Політика

«алешу пукача мы знали еще молодым, вишню вместе собирали. А то, в чем его обвиняют… Так это работа у него такая была»

0:00 — 31 липня 2009 eye 323

Для многих жителей села Сухолисы Белоцерковского района Киевской области новость о находке фрагмента черепа, предположительно, принадлежащего журналисту Георгию Гонгадзе, стала неожиданностью

«А мы и не знали, что у нас опять что-то ищут! — пожали плечами две немолодые женщины в сельсовете.  — Четыре года назад действительно копали целое лето за селом, но ничего не нашли. А теперь приехали как-то незаметно. Мы о находке только из новостей узнали». «А я видел пару дней назад два грузовика с солдатами, — возразил крепкий дядька в кепке.  — Сразу мелькнула мысль — не иначе как снова искать будут. И, выходит, не ошибся». «Ничего они здесь не искали и не могли найти! — категорично заявил высокий седой старик.  — Этот череп политиканы вчера вынули из морга, где он пролежал все девять лет со дня убийства!»

«Когда Пукач узнал, что на «таращанском теле» нашли ювелирные украшения, принадлежавшие журналисту, он якобы обозвал подельников «охламонами»

Дорогу до места, где четыре года назад шли активные раскопки, может показать любой житель села — туда километров пять по узкой лесной дороге. По словам признавшихся в преступлении офицеров Главного управления криминального поиска МВД Украины (ГУКП) Протасова, Костенко и Поповича (осужденных к 12-ти и 13 годам лишения свободы), убийство произошло на опушке между полем и краем леса. Согласно их показаниям, оперативники «приняли» журналиста возле дома на столичном бульваре Леси Украинки, откуда он выходил поздним вечером 16 сентября 2000 года. Подставив Георгию вместо обычного «грача» служебный автомобиль, они вывезли его из Киева и помчались по Одесской трассе.

Дальнейшее, по их словам, напоминало дурной сон. Их шеф, начальник «наружки», бил задержанного резиновой дубинкой по спине и говорил о каком-то американском шпионаже. Затем велел заехать в Сухолисы, где находится дом его бывшего тестя, и взял там лопату. В лесу с Георгия сняли куртку и туфли, положили беднягу возле ямы лицом вверх и заткнули рот его же носовым платком. Пукач, по словам одного из осужденных, со «звериным» выражением лица принялся собственноручно душить лежащего человека. Поскольку умертвить жертву долго не удавалось, водитель Александр Попович по указанию Пукача снял с Георгия брючный ремень. Журналист просил не убивать его, говорил, что ему обязательно нужно передать жене ключи от квартиры. Шеф разведки, затянув на ремне петлю, снова принялся душить его. Георгий, сопротивляясь, набирал воздух в грудную клетку, и Пукач, разозлившись, велел водителю ударить журналиста ногой в живот. Что тот и проделал несколько раз… Когда несчастный перестал подавать признаки жизни, Попович, по его показаниям, принес из машины канистру бензина, которую прихватил из гаража ГУКП по просьбе шефа — якобы для тестя. Преступники бросили труп в яму, облили бензином и подожгли. Когда пламя погасло, яму засыпали землей и замаскировали дерном.

Напомним читателям, что обезглавленное тело убитого журналиста через три недели нашли в Таращанском районе. Оно (с вытянутой вверх рукой) было прикопано в земле едва ли на полметра. По мнению соучастников преступления, перезахоронить труп мог только их начальник. Когда Пукач узнал, что на «таращанском теле» нашли ювелирные украшения, принадлежавшие журналисту, он якобы обозвал подельников «охламонами» — за то, что вовремя не заметили их и не сняли. Подчиненные несколько раз пытались вызвать шефа на разговор о совершенном преступлении, но Пукач всякий раз отнекивался: «Если бы мы не разобрались с журналистом, нас бы всех уволили». И добавлял: «Не бойтесь, пока эти люди при власти, нам ничего не будет».

