Вчера, 22 сентября, Приморский суд Одессы не смог выбрать меру пресечения задержанному накануне командиру 1-го батальона 28-й отдельной механизированной бригады Владимиру Пушкарю, подозреваемому в получении 1,1 миллиона гривен за пропуск десятка грузовиков с контрабандой на подконтрольную «ДНР» территорию. Прокуратура требовала содержания комбата под стражей, аргументируя тем, что он может убежать на территорию «ДНР». Однако никаких доказательств этому предоставлено не было.
Заседание перенесли на среду. Пока решение не принято. Собравшиеся возле суда волонтеры и боевые товарищи Пушкаря уверены в его невиновности: мол, он, наоборот, принципиальный противник контрабанды. По словам побратимов, комбат на должности всего третий месяц, поэтому никак не мог организовать схему, в которой его обвиняют. Они уверены, что командира просто «слили» высшие чины в обмен на лояльность следствия. «Нас давно пытались продать и не могут простить, что с осени отстаивали Марьинку, хотя приказ был отступить, — говорится на официальной страничке 28-й бригады в „Фейсбуке“. — Власть хочет убрать офицеров, чтобы расформировать часть». Сам подозреваемый свою вину полностью отрицает.
По словам главного военного прокурора Анатолия Матиоса, для задержания комбата была организована целая спецоперация в Николаеве: «В частности, бригада была отозвана с передовой на полигон, а 21 сентября на собеседование в военную службу правопорядка вызвали сразу нескольких командиров. Одного из них и задержали». Прокурор рассказал, что у комбата была «такса» за пропуск — 100 тысяч гривен за одну фуру. Все грузы шли ночью через контролируемый 28-й бригадой блокпост в районе Марьинки. У боевиков была прямая связь с комбатом, а тот распоряжался, какие автомобили пропускать. В подтверждение своих слов Анатолий Матиос обнародовал на своей страничке в «Фейсбуке» аудиозапись, сделанную военной контрразведкой СБУ в ходе двухмесячного документирования. «Подозреваемый подтвердил факт такого разговора, — сообщил прокурор. — Чтобы лучше понимать контекст, „100 рублей“ — это 100 тысяч гривен, а „120 рублей“ — это 120 тысяч гривен за фуру».
На записи слышен разговор неких Сани и Лехи. Саня договаривается о проходе фур и уточняет цену за один грузовик, стоит ли он еще «100 рублей». «Нет Сань, 120, — отвечает Леха и уточняет. — Если я накину туда своих пару копеек, ничего страшного?» «Если там будет вода или картошка (контрабандный груз. — Авт.), то говори 120. 110 мне, а 10 тебе. А если сахар, то 250, ну 200 потолок. Но все фуры я буду проверять, кто чем загружен».
По словам военного прокурора, последний эпизод, по которому и задержали комбата, — это взятка за девять фур и микроавтобус. Колонна должна была провезти в Донецк множество товаров — от продуктов до стройматериалов.
Губернатор Луганской области Георгий Тука надеется, что после задержания командира батальона 28-й бригады возьмут под стражу и командира самой бригады. «Мы уже более полугода боремся за то, чтобы наконец взяли командира 28-й бригады товарища Лещинского, — заявил губернатор изданию „Гордон“. — Этот перец известен своим крышеванием всех возможных и невозможных видов контрабаса и отжима волонтерской помощи. Это попросту мерзавец, которого не знаю кто, но крышует в Киеве. Возможно, после того как взяли этого комбата с миллионом, то выйдут и на комбрига. А когда это произойдет, то все одесские волонтеры будут дружно танцевать Хаванагилу».
Областная военно-гражданская администрация уже разработала механизм для борьбы с контрабандой. «Я намерен поставить точку в борьбе с незаконным перемещением товаров в регионе, а мобильные группы помогут мне забить последний гвоздь в гроб контрабандистов и их пособников. Эта маленькая война за большое „бабло“ сильно затянулась и, к сожалению, многим стоила жизни», — сказал Георгий Тука.
Губернатор объяснил, что раньше контрабандисты проезжали блокпосты первого рубежа с документами на перевозку груза для обеспечения потребностей населенных пунктов, расположенных вдоль линии разграничения. Но объемы этих нужд были колоссальные. К примеру, целая фура по документам везла продукты в село, в котором проживает не более 50 человек. «Куда везли товар? Вопрос риторический, — говорит губернатор. — Теперь ежемесячно будет определяться перечень субъектов, которым разрешено перемещение товаров. Данные об объеме товара и необходимом количестве основных продуктов питания для обеспечения потребностей жителей населенных пунктов будут предоставляться руководителями районных администраций, расположенных на линии разграничения. Список субъектов хозяйственной деятельности, которым разрешены перевозки товаров, будет передаваться на блокпосты и публиковаться на официальном сайте Луганской области ежемесячно».