Выборы в Харькове стали индикатором состояния всего общества: избиратели дистанцировались от политики и политиков, разочаровавшись в громких обещаниях и псевдореформах. Именно поэтому большинство граждан, и харьковчане в том числе, проигнорировали выборы. Такой реакции людей способствовали не слишком взвешенные действия моих коллег по Верховной Раде, торпедировавших введение новой избирательной системы без обсуждения в экспертной среде и с людьми. В результате граждане просто не поняли, как и зачем им голосовать. Возрастание уровня радикализма и экстремизма в обществе, нетерпимость к оппонентам, спекуляция на вопросах войны, мира и безопасности привели к тому, что большинство людей просто попытались избежать участия в этих политических играх.
Главные итоги избирательной кампании в Харькове не удивили, однако с такими способами ее ведения в округах наша команда столкнулась впервые. На меня лично, на членов моей семьи и коллектива лилась грязь, которая в результате хорошо организованных усилий проникла в каждый почтовый ящик, на каждую доску объявлений. К такому развитию событий не были готовы ни мы, ни наши избиратели, поэтому они предпочли дистанцироваться от ситуации черного противостояния, свидетелями которой стали, и не пошли голосовать.
В отличие от наших оппонентов из разных лагерей, мы не стали пугать своих сторонников угрозами войны, дестабилизации и бюджетно-коммунального коллапса, заманивать яркими лозунгами о снижении тарифов и повышении зарплат. Мы были нацелены на грамотный подход к местной политике с учетом функций и возможностей самоуправления громад. И наши инициативы все-таки прозвучат в советах Харьковщины — благодаря тем избирателям, которые это поняли. Мы не имели доступа ни к национальным, ни к местным телеканалам, не могли использовать помещения коммунальных и бюджетных организаций для встреч и агитации. Тем не менее наши кандидаты и сторонники смогли донести полезные идеи и конкретные начинания «Нашего края» до значительного числа жителей города и области.
Несмотря на то что нынешняя избирательная система учитывает волеизъявление города и региона в целом, районы Харькова и области голосовали очень по-разному. Самую большую поддержку (более 20 процентов голосов) нам оказали жители Октябрьского и Ленинского районов города, интересы которых я представляю в Верховной Раде, перед которыми регулярно отчитываюсь и пытаюсь помогать по мере сил и возможностей. Для меня это стало показательным моментом, так как, несмотря на массированную рекламу крупных парламентских партий, их спекуляцию на острых политических темах, люди по-прежнему позитивно оценивают мою депутатскую деятельность и готовы доверить свой голос абсолютно новой политической силе и команде, за которую я ручаюсь.
Именно этот результат убеждает меня, что наш давний подход к избирателям как к реальным людям со всеми их наболевшими вопросами, а не как к «электорату», постоянная связь с ними, поддержка в решении их ежедневных проблем оказался правильным, и именно так стоит продолжать работать.
Итоги голосования в других районах Харькова продемонстрировали, что ресурс отдельно взятого депутата и мецената, личные встречи кандидатов с избирателями, разъяснение наших рациональных инициатив — ничто по сравнению с возможностями кадровых, технических и бюджетных средств всего города или области. Однако эта кампания стала для политсилы стартовой, и, в отличие от наших оппонентов, опьяненных победой, мы не будем игнорировать выявленные проблемы и откладывать их решение до следующих выборов. Мы по-прежнему намерены работать локально, нацеливаясь на местную специфику, не обещая «рай во всей стране» и «счастье всем даром», а пошагово и системно будем улучшать именно наш край.
Социологические исследования различных, но заслуживающих доверия организаций на протяжении последних трех месяцев демонстрировали рейтинг доверия харьковчан к нашей политической силе на уровне 8—12 процентов, и эта цифра является для нас реальной стартовой базой. То, что некоторым ситуативным «аналитикам» кажется потерей и моим личным поражением, мы мудро воспринимаем в категориях успешной стратегии на будущее. Решившись собрать абсолютно новую партию с нуля, мы построили ее на не известных украинской элите принципах автономности и ориентации на лидеров среднего звена, а не на олигархов. Не имея выходов на телеканалы, не залезая в городской или государственный бюджет, мы смогли пройти в местные советы и будем там защищать интересы людей, оказавших нам доверие.
Скептикам стоит вспомнить, что популярные и влиятельные сейчас партии тоже шли к сегодняшнему успеху через удачи и поражения на нескольких местных и парламентских выборах, а политсилы, когда-то считавшиеся мощными, оказались на поверку краткосрочными проектами. Мы понимаем, что, находясь в начале своего пути, уже показали результат, не свойственный новым партиям, не имеющим поддержки олигархов, телеканалов и государственной казны. Мы будем наращивать этот результат, используя адресный подход к каждому избирателю, к каждой громаде и области, вопреки тому, что они часто рассматриваются как пешки в большой игре нынешних успешных политических брендов".