В небольшой городок на Черкаcчине со всего мира съехались хасиды, чтобы встретить новый 5776-й год по еврейскому календарю
Великий мудрец Рабби Нахман завещал своим ученикам и последователям «молиться сердцем», а в Рош Ашану (еврейский Новый год) приезжать к нему в Умань. Здесь цадик обрел вечный покой вместе со святыми мучениками — жертвами Колиивщины. Поэтому в сентябрьские дни небольшой городок на Черкасчине становится поистине центром международного религиозного туризма. В этом году около 30 тысяч паломников — брацлавских хасидов из Израиля, США, Канады, Великобритании, Австралии и других стран встретили на могиле своего Учителя, цадика Нахмана, новый 5776-й год по еврейскому календарю.
Всеобщие молитвы и уединенные медитации за мир и против терроризма, за здоровье и успехи в бизнесе, за счастье и радость в каждой семье, а также веселые песни, зажигательные танцы, праздничные застолья — это и есть Рош Ашана! Начало новой, счастливой жизни…
Брацлавские хасиды с гордостью говорят о том, что нет среди них таких, кто в Рош Ашану приехал бы на могилу цадика Нахмана в Умани и не ощутил величие этого места, его святости. Великого мудреца и правнука основателя хасидизма, цадика Нахмана, брацлавские хасиды считают своим духовным отцом и одним из самых ярких лидеров «учения благочестия». Вот и почитают святого. Говорят, цадик Нахман правит с неба и видит каждого из них. И никакого другого предводителя им не надо.
*В праздник хасиды должны обязательно искупаться, чтобы смыть старые грехи
— Только учение ребе о том, как укрепиться в вере, может нас спасти! — восторженно восклицает 32-летний Шмуэль из Израиля. — А в Умани такая благоприятная атмосфера для молитвы, здесь мы наполняемся огромной духовной энергией.
— Ощущаем, что наш цадик совсем рядом, он всех нас объединяет и оберегает, — добавляет еще один израильтянин Рафаэль. — Для нас важно, что ребе не говорил о том, что в Рош Ашану нужно устраивать собрания еще где-нибудь.
Поездку в Украину не остановила даже война в Донбассе. Хасиды отмечают, что болеют за наших бойцов, отстаивающих суверенитет и территориальную целостность Украины в борьбе с российским агрессором. Чтобы поддержать бойцов, накануне Рош Ашаны сделали благотворительное пожертвование, составляющее свыше 300 тысяч гривен. А еще установили благотворительные ящички в хасидском квартале, где каждый паломник может положить деньги на нужды нашим бойцам.
Паломники стали съезжаться в Умань на могилу своего наставника вскоре после его смерти в 1810 году. В наше время эта традиция возобновилась. Для хасидов определяющее значение имеет контакт с их духовным учителем. Такое общение они называют «проверкой собственной души». Причем в этой «проверке» важно все: и то, где взять денег на дорогу в Умань, и сам перелет, и поиск жилья рядом с могилой цадика. При этом даже самые состоятельные хасиды пытаются быть такими же простыми, искренними и открытыми людьми, как мудрец.
Рош Ашана приходит с первой звездой на небе. Нарядившись в праздничные белые одежды, паломники идут к могиле и синагоге, чтобы самоотверженно снова помолиться и отдать дань уважения Рабби Нахману. Во время молитвы верующие обращаются к цадику каждый со своей личной просьбой. О здоровье, об успехах в бизнесе, об исправлении собственной души. Эти просьбы они пишут на бумаге. Хасиды уверены, что святой молится над их записками и обращается к Всевышнему, чтобы он удовлетворил все просьбы. Ведь все лучшее в их жизни происходит благодаря цадику Нахману.
Хасиды просят у родных и друзей прощения за прегрешения и обиды и желают друг другу, чтобы Господь записал каждого в Книгу жизни. В этот день также важно искупаться и смыть старые грехи. Поэтому к Рабби хасиды идут не только с молитвенниками, но и с полотенцами. Важно также отведать и праздничную трапезу с мясными и рыбными деликатесами, яблоками и медом, семечками и виноградом, ароматной выпечкой. На территории хасидского квартала работает несколько столовых, которые за небольшие деньги угощают верующих праздничными блюдами. А паломники побогаче организовывают пышные застолья по домам. Все продукты для приготовления праздничного стола, за исключением овощей, яиц, напитков, везут из Израиля. В Новый год хасиды гуляют всю ночь, едят и пьют, хотя алкоголь им употреблять запрещено. Повсюду переливаются звуки шофара, символизирующие, что Новый год пришел.
Городок паломников во время праздника оцеплен правоохранителями, войти туда можно лишь по специальным пропускам. Обеспечивает правопорядок сводный отряд из 400 черкасских милиционеров и пятнадцати израильских копов — бывших наших соотечественников, эмигрировавших в Израиль. Помогают им спасатели Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. Стационарные и передвижные пожарные посты следят за тем, чтобы ничего нигде не вспыхнуло. Хасиды любят зажигать свечи, а электрические лампочки и газовые конфорки горят у них круглосуточно. Для предупреждения чрезвычайных ситуаций на водоемах организованы водолазно-спасательные посты.
Все коммунальные службы Умани в это время трудятся в усиленном режиме. Работники жэков и нанятые хасидами для уборки территории местные жители едва справляются с вывозом мусора. Круглосуточная вахта и у сантехников, электриков, лифтеров, таксистов. Свои задачи и у налоговиков, они обходят дома местных жителей, сдающих жилье паломникам, и напоминают о том, что нужно внести в городской бюджет не менее пятнадцати процентов от вырученной суммы.