Лесная опушка (здесь три года назад побывали «ФАКТЫ», когда солдаты под руководством следователей Генпрокуратуры просеивали землю сквозь сита) выглядит сейчас совершенно по-другому. Тогда в земле чернело штук пятьдесят свежих ям, вырытых квадратно-гнездовым способом. Отдыхали землекопы в построенном неподалеку шалаше с юмористическими табличками типа: «15 причин, по которым необходимо употреблять спиртное в рабочее время». (По словам старожилов, на этом месте когда-то были старые Сухолисы, и именно там стояла церковь Святого Преображения — деревянная, построенная без единого гвоздя. Потом ее вручную разобрали и перенесли в центр нынешнего села. ) Сейчас на этом месте — трава в рост человека. Глубокие ямы напоминают окопы. «Наш председатель велел это место бульдозерами заровнять, чтобы продолжить сюда кусок поля. Но мы воспротивились, не хотим выращивать урожай на месте убийства. Так все и бросили, пускай быльем порастет», — объяснили нам местные «экскурсоводы».

Свежую яму, из которой могли извлечь фрагмент черепа убитого журналиста, нам найти не удалось. В пресс-службе Генеральной прокуратуры утверждали, что нашли останки совсем недалеко от места убийства. Заместитель Генпрокурора Николай Голомша говорил о каком-то поле, где «плуг или борона, возможно, могли повредить останки». Но мы с коллегами из других изданий, буквально прочесав ближние и дальние от пресловутой опушки поля, не нашли места раскопок. Возможно, это крохотная ямка диаметром в полметра. Ведь, в отличие от своих подчиненных, генерал хорошо знал местность и мог достаточно точно указать место захоронения. Можно, как наш собеседник в сельсовете, предположить, что никаких раскопок и вовсе не было: о находке черепа объявили, даже не потрудившись выкопать ямы. Но вряд ли «политиканы» (как выразился посетитель сельсовета) решились бы проделать все настолько грубо…

Единственное, в чем убедились «ФАКТЫ», так это в том, что чем дальше идет время, тем лучше в селе относятся к Алексею Пукачу, бывшему зятю своего земляка Николая Салаты, который в течение двадцати лет возглавлял здешний колхоз.

- Я знаком с Алексеем с давних пор, когда он только женился на нашей землячке Инне. Отличный хлопец! — убежденно говорил нам сосед бывших родственников Пукача.  — Помню, как по просьбе его тещи, нашей сельской фельдшерицы, ездили вместе за вишней. Если он и сделал то, в чем его обвиняют, то он не виноват. Что он мог поделать, если у него работа была такая!

- Политики сами накрутили, я уверен, что Алексей никого не убивал. Им выгодно сейчас его сделать козлом отпущения, — вторил ему другой собеседник.

Бывшие тесть и теща Алексея Пукача, с которыми мы разговаривали три года назад, также всегда были неплохого мнения о зяте. Приветливый, почтительный. То саженцев привезет, то просто позвонит узнать, как дела, как здоровье. «Мы его всегда жалели, детство у него было тяжелое, голодное, — говорила теща Антонина Иосифовна.  — Родители рано разошлись, мать потом умерла. Он жил с бабушкой, с 14 лет подрабатывал помощником машиниста тепловоза. Он был по характеру такой… «мякушка». Жаль, что его совместная судьба с дочкой не сложилась. Но мы не верим, что он мог кого-то убить!» — Запечалившись, женщина добавила: «Скорее всего Алешу уничтожили как ненужного свидетеля. Мне и сон плохой снился. Будто дерево большое у нас во дворе росло, а потом его кто-то спилил под корень».

Сейчас мне снова захотелось встретиться с милыми стариками, которые тогда так тепло приняли корреспондентов «ФАКТОВ». Спросить пенсионеров, порадовались ли они тому, что их бывший зять жив-здоров. И главное — узнать, похож ли бодрый седой бородач на видеосъемке, предоставленной телеканалам оперативниками СБУ, на их доброго «мякушку» Алешеньку?

Но не удалось. В уютном домике, расположенном ближе к краю села, я никого не застала. Оказалось, Антонина Иосифовна слегла в больницу с тяжелой болезнью, а Николай Николаевич, возможно, просто решил никому не открывать дверь. «Уж очень его замучили вопросами, — пояснила соседка.  — То про лопату, которую Алеша взял якобы для убийства, то вообще про их отношения. Он так и сказал: «Я всю жизнь прожил честно и терпеть такой позор на старости лет не собираюсь!»

