Чтобы полиция работала полноценно, Верховная Рада внесла изменения в закон «О Национальной полиции»
В Киеве и на трассе Киев — Борисполь полицейским патрулям выдали мобильные терминалы. Теперь нерадивые водители смогут оплатить штраф прямо на месте.
Напомним, что 7 ноября вступил в силу Закон «О национальной полиции». Вместе с тем новая правоохранительная структура не могла работать эффективно, так как основная законодательная база до вторника оставалась прежней и регулировала деятельность не полиции, а милиции и органов внутренних дел, которые благодаря реформе МВД уже отправлены в небытие. Таким образом, возник своего рода правовой вакуум. По утверждению отечественного правозащитника Владимира Караваева, патрульная полиция не имела права составлять протоколы за нарушения ПДД и эвакуировать автомобили на штрафплощадки.
Ликвидировала этот правовой нонсенс Верховная Рада, приняв во вторник, 10 ноября, изменения в законы. «ФАКТЫ» внимательно изучили, что же предлагают эти документы.
Законодательно деятельность национальной полиции регулируют два документа — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о деятельности Национальной полиции» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины».
Если в целом охарактеризовать внесенные изменения, то можно сказать, что в большинстве случаев в действующие украинские законы внесли банальную техническую замену терминов «милиция» на «полиция», «органы внутренних дел Украины» на «Национальную полицию». Однако как раз благодаря этим изменениям у полиции появилось право в полной мере осуществлять свою деятельность.
Так, в числе прочего предусмотрена замена терминов «подразделения Министерства внутренних дел Украины, которые обеспечивают безопасность дорожного движения» на «территориальные органы МВД» или «Национальной полиции», «работники органов внутренних дел» на «полицейские». То есть все функции, которые ранее в структуре МВД выполняла ГАИ, делегировали МВД и Национальной полиции.
В частности, силовая структура может теперь рассматривать дела об административных нарушениях, в том числе и за нарушения Правил дорожного движения (ПДД), и получать штрафы прямо на месте нарушения.
Другая новая статья оговаривает действия полиции при автоматической фиксации нарушений ПДД. В частности, полицейские обязаны по зафиксированному номеру автомобиля-нарушителя устанавливать его владельца, а также по его желанию — информировать его о всех нарушениях, совершенных зарегистрированным за ним транспортным средством. Для получения такой информации хозяин транспорта может обратиться в патрульную полицию и сообщить контактный номер своего телефона (на него будут отправляться sms-ки о зафиксированных нарушениях) или же адрес электронной почты (для соответствующих сообщений).
Кроме того, патрульной полиции предоставлено право временно лишать водителей прав за совершение тех нарушений ПДД, за которые предусмотрена подобная мера взыскания.
Еще больше нововведений появляется благодаря изменениям, внесенным в закон «О дорожном движении». Одно из наиболее важных — на Национальную полицию возложили функцию по обеспечению безопасности дорожного движения, то есть ту основополагающую задачу, которую раньше выполняла ГАИ.
По требованию сотрудников полиции водители обязаны предъявлять для проверки документы на право управления транспортным средством (водительское удостоверение, техпаспорт и страховку). Однако, поскольку водители во время управления транспортными средствами руководствуются требованиями ПДД, соответствующие изменения необходимо внести еще и в Правила дорожного движения, в которых по всему тексту до сих пор упоминается уже ликвидированная Госавтоинспекция. Это правительственный документ, поэтому заняться им должен Кабинет Министров Украины.
В ходе ликвидации ГАИ одно из ее подразделений все же продолжит свою работу — это бывшая «Кобра», а точнее ее взвод, занимающийся сопровождением лиц, которые находятся под государственной охраной, и зарубежных делегаций.
Кроме того, в дорожном законе за силовым ведомством по-прежнему закреплено право принимать экзамены у кандидатов в водители для получения прав. Раньше это делала ГАИ, а теперь будет соответствующий территориальный орган МВД. В целом полиция будет выполнять и другие функции, ранее закрепленные за ГАИ. Например, ей хотят предоставить право заниматься регистрацией и перерегистрацией транспортных средств, следить за правомерностью их эксплуатации на дорогах, контролировать выполнение участниками движения ПДД.
На полицию также возложены функции ведения автоматизированного учета административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, контроля за внесением обязательных платежей владельцами транспортных средств и соблюдением водителями правил остановки и стоянки автомобилей. При выявлении нарушителей парковки полиция имеет право временно задерживать авто — эвакуировать на штрафплощадку.
«Теперь за такое нарушение ПДД, как стоянка и остановка в неположенном месте, патрульные полицейские могут вызвать эвакуаторы. Но там есть некоторое уточнение — если это серьезно препятствует дорожному движению», — разъяснил директор Департамента коммуникации МВД Артем Шевченко.
С полицией также должны согласовываться проекты по строительству и ремонту автомобильных дорог и железнодорожных переездов, маршруты движения пассажирского транспорта, а также порядок проведения массовых мероприятий, которые могут создавать препятствия дорожному движению.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»