Жители хасидского микрорайона не скрывают, что делят время до Рош Ашаны и после. «До» — это значит активно готовиться к приему гостей, что-то строить, перестраивать, ремонтировать. «После» — можно немного расслабиться, живя на деньги, полученные за аренду жилья. Причем деньги немалые — от 100 до 500 долларов с каждого койко-места. Цена зависит и от того, как договорятся, и от месторасположения жилища, и от условий проживания. Самое дорогое жилье — у могилы цадика и синагоги. Во время праздника в домах горожан проживают по 10—20, а то и более 50 хасидов. Сами же уманчане временно переселяются в сараи, гаражи, флигеля.
— К Рош Ашане мы заменили старые деревянные кровати новыми — двухъярусными, заводскими, — похвастал местный житель Виктор. — Перед праздниками сообщили об этом по телефону хасидам, которые вот уже несколько лет останавливаются у нас, и они попросили выслать фотки обновленных комнат на их электронный адрес. Мы же в свою очередь просили, чтобы подыскали компанию побольше. Ведь знаем, что они любят праздновать Новый год в кругу друзей и знакомых. Также пришлось достроить еще одну ванную комнату с душем и туалетом.
Удивляюсь, как соседу удается запихнуть в свой трехэтажный дом разные компании хасидов? Наверное, снижает стоимость проживания. Правда, о том, кому и сколько удалось заработать во время Рош Ашаны, у нас говорить не принято.
— А я перед каждым паломничеством вспоминаю 1990-е, — вздыхает пенсионерка Татьяна Леонидовна. — Тогда на улице Пушкина было представительство израильской фирмы, с которой мы подписывали контракт на проживание паломников. На руки выдавали договор, прочитать который мы, естественно, не могли, ведь все было написано по-ихнему. Но нам говорили, что в этом договоре указаны количество паломников и время, в течение которого они будут у нас проживать. Конечно, готовились к приему гостей. Однако они не всегда приезжали. Зато после праздников мы с этими бумажками отправлялись в фирму и получали компенсацию за тех, кто не приехал. Тогда одно койко-место стоило от пяти до десяти долларов. Однако для нас это были большие деньги.
Сейчас никаких договоров не заключаем. Примерно за месяц до Рош Ашаны к нам начинают захаживать какие-то незнакомцы и выпытывать, сколько гостей можем принять. Это посредники, которые зарабатывают по 40—50 долларов с каждого нашего хасида! Заходят и сами хасиды, которые потом, в праздники, сдают наше жилье своим единоверцам. Но мы уже в этом бизнесе многое поняли и ни на какие сомнительные сделки не идем, иначе потеряем деньги. В дни массового заезда паломников сами приглашаем их. Они предпочитают селиться в домах, которые называют виллами, и неохотно идут в многоэтажки. Ведь в тесные квартиры не пригласишь друзей, не пожаришь шашлык. Хотя некоторые умники умудряются разводить огонь прямо на паркете или подоконнике.
— Таких сладких яблок, как в моем саду, в Израиле, наверное, нет — гости чуть ли не все деревья обнесли, — улыбается Мария Токарчук. — Да мне не жаль, пусть лакомятся. К тому же мы с ними подружились. Незадолго до Рош Ашаны они просят приобрести для них напитки: «Пепси», пиво, которого наши мужики не пьют, потому что оно дорогое, овощи, яйца. Кстати, во многих уманских магазинах стоимость ходового в Рош Ашану товара обозначена на иврите. Важно все денежные сделки совершить до Нового года, ведь в праздник религия не разрешает хасидам брать деньги в руки. А еще им нельзя в этот период работать. Нам приходится убирать в комнатах, мыть грязную посуду. Мусорят они изрядно не только в квартирах, но и на улицах.
Многим уманчанам хасиды дают работу круглый год. Местные жители работают у них нянями, водителями, поварами, строителями. Ведь многие из паломников поселились в Умани. Местным жителям, конечно, не нравится, что брацлавские хасиды активно скупают недвижимость вокруг могилы цадика и синагоги, похоже, они хотят быть единственными хозяевами этой территории. Говорят, улицы Пушкина, Белинского, Софьи Перовской уже почти в их руках. Хасиды строят здесь собственное жилье, супермаркеты, сауны, столовые. Обустроили детсад и начальную школу для своих ребятишек. А один израильтянин даже возвел четырехэтажный дом — для себя и своего брата.
В напоминание, что паломники приехали в Украину, местные общественные активисты на улицах и во многих дворах установили флагштоки с сине-желтыми знаменами. И время от времени демонстрируют, «кто в доме хозяин». Прошлым летом они снесли незаконно установленные хасидами торговые киоски и рекламные щиты, а в этом — буквально за несколько дней до праздника совершили погром в палаточном городке на улице Челюскинцев. Активистов-радикалов обеспокоило, что владельцы палаточного городка — представители уманской еврейской ассоциации — накрыли палатками прибрежную территорию реки Уманки и на предупреждения городских властей убрать палатки с захваченной территории никак не отреагировали. Тридцать крепких молодых парней демонтировали забор, повалили электрические столбы, разбили камеры видеонаблюдения и пообещали прийти еще раз, чтобы снести палаточный городок. Причем провели эту разрушительную акцию в субботу в полдень, когда хасиды отмечали шабат и не могли активно противостоять налетчикам. Впрочем, они поняли, что с ними не шутят, и вскоре часть палаток демонтировали сами.
Во избежание дальнейших конфликтов палаточный городок брацлавских хасидов был взят под усиленную круглосуточную охрану нарядов милиции. Только этим дело не окончилось. Иностранцам придется отвечать за самовольный захват земельного участка и строительство. Относительно же активистов открыто уголовное производство, предусматривающее ответственность за самоуправство.
Фото в заголовке EPA/UPG