Життєві історії

16-летний рекордсмен Украины Никита Калинин: "Первый мотоцикл у меня появился в девять лет"

7:45 — 11 листопада 2015 eye 1990

Достижение юного мотогонщика, студента Одесского автодорожного колледжа вошло в Книгу рекордов Украины

Одессит Никита Калинин — первый украинский мотогонщик, который получил право выступать в юниорской серии «RedBull MotoGP Rookies». Это чемпионат мира по кольцевым мотогонкам, высшая категория спортивных состязаний на мотоциклах. Их можно сравнить с Олимпийскими играми или финалом Лиги чемпионов для футболистов. Ежегодно на эти состязания стремятся попасть около трех тысяч молодых мотогонщиков со всего мира. Никита подал заявку, хотя у него не было опыта участия в континентальных и мировых чемпионатах. После строжайшего отбора 12 лучших новобранцев пополняют состав участ­ников, которые ведут борьбу за победу в высшей категории спортивных гонок на мотоциклах.

По итогам сезона, проведенного Никитой на спортивных аренах этой категории, спортивная пресса присвоила ему титул «Украинский прорыв в MotoGP». Именно это достижение юного спортсмена отметила комиссия Книги рекордов Украины, вручив ему на днях в родной Одессе диплом.


*Руководитель научно-просветительского центра «ДАР» Наталья Горшкова вручила Никите диплом Книги рекордов Украины (фото автора)

— На ХI международной конференции ЮНЕСКО была определена главная проблема нашего тысячелетия: поиск и использование ресурсов человека для его дальнейшего развития и эволюции, — сказала на вручении диплома уполномоченный представитель Комиссии рекордов Украины, руководитель научно-просветительского центра «ДАР» Наталья Горшкова. — 16-летний Никита Калинин осуществил реальный личностный прорыв в такой сложной дисциплине, как мотоспорт. При отсутствии в Украине тренировочной трассы он и его отец и тренер Павел Калинин разработали систему динамических тренировок, которые позволили Никите быстро адаптироваться в новых сложных условиях и показать потенциал роста. Это высоко ценится в MotoGP. В этом — феномен юного мотогонщика.

Отборочный тур на соревнование проходил в мае, неподалеку от Гранады в Испании. Среди всех участников команды, прибывших из более 30 государств, Никита Калинин был единственным представителем страны, у которой нет ни одной трассы для подготовки к чемпионатам такого уровня. Для сравнения: только в Испании таких трасс насчитывается около двух десятков.

— Участвовать в гонке чемпионата мира с дефицитом опыта тяжело, — признается Никита Калинин. — Слишком много нюансов — как на треке, так и за его пределами. Как правило, необходима поддержка опытного спортсмена. Поэтому таким важным стало для меня знакомство с австралийцем Джеком Миллером. Он — первый в истории мотогонщик, который пропустил категорию Moto2 и сразу попал в королевский класс. Очень быстро адаптировался к новому мотоциклу и на сегодняшний день считается одним из самых перспективных гонщиков.

Мы разговорились о том, как Джек начинал свой путь в мотоспорте, и он дал мне несколько наставлений по поводу физической подготовки и управления байком. Услышав, что у нас в стране существует проблема с гоночной практикой и отсутствуют треки высокого уровня, Джек посоветовал сделать акцент в тренировках на бег. Сам же мотокросс, которому многие гонщики уделяют большое внимание во время подготовительного процесса, для Миллера просто способ получить адреналин и хорошо провести время.

Главный совет, который я получил от Джека, — не торопиться ехать быстро и научиться плавной работе с газом. Он убежден: у каждого гонщика есть свое время, когда тот раскрывается и к нему приходит быстрая езда.

— Ты давно увлекся мотоспортом?

— Первый мотоцикл у меня появился в девять лет.

