вспоминает львовянка Ольга Яремийчук
Мир грустит о смерти Майкла Джексона. Ушел из жизни потрясающе талантливый певец, композитор, поэт, танцор и просто добрый, но одинокий человек. Еще одна звезда погасла. Он мечтал посетить Киев. Правда, официального приглашения на гастроли в Украину не дождался. Зато его смогла лично пригласить в 1993 году на концерте в Москве тогда еще студентка-второкурсница факультета журналистики Львовского университета имени Ивана Франко Ольга Яремийчук. И не только позвать в Украину, но и подружиться с творческой группой звезды, участвовать в его шоу.
- Впервые услышала песни Майкла еще в детстве, но как часто бывало в советское время — слышишь музыку и не знаешь, кто поет, — вспоминает Ольга Яремийчук, ныне балерина Львовского театра оперы и балета. — В старших классах узнала имя исполнителя. Друзья записывали мне магнитофонные кассеты.
В 1993 году в Европе гастролирует группа «U2», а Майкл Джексон отправляется в мировое турне со своим очередным новым альбомом. Тогда у Ольги и возникла мысль: «Почему бы независимой Украине не пригласить их выступить хотя бы с одним концертом?» Реализовывать шальную идею отправилась в Киев в Министерство культуры. Как это ни удивительно, попала на прием к тогдашнему заместителю министра Тарасу Яковыне. Пояснила ему: «Сейчас очень остро стоит языковый вопрос. А если в нашу страну приедет звезда и, давая концерт, поздоровается с аудиторией на украинском языке? Это на молодежь подействует гораздо лучше, чем все убеждения. И подымет статус украинского языка, потому что если кумиры на нем говорят — значит, это здорово!» Но замминистра с сожалением объяснил: «У нас нет мощностей, соответствующих стадионов, гостиниц, финансовых возможностей организовать этот приезд». И посоветовал обратиться к Тарасу Мельнику — директору фестиваля «Червона Рута». Ольга пришла к нему — тот выслушал ее и ответил почти так же, как и замминистра.
- Я не могла пропустить концерт Майкла 15 сентября в Москве и поехала в Россию, — продолжает актриса. — Этот город я знала с детства, там у меня много друзей, родственников. Поезд приехал ночью, зрелище удручающее — Киевский вокзал полон измученных людей из Украины. С мешками, тюками и огромными сумками соотечественники приехали в надежде что-то заработать. На полу вокзала, в подземных переходах, возле метро люди спали штабелями. Москва выглядела неуютной и неприветливой, шел дождь. Где остановилась мировая звезда, я не знала, но это несложно было вычислить — конечно же, «Метрополь». Приехала туда — у входа толпятся фанаты. Подошла к телевизионной группе СNN, которая снимала сюжет о гастролях Джексона. Пояснила: «Я студентка-журналистка. Можно я пройду с вами?» Они с сожалением качают головой: «Тут везде проверяют документы. Если у тебя есть студенческий билет, мы тебе поможем». Но я, когда ехала, даже не подумала об этом, рассчитывала лишь на умение свободно изъясняться на английском языке. И тут у меня появилась авантюрная мысль — подошла к милиционеру из оцепления: «Из-за Майкла не могу взять интервью у известного музыканта Грега Филингейнса (клавишник и аранжировщик Джексона. — Авт. ) Милиционер мне: «Проходите!» Это было чудо! А сама думаю: что же делать дальше?! На входе заговорила с охраной из московской компании «Десса» (она проводила гастроли Джексона в Москве. — Авт. ) на английском языке. Стала что-то настоятельно требовать, причем это был набор случайных слов. Один охранник заметил другому: «Боже мой, как ужасно не знать английский!» И пропустил. Зашла в фойе отеля. Вижу — сидит серьезный и сосредоточенный Никита Михалков, другие знаменитости. Михалков, как потом оказалось, ждал встречи с Майклом. Она состоялась — за ним спустились охранники Майкла, провели в номер, и через 15 минут режиссер вышел.
И тут по лестнице стали спускаться люди из команды Джексона — танцовщики, музыканты, певцы. Все стильно одетые, улыбчивые, излучавшие невероятную позитивную энергию. По их разговору поняла, что они собирались покататься по Москве — посмотреть город. Подошла к ним: «Вы не можете посоветовать, как мне увидеть Грега? Я студентка из Украины. Специально приехала взять у него интервью». Ребята с сожалением отвечают: «По семейным обстоятельствам он прервал турне с Майклом и улетел в Лос-Анджелес». Я ужасно расстроилась, и меня начали утешать. Спрашиваю их: «Что вы сейчас делаете?» — «Едем смотреть Москву!» Предлагаю: «Я хорошо знаю Москву. Если хотите, могу вам показать». Они невероятно обрадовались. Как оказалось, на тот момент у них возникла неожиданная проблема с переводчиком. Поехали вместе на экскурсию (Джексон остался в гостинице — отдыхал после огромных нагрузок. — Авт. ). Показала все, что можно показать в Москве. Попутно рассказывала им и об Украине — нашей истории, традициях, поясняла, кто такие казаки.