Кстати. Водитель генерала Алексея Пукача Олег Мариняк, ныне отбывающий срок в тюрьме за похищение журналиста Подольского (произошедшее при участии шефа криминальной разведки летом того же 2000 года), тоже очень хорошо отзывался о своем руководителе. «Перед уходом домой обзванивал всех начальников подразделений. Если никто не отзывался, значит, все ушли. Лишь тогда генерал собирался домой. Иногда командир заезжал к подчиненным на пост, привозил им продукты со своего холодильника: колбасу, консервы. Еще я заметил, что Пукач никогда не ходил в гости с пустыми руками — непременно привозил с собой подарки». Похищение человека, за которое получил три года лишения свободы, водитель прокомментировал так: «У меня и в мыслях не было, что здесь что-то не так. Я думал, что мы ловим бандитов!» Но в конце интервью Мариняк вдруг признался журналистам: «Мне кажется, что Пукач — словно двуликий Янус. Тяжело верить в это, но приходится».

Шофер Пукача прозрел давно. Думается, наконец-то пора прозреть и всем нам. В этой истории никому не хочется верить: ни генералу, охотно дающему показания в Генеральной прокуратуре, ни следователям ГПУ, возможно, сочиняющим песню по очередному заказу, ни Службе безопасности, вдруг(!) оперативно(!) задержавшей генерала, ни от кого и не пытавшегося скрываться. Извините, но так уж по логике вещей выходит.

«В середине декабря 2004 года, после «оранжевой революции», мама с Пукачем уехала отдыхать в Карпаты. С тех пор мы ее не видели»

Напомним, что генерал милицейской «наружки» Алексей Пукач исчез в декабре 2003 года. Его взяли под стражу 22 ноября 2003 года по подозрению в сокрытии или уничтожении документов, касающихся слежки за Гонгадзе 15-16 сентября 2000 года. Через две недели Апелляционный суд столицы изменил ему меру пресечения — на подписку о невыезде, и спустя 13 дней подозреваемый исчез. Однако в международный розыск его объявили лишь в 2005 году. Вместе с ним разыскивали и женщину, которая считалась его сожительницей, — некую бизнесвумен Татьяну Стельмах. Женщина на год старше Пукача, на момент объявления в розыск ей было 53 года. До последнего времени следствие полагало, что беглецы находятся вместе. Во всяком случае, в последней ориентировке на розыск, разосланной по районным отделениям милиции в Украине, фотографии Алексея Пукача и Татьяны Стельмах разместили в одной колонке.

Однако, пообщавшись с дочерью Татьяны Стельмах Оксаной, «ФАКТЫ» выяснили любопытные вещи. К примеру, в течение года между «официальным исчезновением» и объявлением в международный розыск генерал Пукач спокойно, не таясь, жил в Киеве! Но обо всем по порядку.

- В 2003 году моя мама познакомилась с замечательным мужчиной, — рассказала Оксана.  — Маме долго не улыбалось женское счастье, ей пришлось в одиночку поднимать двоих детей. Поэтому я сразу заметила перемены, произошедшие с ней: мама буквально расцвела! На мои расспросы она отвечала, не таясь: «Твоя мама влюблена!» В 2003 году ее мужчина переехал жить к нам и сразу произвел на нас с братом прекрасное впечатление: шикарный, добрый, порядочный. О том, что он может быть в каком-то розыске, мы и понятия не имели. Знали, что он генерал милиции, называли «Петровичем». Они с мамой жили, абсолютно не таясь. Вместе ходили на базар и по магазинам, часто принимали гостей или сами наведывались к друзьям — и к его, и к маминым. В кошелек к нему мы не заглядывали, но, по-моему, материальных проблем у него не было. Бабушка радовалась за дочку, считая, что наконец-то она нашла достойного человека. В середине декабря 2004 года, после «оранжевой революции», они уехали отдыхать в Карпаты. Мы перезванивались, у них все было в порядке. А потом внезапно их мобильные телефоны перестали отвечать. «Вне зоны» — и все тут. Тяжело заболела бабушка, вскоре умерла. Но мама так и не объявилась. А потом мы по телевизору услышали слова Ющенко о том, что задержаны убийцы журналиста Гонгадзе. Тогда же на всю страну показали портрет генерала Пукача как главного исполнителя убийства. Мы сразу узнали нашего «Петровича». После этого к нам много раз наведывались следователи Генеральной прокуратуры, убеждали нас хотя бы подать заявление о пропаже человека. Но мы боялись, что это повредит нашей маме. Полагали, что раз она скрылась вместе с ним, значит, считает, что так нужно.

