В последнее время значительно увеличилось количество ДТП, обусловленных скользкими дорогами и плохой видимостью. В холодную пору года водителям стоит позабыть о лихой езде и активном маневрировании, перестроившись на более спокойную манеру вождения, а также повысить внимание и осторожность. Как уберечься от возможных неприятностей на дороге, мы попросили рассказать генерального директора Автоакадемии водительского мастерства Константина Скипора.
— Константин, сейчас начался активный листопад, укрывающий все вокруг. В чем же таится опасность такого покрытия на мокрой дороге?
— Езда по такому покрытию равноценна качению колеса по льду, поэтому в случае торможения, особенно экстренного, автомобиль запросто может поскользнуться и, как следствие, потерять устойчивость. Схожую опасность представляет и грязь, которую нередко выносит с полей на загородные автодороги сельхозтехника. В такой ситуации рекомендую избегать резких торможений на мокрых листьях, а если таким ковром укрыто не все дорожное полотно, а только некоторые его части, стоит повременить с торможением несколько секунд и нажимать на тормоз, когда автомобиль въедет на чистую поверхность.
Опасно и торможение на загородных участках дорог, проходящих через поля, а также на продуваемых ветрами мостах и эстакадах. Во время утренних заморозков такие дороги нередко покрываются тоненькой и незаметной для глаз корочкой льда. Как следствие — торможение на таком покрытии может спровоцировать неожиданное скольжение, потерю устойчивости и управляемости автомобиля. Поэтому советую в таких местах по возможности воздержаться от интенсивных замедлений, применять вместо этого торможение двигателем. В данном случае оценить состояние дорожного покрытия можно, слегка притормозив. Это позволит выявить наличие на дороге корочки льда.
Кстати, ездить в осеннюю пору будет легче, если на мокрой дороге количество торможений снизить до минимума. Перед перекрестками нужно замедляться заблаговременно, используя торможение двигателем. Лучше не набирать большую скорость, если впереди — очередное пересечение дорог, запрещающий сигнал светофора или затор.
— Осенью часто идут дожди. Какие еще опасности таит в себе мокрая дорога?
— В сильный дождь на дорожном покрытии создается прослойка воды, которая может спровоцировать аквапланирование автомобиля — когда шины не выдавливают воду из покрытия и теряют с ним сцепление. Как следствие, автомобиль теряет устойчивость, а его тормозной путь значительно увеличивается. На подобный эффект влияет несколько факторов: скорость автомобиля, износ протектора шин, тип «резины» и толщина водной прослойки. Поэтому в дождь нужно обязательно снижать скорость, выбирая наиболее безопасный темп движения, который позволит заблаговременно увидеть опасность на дороге, спокойно сманеврировать или же заранее начать торможение.
Не менее важным залогом безопасной езды является использование правильной «резины». Уже сейчас я рекомендую всем водителям «обуть» зимние шины. Напомню, что замену «резины» рекомендуется проводить при среднесуточной температуре ниже +7°С. Важно также учесть, что максимально допустимая высота протектора у зимних колес составляет четыре миллиметра. Ниже этого порога характеристики шины значительно ухудшаются. Индикатором износа во многих шинах служит перемычка в центральной канавке, которая как раз равна этой величине.
При езде по мокрой дороге попадающая на тормозные колодки и диски вода снижает эффективность торможения. Поэтому во время длительного движения по такой дороге рекомендуется периодически просушивать тормоза путем нескольких легких нажатий на педаль тормоза.
— А что можно порекомендовать водителям, если на дороге туман?
— При попадании в зону тумана необходимо снизить скорость до такой, которая позволит водителю нормально видеть вперед хотя бы на 5—10 метров. Для привлечения внимания других водителей можно включить «аварийку» — она сообщит следующим за вами о том, что впереди опасность.
В тумане обязательно следует включить противотуманные фары, а при их отсутствии — ближний свет фар. А вот задействовать дальний свет нельзя — направленный выше пучок света, отражаясь в мельчайших частицах тумана, создаст перед водителем непроглядную пелену световой стены.
— Что еще с наступлением холодов нужно поменять водителям в своей манере езды?
— С ухудшением погодных условий (в дождь, снег и туман) водители должны выполнять все маневры плавно, нерезко и, что очень важно, заблаговременно сообщать о них другим. В противном случае остальные водители могут не успеть отреагировать на произведенный вами маневр. Поэтому сигнал о перестроении желательно подавать чуть раньше, чем это следовало бы делать летом. Те же рекомендации будут актуальными и при выполнении торможения. Чтобы едущие сзади водители успели своевременно среагировать, я рекомендую до начала замедления несколько раз дотронуться до педали тормоза. И во время торможения смотреть не только вперед, но и поглядывать в зеркало заднего вида, контролируя, как оттормаживается едущий сзади автомобиль.
При езде в таких погодных условиях важно также увеличить дистанцию и с движущейся впереди машиной — это обеспечит необходимый запас места для безопасного торможения или объезда неожиданно возникшего препятствия.
— Если автомобиль на дороге занесло, как водителю выпутаться из подобной ситуации?
— В большинстве случаев занос автомобиля спровоцирован неверным выбором скорости при прохождении поворота на скользкой дороге. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, снижать скорость перед поворотом нужно заранее. Но водителям в любом случае нужно знать, как справиться с заносом.
Действия немного отличаются в зависимости от типа привода. На переднеприводных автомобилях нужно быстро повернуть руль в сторону заноса и немного добавить газ. Ручник дергать тоже запрещено, так как это усилит занос, машину просто развернет и вы можете зацепить других участников движения. На заднем приводе руль также нужно быстро повернуть в сторону заноса, но при этом «газ» необходимо отпустить — в зависимости от скорости либо совсем, либо немного, если скорость небольшая. Менять передачи и тормозить тоже нельзя. Реакция на занос полноприводного автомобиля зависит от типа полного привода и от того, на какую ось автомобиля передается большая часть крутящего момента. В любом случае руль стоит быстро повернуть в сторону заноса и затем мягко выравнивать автомобиль. При выходе из заноса руль необходимо повернуть в сторону прямолинейного направления движения.