В Васильковском районе Киевской области сотрудникстоличной налоговой инспекции сбил на машине 26-летнего парня и скрылся с места происшествия. Несмотря на неоспоримые доказательства вины водителя, уголовное дело было закрыто
В тот злополучный день жительница села Ольга Третяк уговаривала своего 26-летнего сына Валеру добраться до райцентра на маршрутке. Но парень, не желая трястись в переполненном салоне, решил пойти пешком. «Я осторожно, — успокаивал. — Изо дня в день люди ходят по этой дороге, и ничего — живы-здоровы »
Валерий Третяк вышел из дому в половине шестого утра и пошел по обочине навстречу движению. Внезапно парня сбил легковой автомобиль (с какой скоростью ехала машина, остается загадкой по сей день), проволок его несколько метров по асфальту, после чего переехал.
- Трагедия произошла вот здесь, — Ольга Третяк подводит меня к дереву, на котором висит траурный венок. В нескольких метрах поодаль на траве лежит сломанный ствол березы. — Валерочка столько крови потерял, все вокруг было красным!
Между тем нашли погибшего не на месте аварии. Увидев, что произошло, водитель вышел из автомобиля и поволок Валеру в поле. Метрах в 60-70 от дороги бросил парня на траву и засыпал его опавшими желтыми листьями. Убедившись, что «замаскировал» свою жертву, поспешно вернулся к машине. Однако незаметно скрыться с места аварии ему не удалось — не проехав и пяти метров, мужчина врезался в березку. Дерево рухнуло, машина перевернулась. Все попытки водителя вытянуть свое авто на дорогу оказались тщетными.
- Около шести часов утра я проезжал мимо, — вспоминает водитель маршрутки Николай Богорад. — Хотя на улице было еще темно, я без труда разглядел перевернутую машину. Подъехав поближе, заметил мужчину, который в растерянности метался рядом. Он махнул мне рукой, я остановился. «Помоги машину поднять!» — крикнул. По голосу было понятно: мужчина очень волновался.
Но помочь ему я не мог — полный салон людей, которых нужно было везти в райцентр. Спросил: есть ли жертвы? Он ответил, что нет. Был ли пьян, я так и не понял. Пообещав, что помогу ему на обратном пути, я уехал. Когда возвращался обратно, на месте аварии уже стояла какая-то машина, и я решил, что моя помощь больше не требуется. А около двенадцати часов дня, опять проезжая мимо, увидел уже на месте происшествия наряд сотрудников ГАИ. Ни перевернутой машины, ни водителя поблизости уже не было.
После встречи с водителем маршрутки преступник сделал еще несколько тщетных попыток перевернуть свое авто, и вскоре его заметил проезжающий мимо житель села Александр.
- Я ехал на экскаваторе и увидел у обочины машину, — вспоминает Александр. — Говорят, поставить ее на колеса помогли какие-то строители. Водитель попросил меня помочь вытянуть из-под колес палку. Но как только я сделал это, он сию секунду прыгнул за руль и на бешеной скорости уехал! Потом я заметил багровые пятна на асфальте и пошел по следам крови в поле. Увидев в траве человека, отправился сообщить в милицию. А когда вернулся, на месте происшествия уже были правоохранители. Оказалось, их вызвали односельчане, когда две пожилые женщины, выпасая коров, нашли в траве окровавленный труп.
- Мы шли по полю, и тут одна корова неожиданно выбилась из стада, — вспоминает соседка погибшего парня Мария Степаненко. — Пошла, пошла и легла на траву. Теряясь в догадках, подошли ближе и увидели в траве лежащего ничком человека, присыпанного листьями. Он не дышал, вместо одежды — окровавленные лохмотья. Не узнали тогда мы Валерочку — побоялись переворачивать труп. А когда вышли на дорогу, увидели лужу крови. Сказали об этом соседям, которые и позвонили в милицию.