— Твой отец — известный мотогонщик Павел Калинин, один из самых титулованных в Украине…

— Да, я с детства ездил с ним на соревнования. Естественно, отец — мой тренер, пример и образец во многом, а мотоциклы, они у меня, можно сказать, в крови. В 11 лет я уже участвовал в соревнованиях по мотокроссу — езде по пересеченной местности. Правда, и нынче, за неимением специальных кольцевых трасс, приходится тренироваться на кроссовых мотоциклах, но с дорожными покрышками. Зимой же — уезжать куда-нибудь на европейские треки.

— К сожалению, в Украине сегодня нет условий для подготовки спортсменов-мотогонщиков к соревнованиям такого уровня, — вступает в беседу Павел Калинин, неоднократный чемпион страны по шоссейно-кольцевым гонкам, член бюро Национальной федерации мотоспорта. — Я начал заниматься мотоспортом с Никитой, когда ему было лет девять. Никто его к этому не принуждал. Важно, чтобы это был именно его выбор. Мы использовали различные виды спорта: велосипед, водные мотоциклы, ролики, батут, бег и другие. Убежден: спортсмен-мотогонщик должен быть развит многогранно. Вот и нынче отсутствие должного корта удается компенсировать занятиями другими видами спорта: лыжи, горный велосипед, бег на длинные дистанции. Естественно, мотокросс — как на твердом грунте, так и на песке. Физическая подготовка и режим питания — основа основ для спортсмена. Конечно же, теоретическая подготовка — просмотры мотогонок, игры-стимуляторы на Playstation, чтение новостей, изучение материалов о других гонщиках. Чем хороша Одесса? Летом тренируемся на водном мотоцикле.

— На море и права не требуются…

— Точно! Тем более что у меня и водительских прав-то пока еще нет, — улыбается Никита. — Хотя на мотоцикле такого класса, который мне предоставили для участия в прошедших соревнованиях, по одесским дорогам не очень-то поездишь. А порой так хочется рвануть куда-то! В особенности это ощущается, когда длительное время не ездишь быстро. Возможно, уже своего рода зависимость от скорости. Очень хочется иметь личный байк, типа KTM Moto3. Но это удовольствие не из дешевых, на него нужно заработать. Пока же увлекся экстремальным хобби — ездой на велосипедах без тормозов. Сам их собираю — сам езжу: по городу, на занятия, на тренировки. Вместо тормоза — ноги (смеется). Когда же гоняю на водном байке, получаю огромное удовольствие. Такое же, как от мотокросса или супермото.

— Травмы случаются?

— Без них в спорте никак. Бывали легкие сотрясения, конечности, к счастью, не ломал. Как-то мы с отцом обсуждали эту тему. Он сказал, что покалечиться можно где угодно, а вот при соблюдении техники безопасности мотогонки не более травматичный вид, чем, скажем, хоккей, футбол или фигурное катание.

Вообще же мне здорово повезло: отец — не только личный тренер, наставник, но и моя опора, поддержка. Мы проводим вместе много времени, я получаю от него опыт и знания.

— Учеба, тренировки, соревнования. Свободное время у тебя остается?

— Немного, но я не переживаю по этому поводу. Дело в том, что мотоспорт для меня — и увлечение, и развлечение. Он помогает вырабатывать характер, развиваться, достигать намеченных целей. Вот и в учебе успеваю во многом благодаря спорту: из тридцати человек в моей группе стипендию получают только пятеро, я — в их числе.

Как признался «ФАКТАМ» Калинин-старший, ему когда-то тоже мечталось о таких соревнованиях. Однако участие в них казалось нереальным — как полет на Марс. Сегодня туда на высоких скоростях ворвался его сын.

— Теперь, когда мы получили доступ в святая святых королевских гонок, когда нам открылись все технологические, технические и организационные нюансы проведения чемпионатов мирового уровня, родилась новая мечта — обязательно привнести эти возможности в Украину, — говорит Павел Калинин. — У нас есть все предпосылки для того, чтобы объединить интересы спортивной общественности, местных органов власти, украинских и зарубежных инвесторов и построить в Одесском регионе трассу уровня «Формулы-1». Это может стать одним из самых грамотных экономических решений для Одессы и Украины в целом.

Фото в заголовке из семейного альбома