Верховный суд Чечни продлил на четыре месяца срок содержания под стражей украинским политзаключенным, обвиняемым в экстремизме
В середине октября в Чечне (Российская Федерация) началось слушание дела двух украинских граждан — Николая Карпюка и Станислава Клиха. Следствие обвиняет украинцев в том, что двадцать лет назад — в 1994—1995 годах — они воевали против российских войск на стороне Чеченской Республики Ичкерия. Журналисты уже окрестили этот процесс «делом Яценюка». Дело в том, что обвиняемые под пытками вынуждены были «признаться», что вместе с ними в боевых действиях принимал участие нынешний премьер-министр Украины, якобы лично расстреливавший российских солдат. Об этом заявил начальник Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Николай Карпюк и Станислав Клих находятся в РФ с 2014 года. Долгое время никто не знал, живы ли они. Украинским дипломатам удалось увидеться с политзаключенными лишь недавно, после судебного заседания 26 октября, на котором Верховный суд Чечни отказался выпустить их под залог и продлил на четыре месяца срок содержания под стражей.
О том, что украинские дипломаты не могли встретиться с узниками Кремля из-за того, что российские власти пытались скрыть от общественности их физическое состояние после пыток, говорил и посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба. «Замученных людей прятали от украинского консула для того, чтобы привести в состояние, когда их уже можно будет показывать миру», — цитирует дипломата «Укринформ». Назвав действия российской стороны абсолютно варварскими, Дмитрий Кулеба сообщил, что сейчас на территории РФ официально удерживаются десять украинских политзаключенных, а министерство проводит системную работу, чтобы история каждого из них стала известной международному сообществу.
Кстати, на днях в украинском внешнеполитическом ведомстве установили «режиссерский стул Олега Сенцова». Дмитрий Кулеба, представивший инсталляцию FREEDOM в поддержку крымского режиссера и других украинских политзаключенных, сказал: «С сегодняшнего дня все иностранцы, которые будут посещать МИД для проведения переговоров на всех уровнях, включая министров иностранных дел, будут проходить мимо этого режиссерского стула».
Недавно российский адвокат Илья Новиков, защищающий в суде народного депутата Украины Надежду Савченко, подключился к процессу Клиха и Карпюка. В эфире hromadske. tv он рассказал, что украинцы показали ему шрамы, оставшиеся на теле после пыток.
«Мы будем начинать отдельную процедуру подачи жалобы, — сообщил Илья Новиков. — Консул засвидетельствовал, что у них обоих есть соответствующие шрамы. Это серьезная история, поскольку в предыдущих делах из украинской серии на заявления защитников Олега Сенцова о том, что применялись пытки, не было никакой реакции — через год у него не удалось найти их следы. В данном случае пытки были такие, что даже через год, а в случае Карпюка и полтора года, все еще видно. Еще месяц назад они думали, что о них забыли, так как не было никакой связи с Украиной. После того как они узнали, что их рассматривают как политзаключенных, у ребят резко поднялся боевой дух. Они готовы бороться».
Ранее Илья Новиков рассказывал, что Николаю Карпюку угрожали похищением его сына. Мол, не подпишешь то, что нужно следователям, его будут пытать у тебя на глазах. После этого украинец согласился подписать все что угодно, лишь бы не трогали семью…