На первый взгляд, установить личность преступника, который мало того, что сбил парня, так еще и попытался спрятать свою жертву в поле, было непростым делом. Николай Богорад не смог разглядеть мужчину в темноте, а услышав описание преступника от Александра, местные жители пожали плечами — не встречали. Но прибывший на место происшествия Олег Пятницкий, директор киевского охранного предприятия, на котором работал погибший Валерий, нашел около сломанной березы удостоверение сбежавшего преступника! Прочитав его, Олег Пятницкий опешил: преступление совершил высокопоставленный чиновник столичной налоговой инспекции.
Ольга Васильевна провела меня в просторный одноэтажный дом, окруженный деревьями и цветочными клумбами. Хотя на улице стояла жара, в комнатах было свежо и прохладно.
- Здесь все сделано руками Валерочки, — женщина смахнула рукой набежавшие на глаза слезы. — Когда я развелась с мужем, сын стал единственным мужчиной в доме. Сейчас на что ни гляну, все напоминает о Валере. Он у нас училище с красным дипломом закончил, быстро нашел работу в охранной фирме, параллельно учился на заочном отделении в Никопольском университете. В армии был на хорошем счету у начальства
Валере постоянно звонили коллеги по работе, советовались. И на личную жизнь сынок находил время. Встречался с девочкой, они строили планы на будущее. Его Валюша живет в Киеве, за несколько дней до аварии сын предупредил, что она через неделю приедет — намечалось сватовство. Валя действительно приехала. Только вот не на сватовство, а на похороны.
- Внук не дожил недели до своего 27-летия, — плачет мать Ольги Третяк Александра Григорьевна. — Мне в день похорон было так плохо, я даже не осознавала, что происходит на самом деле. Запомнился лишь наш кот Барсик, который сидел на пороге дома и плакал. Из его маленьких глаз капали крупные слезы. Мне не померещилось — соседи тоже видели.
- Еще за несколько недель до трагедии у меня было предчувствие, что случится беда, — признается Ольга Васильевна. — Помню, однажды вышла во двор и увидела на дереве пугача. Птица так громко закричала! У меня мурашки побежали по коже, ведь это плохая примета — к несчастью. Я попыталась прогнать птицу, но она не улетела со двора, только пересела на соседнее дерево. А спустя некоторое время увидела нехороший сон. Снилось, что я бегаю по дому и лихорадочно ищу черные вещи. То черные сапоги не могу найти, то сумку. Как будто на похороны собиралась
Сынок и сам в последние годы опасался за свою жизнь. Однажды поехал с девушкой в Умань, и там они встретили ясновидящего монаха. Никто не знает, что старец предсказал Валере, но, приехав из Умани, сын застраховал свою жизнь.
Хозяйка дома завела меня в маленькую уютную комнату погибшего сына. Казалось, он только-только вышел: на стуле сложены мужские рубашки, на полу стоят гантели, в приоткрытом шкафу висят костюмы и куртки.
- С момента аварии прошло уже несколько месяцев, но я до сих пор не могу свыкнуться с мыслью, что сына больше нет, — Ольга Васильевна вытерла слезы. — Каждый вечер жду, что он вот-вот вернется домой.
Правоохранители, прибывшие на место происшествия, зафиксировали аварию. Благодаря удостоверению, которое нашел Олег Пятницкий, сотрудники милиции уже на следующий день задержали Максима Шкуркина (имя изменено в интересах следствия). По факту ДТП возбудили уголовное дело. Между тем, по словам Ольги Третяк, на протяжении нескольких месяцев следователь Васильковской городской милиции ни разу не сообщил ей, на каком этапе находится следствие. А когда женщина спустя некоторое время сама пришла в милицию, ей сказали, что уголовное дело закрыто, так как в действиях водителя «нет состава преступления».
