Теперь граждане смогут получать информацию относительно имущества любого человека, в том числе высокопоставленных госслужащих
Теперь любой гражданин Украины может свободно получить доступ к Государственному реестру прав на недвижимое имущество. Во всяком случае, в этом нас убеждают правительственные чиновники. Напомним, что решение об открытом доступе ко всем реестрам недвижимости и реестрам, связанным с ведением коммерческой деятельности, было принято еще в декабре 2014 года.
— Мы открываем для наших граждан свободный доступ к базам данных, которые касаются недвижимости, — заявил министр юстиции Украины Павел Петренко. — Кроме того, будет расширен доступ к реестрам, которые управляются Министерством юстиции. Люди смогут получить информацию относительно имущества любого гражданина. Например, узнать, какая недвижимость есть у госслужащих. С одной стороны, это антикоррупционный контроль, а с другой — признак того, что нынешняя власть прозрачна, открыта и не боится общаться с гражданским обществом.
Хочу подчеркнуть, что в свободном доступе будет только основная информация, то есть тип и площадь недвижимости, находящейся в собственности человека. Никаких конкретных данных о местоположении домов и квартир в открытом доступе не будет.
Также стоит напомнить, что сейчас многие справки, которые у граждан требуют чиновники, должны получать сами чиновники. Во всяком случае, в этом нас заверяют представители государства. Любопытно, что согласно официальной статистике Министерства юстиции Украины, украинские граждане и компании в течение года пять миллионов раз обращаются в органы регистрации за всевозможными справками, выписками и другими документами.
— С 1 октября ни один государственный орган не будет иметь права требовать справки, даже электронные, — заявляла ранее первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова. — Потому что при бесплатном доступе к реестру чиновники смогут собственноручно получить нужную информацию без того, чтобы каждый раз требовать выписку или справку. Это касается также свидетельств о рождении, браке и других документов.
По данным Минюста, граждане, а теперь и местные чиновники, могут получить необходимую информацию, документы и справки из 19 открытых реестров.
На самом же деле пока все не так просто, как хотелось бы правительству. И это подтверждает даже сам министр юстиции. На сегодняшний день далеко не все госструктуры и органы местного самоуправления имеют доступ к реестрам, при том, что у них на подготовку к этому было десять месяцев.
— К сожалению, только каждая десятая из 486 районных государственных администраций имеет доступ к реестру недвижимости и 84 — к реестру юридических лиц и физлиц-предпринимателей, — признался Павел Петренко. — Немногим более трети центров предоставления административных услуг подключены к реестру прав на недвижимое имущество, а к бизнес-реестру — ни один.
Местные власти продолжают саботировать подключение к реестрам имущества и бизнеса. Чиновники не хотят менять систему, при которой они могут гонять людей по инстанциям до тех пор, пока не получат взятку.
Эксперты считают, что решить проблему так быстро, как рассчитывает правительство, не удастся.
— Не хочу никого разочаровать, но не вижу в данном «справочном перевороте» перспективы, — заявил в эфире радиостанции «Голос столицы» юрист Александр Сымчак. — Во-первых, доступ к реестру госорганы могут получить только в том случае, если они до 1 октября заключили соответствующие договоры с государственным предприятием «Украинские информационные системы», и соответствующее должностное лицо государственного органа или органа местного самоуправления прошло обучение, а также получило соответствующую цифровую подпись.
Это можно сделать и после 1 октября, но доступ к реестрам будет доступен для органов государственной власти и местного самоуправления только с момента прохождения трех этапов, которые я назвал. Как мне известно, в настоящее время государственные органы саботируют новшество в связи с тем, что им только предоставили право доступа к реестрам, но не обязали получить этот доступ, заключить договоры, обучить специалиста и так далее. То есть чиновники не несут никакой ответственности за неподключение к реестрам.
Как видим, радоваться рано, и многим из нас по-прежнему придется мыкаться по кабинетам чиновников с разными справками. Впрочем, надежда, что когда-нибудь ситуация изменится, есть. Министерство экономического развития и торговли подало в Верховную Раду законопроект «О перечне административных услуг и плате за их предоставление», которым предлагается с 1 января следующего года сократить количество административных услуг, для получения которых нужны всяческие справки, в пять раз — с нынешних 3 тысяч до 570. Надеемся, парламент этот закон примет.