Поразило, что все музыканты группы интеллигентные люди, без малейшего налета самолюбования, с этими людьми чувствовала себя великолепно. Они увидели, что я не «фанатка», а нормальная девушка, им понравилось, что, помимо журналистики, я занимаюсь балетом. Музыканты подарили мне билеты на концерт, который состоялся на стадионе «Лужники». К тому же дали еще и специальный пропуск в зону для vip-гостей. Уже там я увидела целительницу Джуну и известного режиссера Гаспарова. Они хотели подарить Майклу какую-то мантию и медаль общества, но их долго не пропускали к звезде. Было также несколько известных российских политиков. Рядом с этой зоной находились комнаты, где гримировались и одевались танцовщики. Там же увидела Джексона — он был сосредоточен перед концертом, никто не осмеливался его беспокоить
Огромный стадион оказался полупустым. Кто-то в метро объявил, что концерт отменяется в связи с плохой погодой. Скорее всего конкуренты «Дессы», ибо несколько организаторов боролись за право пригласить Майкла. Погода действительно была ужасная. Когда начался концерт, все гримеры и костюмеры ползали по сцене, вытирая ее полотенцами. Она была скользкая, как лед! Танцовщица Мишель Рени Беруби (двукратная чемпионка США по художественной гимнастике. — Авт. ), с которой я подружилась и позже была у нее в гостях, призналась мне, что боялась вылететь со сцены.
Несмотря на это, концерт прошел замечательно. От Майкла исходила потрясающая энергетика, поднимающая настроение. Хотя были и фанаты, которые падали в обморок, — их выносили. Мне было удивительно видеть такую реакцию.
Концерт закончился, Джексон уехал, охрана ушла, гримеры и костюмеры собирали свои вещи. Ольга поднялась на сцену, на которой совсем недавно выступала поп-звезда, и загадала желание: побывать с ним на сцене во время концерта. Не поверите, но спустя три года это осуществилось!
- На следующий день, 16 сентября, я с утра приехала в отель провожать своих новых друзей. Через гримера Майкла — Карен Фей — передала певцу подарок — большую гуцульскую инкрустированную трубку для курения. Сам Майкл объезжал детские дома и приюты. Мне пообещали, что, как только он вернется в «Метрополь», мне дадут возможность его увидеть. Ждала почти четыре часа. Наша встреча состоялась в холле на втором этаже. Майкл первый сказал: «Спасибо тебе за подарок». Голос у него был необыкновенный — приятный бархатный тембр, который ласкает слух. Такой голос не может принадлежать злому человеку! Я поздоровалась, представилась и так разволновалась, что даже не задала встречного вопроса: «А вам понравился подарок?» Потом выразила ему свою признательность за прекрасный концерт, сказала, что мечтаю, чтобы Майкл приехал в Украину, и спросила, почему он не включил нашу страну в свое турне. Джексон признался, что, помимо Москвы, мечтает посетить Санкт-Петербург и Киев. Но никто официально не пригласил его в Киев. Тогда-то я набралась храбрости и сама пригласила его посетить Украину. Во время разговора я очень смущалась. Певец был в темных очках, и его глаз не было видно, а это так неудобно. Хорошо, что потом все же снял их. Помню, спросила еще, правда ли, что он коллекционирует народные костюмы. Он улыбнулся: «Да, у меня большая коллекция». Пообещала подарить ему наш украинский костюм. Расхрабрившись, попросила у него автограф, сунула первое, что попалось под руки, — билет на концерт, на нем он и расписался. Прощаясь, призналась, что мне очень понравилось его мысль, высказанная в одном из интервью Опры Уинфри, в котором он назвал себя «инструментом природы» и признался, что он — глубоко верующий человек. После спустилась в фойе и все переживала, грамотно ли я разговаривала, не сказала ли чего лишнего
В 1996 году Майкл отправился в мировое турне, куда была включена и Москва. Ольге позвонила танцовщица Мишель Рени: «Приезжай в Москву, мы тебя ждем!» И львовская студентка помчалась туда. На этот раз труппа остановилась почти на неделю в гостинице «Балчуг-Кемпински». Ольге поручили заниматься ребятишками, участвующими в шоу. Дети появляются во всех концертах Джексона. Обычно это дети послов — они разных национальностей, цвета кожи, а это так гармонирует с песнями Майкла, призывающими к добру и излечению несовершенного мира.