- Милиция мотивировала свое решение тем, что водитель якобы ехал на небольшой скорости, а в происшествии виноват сам Валера, который переходил дорогу, — говорит Олег Пятницкий. — Но о том, что он шел по левой стороне, никуда не сворачивая, свидетельствуют следы — кровавая дорожка осталась именно на левой обочине. Водитель мало того что сбил пешехода, так еще и решил спрятать его в поле — это еще одна статья Уголовного кодекса Украины.
Судмедэксперты установили: Валерий Третяк умер от полученных травм, но точное время смерти назвать не смогли. Как нам объяснили, более чем вероятно, что парень был жив, когда преступник тащил его в поле, значит, пострадавшего еще можно было спасти! Но сотрудники милиции объяснили действия водителя следующим образом: якобы он отнес парня за 70(!) метров от дороги в поле и засыпал листьями, чтобы на сбитого человека не наехали другие машины, а с места преступления скрылся в состоянии аффекта.
Выходит, что человек в состоянии аффекта еще несколько часов возился со своей перевернутой машиной, а на вопрос водителя маршрутки, есть ли жертвы происшествия, спокойно ответил, что никто не пострадал?! Тем не менее, эта абсурдная версия стала основанием для закрытия уголовного дела. Экспертиза показала, что водитель не был пьян. Да ведь спустя сутки после трагедии в крови не могло остаться следов алкоголя.
Узнав, что уголовное дело закрыли, Ольга Васильевна решила поговорить со следователем, который подписался под таким решением, даже не поставив ее в известность. Но тут убитую горем мать ждал еще один «сюрприз» — следователь несколько недель назад уволился из правоохранительных органов. Женщина писала жалобы во все возможные правоохранительные инстанции с просьбой пересмотреть дело и наказать виновных. Наконец недавно пришло обнадеживающее известие: прокуратура Киевской области отменила предыдущее постановление и возобновила уголовное дело, возбужденное по факту ДТП.
- Выясняем все обстоятельства произошедшего, — сообщил «ФАКТАМ» следователь следственного управления Киевской области Виктор Гелай. — А обвинять водителя в том, что он бросил умирающего человека в поле, нельзя. Скорее всего, парень скончался на месте, и водитель унес в поле уже труп. В таком случае действия не могут трактоваться как оставление человека в опасной ситуации. И уголовное дело было возбуждено лишь по факту ДТП.
Когда наша с Ольгой Третяк беседа подходила к концу, женщина вспомнила, что в день аварии Валерий собирался заплатить за учебу в университете и взял с собой деньги и паспорт. Но когда тело парня нашли в поле, при нем были все его вещи, кроме паспорта. Родственники и правоохранители обыскали все в округе, однако документ, удостоверяющий личность погибшего, бесследно исчез.
Адрес, по которому предположительно может жить Шкуркин, Ольге Третяк удалось узнать в сельсовете. Дом, якобы принадлежащий бывшему должностному лицу налоговой инспекции, выделяется среди остальных: красный кирпич, красивый фасад, яркие клумбы Видно, что хозяева живут не бедно. Однако, несмотря на мой настойчивый стук, калитку никто не открыл.
- Здесь этот убийца живет, — заговорщически прошептала мне соседка, просившая не называть ее имени. — Вы бы видели, как он на своих машинах и мотоциклах по улицам рассекает, иной раз из дому страшно выходить! Выпить любит. Наверное, и тогда пьяным за руль сел. Странно, что он до сих пор на свободе. Скорее всего, откупился — денег у него много! Этот дом за 150 тысяч долларов себе купил, строит и дорогущую дачу. А сейчас скрывается, стыдно на люди показываться!
Я еще раз постучала в калитку. И она отворилась. На пороге стояли женщина средних лет и сравнительно молодой мужчина. На вопрос, здесь ли проживает Максим Шкуркин, они, переглянувшись, сказали, что впервые слышат эту фамилию, и поспешили калитку закрыть
P. S. За помощь в подготовке материала автор благодарит телепрограмму «Критична точка» (канал «ТРК Україна»).