Спустя год после исчезновения матери брат и сестра получили записку, написанную маминым почерком. В ней сообщался адрес в Краматорске, по которому следовало забрать машину, принадлежавшую Татьяне Стельмах. По данным Генпрокуратуры, человек, «похожий на Пукача», бросил авто во дворе одного из частных домов Краматорска. Машину детям вернули — но лишь… на хранение, как вещдок, без права пользования.

- Когда Пукача задержали, мы сразу подумали, что, может быть, скоро узнаем, где находится наша мама. Защитник генерала Сергей Осыка (в понедельник генерал Пукач по непонятной причине отказался от его услуг.  — Авт. ) по нашей просьбе спросил его об этом и получил ответ: «Мы расстались в 2006 году, она уехала в Россию по своим делам». Родственников в России у нас нет. Если бы мама действительно туда уехала, то, наверное, за три года могла бы подать нам какую-то весточку, сообщить, где находится… Но этого не произошло, — грустно добавила дочь.  — Сейчас мы не знаем, где она. И, главное, жива ли?

На мой немножко бестактный вопрос: не мог ли генерал избавиться от Татьяны как от нежелательной свидетельницы или, возможно, она что-то слышала о милицейских проделках от самого Пукача, Оксана ответила твердо:

- Если уж он такой бывалый оперативник, то не мог рассказать маме лишнего. Я не допускаю даже мысли о подобном исходе дела!

(Хотя как тут не вспомнить о служебном удостоверении Пукача, открыто хранившемся в его микроавтобусе… )

На днях Юрий Загородний, сын пропавшей Татьяны Стельмах, попытался подать заявление о пропаже человека в Шевченковский райотдел милиции Киева. Но это заявление… отказались даже принимать, объяснив, что розыскное дело по его матери находится в Генеральной прокуратуре. «И потом, где же вы были раньше, если женщина исчезла еще четыре года назад?» — подковырнул просителя чиновный милиционер╔

P. S. Вчера на пресс-конференции глава МВД Юрий Луценко продемонстрировал журналистам девять томов розыскного дела Алексея Пукача. Видимо, с целью доказать, что поиски генерала велись тщательным образом. Вычислили же беглеца по мобильному телефону, рассказал глава МВД. Проанализировав входящие и исходящие звонки на мобильные родственников Пукача, специалисты установили номер телефона, который находился в Житомирской области. Дальнейшую проверку подозрительного телефонного номера проводили уже специалисты СБУ, так как у милиции нет необходимой для этого техники.

Что же касается удостоверения, которое показали во время задержания, то это, по словам Юрия Луценко, пенсионное удостоверение Алексея Пукача, которое он получил после увольнения из органов внутренних дел. Ему была назначена пенсия около пяти тысяч гривен. Свое служебное удостоверение генерал сдал, и оно было уничтожено, что и зафиксировано в протоколе. «Правда, я не исключаю того, что у Пукача мог быть дубликат удостоверения работника милиции. Ведь он работал в спецуправлении, где такие дубликаты есть», — сказал министр. По его словам, Алексея Пукача могли задержать еще в 2006 году: у милиционеров появилась информация, что он находится в Луганской области. Но беглый генерал, видимо почуяв, что его вычислили, скрылся от правоохранителей. Как оказалось, из Луганской он переехал в Житомирскую область, где и был задержан спустя три года.

Кроме того, министр отметил, что будут наказаны все, кто у себя под носом не видел разыскиваемого. В частности, уже уволили участкового, готовится отставка начальника райотдела милиции и начальника отдела участковых. Не исключего, что будет наказано и милицейское начальство Житомирской области.