычно такие траты считаются операционными расходами работодателя. Потому эти деньги мы также намерены вернуть.

Что касается балкера, который остался на плаву, то судно Mubarak Challenger из ОАЭ повело его на буксире в Джибути. Специалисты говорят, что отказ генераторов и полное обесточивание на относительно новом судне может быть свидетельством брака производителя. Это уже другой аспект ЧП.