Культура та мистецтво

Забраковав много актеров, пробовавшихся на роль Будулая, Клара Лучко согласилась играть только с Михаем Волонтиром

23:50 — 16 листопада 2015 eye 2907

В этом году исполняется 35 лет популярному советскому фильму «Цыган»

Чуть больше сорока дней назад, 15 сентября, на 82-м году жизни остановилось сердце народного артиста СССР Михая Волонтира — самого известного и любимого цыгана Советского Союза, как его называли после сыгранной главной роли Будулая в телесериале «Цыган». Четырехсерийный художественный фильм вышел в прокат 35 лет тому назад и стал, пожалуй, главным культурным событием 1980 года. Когда на Центральном телеканале начинался сериал, улицы сел и городов вымирали — люди, прильнув к экранам телевизоров, страдали, плакали и смеялись вместе с Клавдией и Будулаем. В 1980-х «Цыган» и его продолжение «Возвращение Будулая», вышедшее на телеэкраны спустя шесть лет, были самыми популярными телевизионными фильмами.

Михай Волонтир и Клара Лучко так натурально играли любовь в кино, что народная молва их сразу же «поженила». Наверное, потому, что в картине они смогли передать глубокие чувства друг к другу. «Это просто смешно, — развенчивала слухи Клара Степановна. - Мы действительно очень дружили. Но романа никакого не было. Просто вместе ходили на речку, загорали, гуляли. И все это время обсуждали наши сцены. Волонтир -- профессионал. Он очень трепетно относится к работе. Даже выучился у местного кузнеца основам нелегкого ремесла. И все для того, чтобы его Будулай был действительно настоящим».

Впоследствии актриса часто рассказывала о том, как в очередях ее окликали: «Эй, Будулаиха!» А когда выступала на творческих вечерах, ее неизменно спрашивали о здоровье мужа-цыгана.Устав что-либо объяснять людям, отшучивалась, когда ее спрашивали, почему она одна, без Будулая: «Да дома его оставила!»

А Волонтир при попытке выведать у него подробности «любовного романа» с Лучко, начинал нервничать: «Ничего такого не было!»

Где бы потом ни появлялся артист, к нему толпами приходили цыгане, благодарили за фильм, за достоверно сыгранную роль. Для миллионов женщин разных национальностей он стал мужским идеалом. До последних дней к нему в Бельцы приходили письма: «Если вы одиноки, приезжайте! Люблю вас долгие годы». «Увидев вас на экране, до сих пор ищу похожего мужчину».

На самом деле, сыграв в кино глубокие чувства, Лучко и Волонтир в жизни оставались друзьями до самой смерти Клары Степановны. Поначалу партнер даже немного сторонился актрисы, ревновал ее к славе. Помимо съемочной площадки и редких творческих вечеров, Клара и Михай практически не общались. Правда, гораздо позже, когда артисту потребовались средства на то, чтобы вернуть зрение (в 1980 году у Волонтира развился сахарный диабет в тяжелой форме, вследствие чего он со временем полностью ослеп), Клара Лучко организовала для него сбор денег. На них американские специалисты провели успешную операцию. До конца своих дней Михай Волонтир называл Клару Лучко своим ангелом-хранителем.

Кстати, ей он был обязан и своей всесоюзной славой. Ведь именно Лучко пришла в голову идея фильма «Цыган», и именно она пригласила в него Михая Волонтира.

Роман Анатолия Калинина «Цыган» о поздней любви между фронтовиком, обрусевшим цыганом Будулаем, и донской казачкой Клавдией Пухляковой попал в руки Клары Лучко во время ее свадебного путешествия. Говорят, прочитав книгу, актриса изумилась: «Здесь всe, как у меня. Клавдия — это же я!»

В то время актрисе было уже 45. До этого восемь лет после скоропостижной смерти мужа — артиста кино Сергея Лукьянова, с которым они поженились после съемок фильма «Кубанские казаки», сделавшим ее знаменитой и востребованной, она оставалась одна.

Новый поворот в судьбе Клары произошел после знакомства с Дмитрием Мамлеевым, работавшим ответственным секретарем газеты «Известия». Артистка даже себе не могла объяснить, чем ей удалось очаровать привлекательного молодого мужчину. «Красота — страшная сила!» — смеясь, говорили ее подруги. А она только скромно улыбалась в ответ.

После прочтения романа «Цыган» артистке очень захотелось сыграть Клавдию. Она тут же позвонила знакомому режиссеру Александру Бланку и рассказала ему о своей идее. Режиссер ее поддержал. После этого Клара Лучко разыскала автора литературного произведения, с которым договорилась о написании киносценария. Анатолий Калинин пообещал ей справиться с работой за два месяца. Но неугомонной артистке это казалось слишком долго. «Анатолий Вениаминович, давайте скорее! Я ведь не девочка уже. Старею…» — то и дело подгоняла она писателя.

Клавдия Лучко стала вживаться в роль: говорила словами из книги, делала себе прическу, как у Клавдии, и даже одеваться стала, как ее героиня. Режиссер Александр Бланк уже выбирал натуру для съемок. Но из-за бюрократических проволочек начало работы постоянно откладывалось. Не помогло даже написанное Александром Бланком и Анатолием Калининым письмо на имя члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова, занимавшегося идеологическими вопросами. Тогда в ситуацию вмешалась сама актриса. Она отправилась к председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину, который был любимцем Брежнева и прославился своими «оригинальными» запретами. В частности, при Лапине был закрыт КВН, именно он запретил показывать по телевизору бородатых мужчин и даже приказал не снимать крупным планом Аллу Пугачеву. Сценарий «Цыгана» Лапин не одобрял. «Цыгане и русские — идея хорошая, — сказал он. — Но при чем тут любовь? Нужно пропагандировать дружбу народов. А отношения Будулая и Клавдии — дело десятое. Переделать!» Кларе Лучко пришлось идти к чиновнику на поклон. И только благодаря своей настойчивости она таки добилась разрешения на съемки.

