В парламент подан законопроект, призванный упорядочить деятельность в сфере таксомоторных перевозок
В Верховную Раду подан законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб». Как утверждают авторы документа, с его принятием упорядочится деятельность в сфере перевозок на такси и информационно-диспетчерских служб, будет введено государственное регулирование, которое позволит создать прозрачную конкурентную среду.
Это уже далеко не первая попытка ужесточить контроль над работой отечественного рынка такси. Предыдущая была в 2013 году, когда проект закона «О перевозках на такси» не нашел поддержки народных избранников. И вот спустя два года группа народных депутатов, ни один из которых не имеет отношения к профильному транспортному комитету, подготовила и внесла в Верховную Раду новый документ.
Как утверждают авторы проекта, в Украине около 200 тысяч таксистов. Денежный оборот таксомоторного рынка услуг составляет более 20 миллиардов гривен в год. При этом около 85 процентов его участников в стране работают вне правового поля. И только 10 процентов информационно-диспетчерских служб зарегистрированы как субъекты хозяйствования, предоставляющие соответствующие услуги. «В результате сложившейся ситуации бюджеты недополучают налоговые платежи, значительное количество работников официально не трудоустроены, нарушаются требования безопасности перевозок, потребитель не получает услуг надлежащего качества», — заявляют авторы проекта.
Чтобы вывести из тени сферу таксомоторных перевозок, обеспечить высокое качество предоставления услуг и направить средства от этого вида деятельности в казну, предлагается создать четкие законодательные рамки регулирования перевозок.
Согласно проекту закона, на такси обязательно нужно устанавливать опознавательный фонарь и «шахматку». Спецоборудование должно включать электронный таксометр и сигнальный фонарь с зеленым и красным светом. Для оценки качества предоставляемых услуг предлагается ввести рейдовые проверки, в ходе которых инспекторы будут негласно пользоваться такси, проверяя, к примеру, включает ли водитель таксометр, выдает ли чек и прочее. Организацию перевозок на такси предлагают возложить на органы местного самоуправления.
Авторы документа предусматривают выдачу лицензий компаниям, занимающимся таксомоторными перевозками. А водителей такси, помимо необходимых для управления автомобилем прав, техпаспорта и «автогражданки», хотят обязать иметь при себе документ, подтверждающий страхование пассажиров, лицензию на предоставление услуг по перевозке людей, договор об информационно-диспетчерском обслуживании и медицинскую справку.
Совершенно абсурдным выглядит требование, обязывающее клиента заключать с информационно-диспетчерской службой письменный договор о перевозке пассажиров легковым автомобилем на заказ.
За нарушение требований законодательства в сфере таксомоторных перевозок водителей такси и информационно-диспетчерские службы собираются карать «кругленьким» штрафом — от 8,5 до 11,9 тысячи гривен.
Прокомментировать законопроект мы попросили специалиста в сфере таксомоторных перевозок — главу профсоюза таксистов Украины Василия Попика.
— В целом закон, который бы установил цивилизованные рамки для сферы таксомоторных перевозок в Украине, нужен, — говорит Василий Попик. — Однако не такой, как этот. Наша организация не принимала участия в создании этого законопроекта, а после его изучения считает, что он еще больше усложнит работу в сфере перевозок такси. Профсоюз таксистов настроен активно бороться против принятия закона в данном виде.
— Уточните, что именно вызывает у вас замечания?
— Мы категорически против применения электронных таксометров, которые, по задумке авторов проекта, одновременно являются еще и кассовыми аппаратами. Ранее уже были попытки внедрить кассовые аппараты в такси, но нам удалось добиться отмены этого предложения. Применение такого дорогостоящего оборудования непременно приведет к повышению стоимости перевозок. А они и так стали недоступными для большинства граждан.
Что касается сигнальных фонарей зелено-красного цвета. Это необоснованное навязывание лишнего оборудования. Фонари пригодятся только в том случае, когда ты ловишь такси на улице. А сегодня большинство перевозок осуществляется по предварительному заказу диспетчерских служб.
Непонятна и роль органов местного самоуправления. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что они должны регулировать сферу таксомоторных перевозок на местах. Однако в теле самого проекта эта их деятельность никак не определена.
Полной ахинеей выглядит норма по поводу заключения письменного договора клиента с диспетчерской службой. Это как? Клиент сначала должен подъехать на маршрутке к диспетчерам, заключить договор, а затем такси повезет его к месту назначения?
— Неужели в законопроекте нет положительных инициатив?
— Отчего же? Есть. Например, организация стоянок такси. Это будет удобно для заказчиков. Еще одно положительное новшество — страхование пассажиров. В проекте четко прописаны обязанности информационно-диспетчерских служб, что исключит работу так называемых кухонных диспетчеров.
Считаю, что и введение ответственности за отсутствие лицензии на таксомоторные перевозки, ненадлежащую работу диспетчерских служб и водителей такси призвано поднять сферу таксомоторных перевозок на новый качественный уровень.
— Дорого ли сегодня стоит лицензия на таксомоторные перевозки и какой ныне в Украине процент легальных перевозчиков?
— Нам удалось добиться, чтобы лицензия была максимально доступной: сегодня документ, который выдается бессрочно, стоит одну официально установленную минимальную ежемесячную зарплату — порядка 1 тысячи 200 гривен. Разве это дорого?
Легальных перевозчиков в Украине всего 15 процентов. Фактически весь рынок отечественных таксомоторных перевозок находится в тени. Поэтому считаю, что закон нужен, но, повторюсь, не в таком виде, как его предлагает данный проект.
Новшества, задекларированные в упомянутом законопроекте, «ФАКТЫ» попросили оценить и рядовых таксистов.
Николай, 46 лет, частный таксист: «Обязанность оборудовать такси таксометрами, сигнальными фонарями, а также приобретать страховку для пассажиров однозначно приведет к повышению стоимости перевозок. Из-за тяжелой экономической и военной ситуации в нашей стране, а также удорожания топлива количество клиентов сейчас и так сократилось. А если нам придется поднять цены, желающих станет еще меньше. Следовательно, упадут и без того невысокие заработки таксистов. Считаю, что идеи народных избранников на благо явно не пойдут».
Константин, 54 года, частный таксист: «Зачем что-то усложнять? Сфера такси и так прекрасно функционирует, позволяя людям, имеющим машины, зарабатывать себе на жизнь. Подобное навязывание целого перечня необходимых документов, оборудования и ответственности за их отсутствие — это, по-моему, явно лоббирование чьих-то интересов: каких-нибудь компаний, которые собираются перераспределить рынок таксомоторных перевозок. А монополизация никогда ни к чему хорошему не приводила. Сейчас на рынке живая конкуренция. Кто-то предлагает более дорогие пассажироперевозки, для требовательных клиентов, кто-то — более доступные, для неизбалованных заказчиков. Принятие этого законопроекта явно повлечет за собой повышение расценок на перевозки в такси».