В греческом городе Трикала появился необычный общественный транспорт — автобусы без водителя. Они обслуживают пассажиров пока на единственном маршруте — первом в Европе.
Проект получил название CityMobil2. Он разрабатывался и реализовывался на деньги, выделенные Европейским Союзом. Это не первая по счету программа, которая призвана обеспечить европейские города экологически чистым общественным транспортом, но пока единственная, пройденная от начального до завершающего этапа.
Автобусы изготовлены на французском предприятии Robosoft. Они небольшие: длина — пять метров, ширина — полтора метра, вместимость — до 10 пассажиров. Одно место предусмотрено для тех, кто передвигается в инвалидной коляске. Скорость автобуса составляет около 20 километров в час.
Автобусы оснащены навигационными приборами, лазерными датчиками, позволяющими избежать препятствий на дороге. Контроль осуществляется с помощью бортового компьютера, за порядком на трассе следит центр управления движением. На каждом автобусе установлены 12 аккумуляторных батарей, время их зарядки — чуть больше двух часов.
Общая протяженность маршрута — около двух с половиной километров. Но это только начало, говорит технический директор проекта CityMobil2 Висилис Каравидас. «Электрический двигатель — фактически компьютер, его функции контролируются особым программным обеспечением, — объясняет он. — Разумеется, такого рода транспортное средство нуждается в создании новой инфраструктуры, которая поддерживает его движение на протяжении всего маршрута, в том числе это лазерные детекторы препятствий. Необходимо опробовать автобус на практике, увидеть, как к нему будут относиться люди».
Менеджер проекта Карлос Холгийн полагает: «Инциденты, транспортные пробки, общая загруженность центральных улиц и артерий крупных городов — вот проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются как жители мегаполисов, так и городские власти и различные службы. Эти проблемы можно решить, развивая сеть экологически чистого общественного транспорта. Более того, сегодня такому транспорту уже не требуются водители. Управление полностью автоматизировано. Но для него нужна новая инфраструктура».
Такой автобус может двигаться только по специально выделенной полосе, на которой запрещено находиться не только любому другому транспорту, но и пешеходам. Изменить общественный климат и настрой по отношению к новому способу передвижения по городу — очень непростая задача, признаются те, кто вводил маршрут в Трикале в действие. Всегда есть и будет соблазн двигаться в том ряду, который свободен. Система оповещения компьютера улавливает препятствия на определенном расстоянии, чтобы иметь возможность вовремя остановить автобус. Если же дистанция недостаточна, то возникает риск дорожного инцидента.
В качестве площадки для испытания и развития такого транспорта Трикала была выбрана не случайно. Город давно предлагает жителям и туристам альтернативные средства передвижения — от велосипедов до самокатов. Тем не менее даже здесь есть те, кто не очень доволен нововведением. Мэр города Трикала Димитрис Папастеригиу уверен: «Потребуется время для того, чтобы появилась устойчивая привычка пользоваться таким видом транспорта, и еще большее время, чтобы жители приняли бы его как данность. Пока часть горожан настроена враждебно. На самом деле, их не пугает автобус без водителя. Нет, нам потребовалось время на проведение дорожных работ, а это вызывало неудовольствие горожан, потому что причиняло им неудобства. Осадок остался…»
Жительница Трикалы Деспойна Самара признается, что поначалу тоже отнеслась к новому автобусу с неодобрением. Но теперь она ежедневно пользуется этим транспортом, когда возит своих сыновей на уроки английского языка. Правда, уговорили ее именно дети. Женщина делится с журналистами своими впечатлениями: «Очень тихо, и это первое, на что обращаешь внимание. О том, что автобус приближается к остановке, оповещает звуковой сигнал. Я даже не ожидала, что скорость будет почти такой же, как у обычных автобусов. Детям очень нравится — ход плавный, без резкого торможения».
Проект CityMobil2 будет внедряться и в других городах Европы. На очереди Леон (Испания), Милан (Италия), Ла-Рошель (Франция), затем ряд городов в скандинавских странах. На это потребуется несколько лет, но опыт Трикалы вселяет в разработчиков оптимизм.