На главную роль Клару Лучко утвердили сразу, без проб. О том, что Клавдию Пухлякову может сыграть другая актриса, Калинин и слышать не хотел. Писатель был впечатлен ее игрой в спектакле «Суровое поле», поставленном по его роману на сцене Театра киноактера. Несмотря на то, что актрисе предстояло сыграть героиню младше ее самой почти на 20 лет. Саму Лучко разница в возрасте немного смущала: частенько, стоя у зеркала, всматривалась в свое лицо и тихонько вздыхала. К счастью, по словам дочери Оксаны, она «законсервировалась» лет в сорок и с тех пор практически не менялась. Сама Клара Степановна говорила: «Многие актрисы не могут перейти рубеж, когда они играли наивных девочек, а потом вдруг бабушку с внуками. Мне повезло, потому что перешла на роль женщины».

Поиски актера на сложную роль Будулая затянулись. Клара Лучко переживала больше всех. Кандидатов она смотрела вместе с мужем Дмитрием Мамлеевым. Среди претендентов был даже знаменитый Армен Джигарханян. Но актер из-за занятости не смог приехать на пробы, а остальные категорически не подходили.

«И вдруг я вспомнила, как в 1977 году снималась в картине Николая Гибу „Корень жизни“ вместе с Михаем Волонтиром, народным артистом Молдавии, — писала Клара Лучко в автобиографической книге „За все благодарю тебя, судьба“. — Я тут же позвонила режиссеру Александру Бланку. Он, оказалось, видел Михая в фильме „Зона особого внимания“, и тот ему запомнился».

В «Корне жизни» Волонтир играл председателя колхоза, по которому героиня Лучко долго и безответно страдала. «Что-то было в его облике романтическое и загадочное», — вспоминала Клара Степановна.

За Волонтиром, на кандидатуре которого все сошлись, в молдавские Бельцы отправили ассистента режиссера. В тот же день, когда актер приехал на Одесскую киностудию, где проходили пробы, по единодушному мнению коллектива, работавшего над фильмом, он был утвержден на роль Будулая. Его игра привела всех в восторг. При этом на пробах от него не услышали ни слова по-русски: он стеснялся своего произношения.

Перед пробами Клара Лучко нервничала. Актриса очень боялась, что будет плохо смотреться на фоне партнера, который был почти на десять лет моложе. Чтобы разрешить ее сомнения, хватило одного дубля: рядом с бородатым Будулаем ее Клавдия выглядела молодой и красивой.

Однако случилась еще одна загвоздка. Руководство Национального театра в Бельцах, репертуар которого был построен на ролях Волонтира, не разрешило артисту уезжать на съемки. Клара Лучко решила и эту проблему, доказав молдавским чиновникам, что новый фильм прославит не только артиста, но и Молдавию. Михая отпустили на целых полгода.

«Я так рад, что Клара Степановна меня любит. Я должен любить ее еще больше», — сказал он после этого.

Фильм снимали на хуторе Пухляковском Ростовской области — в родных местах писателя Калинина. Рассказывают, что для съемок свадьбы цыганки Насти и шофера Мишки Солдатова режиссеру потребовались настоящие цыгане. Помощники режиссера нашли их на городском рынке, «завербовав» около 20 человек. Однако на следующий день на съемочную площадку явился весь табор — герои второстепенных ролей прибыли с детьми, женами, родственниками. Всего около ста человек. Они все «компактно» разместились в нескольких номерах гостиницы. После съемок цыгане закатили в ресторане банкет для всех, а утром отбыли, прихватив с собой гостиничные полотенца и даже простыни. Бухгалтерии Одесской киностудии пришлось возмещать ущерб.

По сценарию, Будулай должен был умереть в конце последней, четвертой серии. Но Волонтир, впечатленный съемками, просмотрев отснятый материал, стал упрашивать режиссера «не убивать» его героя. Неожиданно актера поддержал и Анатолий Калинин. Тем не менее окончательное решение приняли зрители.

«Когда Центральное телевидение впервые показало четыре серии «Цыгана», никто не собирался снимать продолжение, — писала Клара Лучко в книге «За все благодарю тебя, судьба». — Но на нас обрушился шквал писем. Тысячи, десятки тысяч писем… Зрители требовали продолжения. И этот зрительский напор дал результат. Анатолий Калинин написал продолжение романа. Был написан сценарий нового четырехсерийного фильма «Возвращение Будулая».

«Возвращение Будулая» триумфально вышло на экраны в 1986 году. Именно после этого исполнители главных ролей Клара Лучко и Михай Волонтир были удостоены званий «Народный артист СССР».

…Обычно говорят: любовь, как в кино. У Лучко всe было наоборот: в кино она играла любовь, как в жизни. В ее Клавдии из фильма «Цыган» тысячи женщин узнавали себя. Несмотря на то что «Цыгана» экранизировали трижды, зрители больше всего полюбили фильм Александра Бланка. Для них существует только один Будулай — Михай Волонтир, и одна Клавдия — Клара Лучко.