- Джексон — большой идеалист, — немного отвлекшись от своего рассказа, замечает Ольга Яремийчук. — Он пел и танцевал душой, каждой клеточкой своего тела, и свой дар, полученный от Бога, направлял на добро. Только за «Песню земли» ему надо дать Нобелевскую премию мира! Весь концерт я тогда не видела — первую часть стояла за кулисами вместе с детьми, где мы получали указания, что и как делать. Перед выходом на сцену нам выдали беруши — закрыть уши, чтобы барабанные перепонки не лопнули от мощности звука. Все объяснялись только жестами. Режиссер и постановщик Кенни Ортега пригласил меня, зная о моих занятиях балетом, участвовать вместе с танцовщиками Джексона в «Песне земли». Незатейливая концепция постановки, но очень сильная по энергетике: «Что мы сделали с нашей землей?! Почему люди умирают?! Почему такое происходит на нашей планете?» И призыв к тому, что пора опомниться, прекратить войны. Я видела, как рядом пел Майкл, как он переживал, как плакал во время исполнения. Море народа двигалось в ритм и подпевало ему. После концерта я получила еще один автограф от Джексона, передо мной его роспись вручили людям генерала Александра Коржакова, в то время начальника службы охраны Ельцина. Кстати, генерал подарил Майклу раритетную саблю, но ее не пропустили через границу
Как-то пришлось помогать Джексону и в бытовом вопросе. Ко мне подошел его секретарь Скот Шейфер и попросил, чтобы поехала с ним покупать подарки для Майкла. Ездили на Новый Арбат в несколько магазинов. Покупали плакаты, пейзажи, открытки, виды городов, военную одежду — кители и головные уборы, кокарды и медальоны, нашивки и лацканы, игрушки для множества его племянников и для детских домов. И вот что любопытно: секретарь, делая покупки, просил продавцов выписывать чеки на суммы, гораздо больше реальных. Потом он мне пояснил — якобы это нужно для налогов.
Наблюдая со стороны репетиции и слушая рассказы членов труппы, могу сказать, что Майкл был нормальным в быту. Но на сцене требовал от команды слаженных и четких действий. Знал, чего хочет. И был требователен до жестокости. После концерта я стояла за кулисами и видела, как он что-то поправлял в своей одежде и для удобства присел. В этот момент работник сцены (из его команды) неловко спрыгнул и стукнулся с ним лбом. В ответ услышал: «Ты уволен!» Действительно, что бы могло быть, если бы работяга разбил лицо певцу?! Как потом выступать?!
А свое обещание подарить Джексону украинский национальный костюм я все же выполнила, — улыбается Ольга. — Приехала во Львов и стала сразу же искать мастера, который мог бы пошить костюм. С определением его размера проблемы не было — рост, как у меня, тело стройное. Мне посоветовали одного, ныне покойного, модельера. Пришла к нему: «Надо пошить отличный костюм для очень известного человека. Будет реклама и для вас как мастера, и для нашей страны. Но пошить качественно и красиво!» Решили, что костюм будет гуцульский, ибо красные шаровары на Джексоне просто нельзя было представить. Кому предназначался костюм, сначала не говорила, но потом все же призналась. Мастер запросил 100 долларов. Дала аванс, а когда увидела готовое изделие, мягко говоря, разочаровалась. Не было настоящей вышивки, а просто пришитая тесемка, брюки из синтетической электризующейся ткани. Как такое дарить!? Чуть не плача, говорю мастеру: «Вы же обещали другое!» Он: «А чем плохо? Я так вижу. Платите за работу!» Заплатила, но предупредила, что не буду передавать «такое» Майклу. Несмотря на это, модельер везде стал рассказывать, что он пошил костюм для Джексона! Я же обратилась к другому мастеру — Ивану (если не ошибаюсь) Фицыгу в Косове Ивано-Франковской области. Он сделал шикарный гуцульский кожаный широкий пояс. Приобрела и красивую вышитую сорочку. Подарок отправила через знакомых, которые летели в США. Они передали костюм актеру Джеку Пеленсу (сват знаменитой актрисы Элизабет Тейлор — Авт. ), с которым я когда-то делала интервью, и уже актриса отдала «привет из Украины» Майклу Джексону
С членами труппы Майкла мы перезванивались, поздравляли друг друга с праздниками. Все мечтала, что эти профессионалы высокого класса, которые на сцене играли вживую, приедут в Украину, выступят у нас в клубах, проведут мастер-классы. В 1998 году они пригласили меня в Америку к себе в гости. Но американское посольство не дало разрешения на выезд, хотя к тому времени я уже побывала в Великобритании, Мексике и США. Ну, а потом меня жизнь закрутила, мы стали меньше общаться. Сейчас, после смерти Майкла, пытаемся восстановить контакты. Я же до последнего верила, что Майкл рано или поздно приедет в Украину.
Жаль, что этого не произошло! — уже прощаясь, замечает Ольга. — Под воздействием Майкла люди добивались своей мечты. Этому нельзя научиться на «Фабрике звезд»! В своей книге Майя Плисецкая написала: «Способному человеку завидуют, талантливому мешают, а гения уничтожают». Мне кажется, что это вполне можно отнести и к Джексону