О том, как формируется тариф на электроэнергию, рассказал руководитель государственной компании «Укргидроэнерго»
В Украине продолжается процесс постепенного повышения тарифов на электроэнергию для приведения их к экономически обоснованному уровню. Напомним, что согласно постановлению Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, с 1 сентября горожане, расходующие до 100 киловатт-часов в месяц, и сельские жители, потребляющие до 150 киловатт-часов, должны платить за киловатт-час 45,6 копейки (ранее 36,6 копейки). Если ежемесячное потребление в городе составляет от 100 до 600 киловатт-часов, а в селе — от 150 до 600 киловатт-часов, то электроэнергия теперь обходится в 78,9 копейки (ранее 63 копейки) за киловатт-час. При месячном потреблении свыше 600 киловатт-часов тариф вырастет и для сельских, и для городских жителей до 147,9 копейки. Это не последнее повышение тарифов, впереди еще три этапа, до 1 марта 2017 года. Естественно, что людей интересует, насколько стоимость электричества обоснована и как формируется формула, по которой конечные потребители платят за электрическую энергию?
Общеизвестно, что на электроэнергию, выработанную атомными электростанциями, сегодня самый низкий тариф. Тепловые и гидроэлектростанции дают более дорогую энергию. Почему так получается и из чего складывается эта цена,
«ФАКТАМ» рассказал председатель правления государственной компании «Укргидроэнерго» Игорь Сирота.
— Тарифообразование сегодня — это очень сложный вопрос. Но мы выступаем за то, чтобы полная схема тарифообразования была открыта для конечного потребителя. Чтобы каждый понимал: столько-то копеек в конечном тарифе идет на такой проект, столько-то — на другой. Ежегодно должны быть отчеты по каждому проекту. Это дает понимание, что, допустим, через пять лет цена стабилизируется.
Чтобы люди знали — сегодня они дают такую-то сумму на гидроэнергетику, атомную, альтернативную энергетику. Люди должны быть участниками проектов, принимать в них участие. Нельзя просто так поднимать цены и говорить «мы сделали расчеты». Сделайте их прозрачными и скажите: деньги нужны для того-то и того-то.
Что касается гидроэнергетики, то, кроме непосредственной стоимости, выработки электроэнергии, мы закладываем в тариф расходы на ночную закачку воды в верхние водоемы ГАЭС (гидроаккумулирующие электростанции. — Авт.). И если еще в начале года тариф у нас был 45 копеек за киловатт-час, за закачку мы платили 73 копейки за киловатт-час. Эти средства закладываются нам в тариф и составляют 15—16 копеек.
*В последние годы гидроэнергетика развивается благодаря кредитам международных структур и крупных европейских банков
Хотя, по сути, это транзитные средства — мы с рынка взяли, мы в рынок и отдали. Но я все время говорил, что если мы маневрируем атомную энергетику и у них тариф 38 копеек за киловатт-час, то и мы должны платить за ночную электроэнергию не больше. А возможно, и меньше, поскольку эти расходы с нами должен делить «Энергоатом», ведь мы даем ему возможность днем заработать больше.
Еще один аспект. Мы произведем в 2015 году 6 миллиардов 500 миллионов киловатт-часов электроэнергии, и это будет пиковая электроэнергия. А она стоит 1 гривню 50 копеек за киловатт-час. Это приблизительно 10 миллиардов гривен. С рынка мы заберем только 4 миллиарда 500 миллионов гривен. А при хороших объемах выработки эта дельта только увеличится. Но и при нынешних тарифах мы прибыльны, иначе бы нас не кредитовали западные банки.
Также в наших тарифах уже заложено возвращение средств по кредитам на строительство объектов и налоги. Если в 2013 году мы заплатили 400 миллионов гривен налогов, то в 2014-м — уже 880 миллионов гривен обязательных платежей. Мы строим не за бюджетные деньги. В последние годы гидроэнергетика развивается благодаря кредитам международных структур и крупных европейских банков.
На сегодня мы имеем достаточно высокий тариф. Но это произошло по причине уменьшения выработки электроэнергии из-за рекордно низкой водности рек в нынешнем году. Я не думаю, что каждый год будет такая ситуация с водным режимом и выработкой электроэнергии. Если мы увеличим выработку, то тариф снизится. Например, при 10—11 миллиардах киловатт-часов выработки тариф был бы в пределах 45 копеек за киловатт-час.
В такой ситуации очень важны гидроаккумулирующие электростанции, которые снижают зависимость выработки электроэнергии от уровня водности. И мы сейчас активно реализуем программы строительства ГАЭС.