Події

«передай своему мужу, что он уснет навеки»

0:00 — 31 липня 2009 eye 1017

Вечером накануне покушения на директора одной из столичных детско-юношеских спортивных школ Виталия Сальникова к двери его квартиры кто-то поставил пакет со взрывным устройством и прикрыл его двумя застекленными оконными рамами. Как позже выяснилось — чтобы при взрыве стекло разлетелось на мелкие осколки

«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что 23 июля в Киеве в одном из жилых домов на массиве Отрадный было совершено покушение на директора детско-юношеской спортивной школы Виталия Сальникова. Мужчина собирался на работу, когда возле его квартиры прогремел взрыв. Очевидцы утверждают: звук от этого взрыва был настолько сильным, что сработала сигнализация у автомобилей, стоявших в километре от эпицентра. Только благодаря какому-то чуду Виталию Владимировичу удалось выжить. Некоторое время врачи не могли дать гарантию, удастся ли спасти мужчине ноги. Но вот понемногу Виталий Сальников начал приходить в себя и смог рассказать корреспонденту «ФАКТОВ» некоторые подробности произошедшего.

«Где-то подсознательно я чувствовал, что для того, чтобы остаться живым, надо выбежать из подъезда»

- Жена была в другом городе, — вспоминает Виталий Владимирович.  — Примерно в девять утра я собирался на работу. Зашел в душ. И тут мне показалось, что по моей квартире кто-то ходит. Входная дверь была закрыта. Но я все же выключил воду и прислушался. Вышел из ванной комнаты, огляделся — вроде никого. Решил, что мне показалось. Поэтому, когда подходил к входной двери, ничего не заподозрил.

Дверь была заперта на замок. Виталий Владимирович открыл ее своим ключом и попытался выйти на лестничную площадку.

- Дверь открывалась с большим трудом, — рассказывает Виталий Сальников.  — Мне пришлось толкнуть ее плечом, чтобы она подалась. Было такое впечатление, что с другой стороны ее что-то или кто-то держит. И тут я услышал хлопок. Он был негромким. Но сразу же за ним последовал взрыв. Яркая вспышка, повсюду разлетелись осколки стекла. Мои ноги обожгла адская боль. Я упал, но тут же снова поднялся. Где-то подсознательно я чувствовал, что для того, чтобы остаться живым, надо выбежать из подъезда.

Уж и не помню, как преодолел лестницу. Потом врачи сказали, что у меня взрывом была раздроблена пятка. И это еще не самое серьезное повреждение. Я выскочил на улицу быстро, благо, живу на первом этаже. И тут мне показалось, что прогремел еще один взрыв. Мне обожгло спину.

- Не было второго взрыва, — авторитетно заявляет соседка Виталия Сальникова Антонина.  — Я была дома, когда это произошло. Взрыв был один, но очень громкий. У нас во дворе стояло машин двадцать, так у них у всех одновременно заработала сигнализация. Сработала сигнализация и в доме напротив, в отделении банка. Я подумала, что в какой-то квартире на первом этаже взорвался газ, и побежала на улицу. Когда бежала, едва не поскользнулась: вся лестница была в крови. До сих пор следы крови остались, не удалось все вымыть! К тому же повсюду были осколки стекла. Я еще вечером заметила, что к двери квартиры Виталика кто-то поставил две застекленные рамы. Так вот, эти рамы взрывом отбросило на второй этаж! А на лестничной площадке, где они раньше стояли, образовалась большая сквозная дырка. Хорошо, хоть газовую трубу не разорвало, которая проходит прямо над дверью квартиры. Иначе весь дом мог взлететь на воздух.

Соседка Антонина вспоминает, что не сразу заметила в кустах Виталия Владимировича:

- Он лежит и стонет: «Помогите! Вызовите «скорую». Я смотрю, а у него вместо ног кровавое месиво! Думаю: Господи, за что его так? Бизнесменов взрывают, у тех денег много. А Виталик — просто директор спортивной школы. Это единственная спортивная школа, наверное, в Украине, где дети за обучение не платят.

- Такая семья хорошая, всегда приятно на них посмотреть, — вступает в разговор другая соседка Ольга, которая работает в детском садике.  — Я им всегда по-хорошему завидовала. Куда ни идут — всегда вместе, они и трое детей. Всегда приветливые, не пьют, не курят. И Виталик, и София спортом занимаются. Ума не приложу, кому надо было на Виталия Владимировича покушение устраивать?

Пока не приехала скорая помощь, вокруг пострадавшего директора спортивной школы собралось десятка два соседей. Каждый пытался оказать какую-нибудь помощь. Кто-то принес вату, кто-то пытался остановить кровь.

«Один из охранников банка подошел к подъезду и сказал, что тут пахнет газолином»

- Виталий сказал, что ему плохо и он теряет сознание, — вспоминает Ольга.  — Попросил, чтобы на него лили воду. Наверное, знает, что это может помочь.

- А что же «скорая»? Кто-то вызвал?

- Да мы же и звонили. Причем не раз, — говорит соседка Екатерина.  — Знаете, кто первым приехал? Служба охраны банка, в котором сработала сигнализация, — в доме напротив. Следом за ними успели приехать газовщики. Мы им тоже звонили, думали, что газ взорвался. Но те приехали, зашли в квартиру Виталика и только руками развели, мол, это не по нашей части. Потом пожарные и только после них — «скорая». Он же мог умереть от потери крови или от болевого шока! Говорят, Виталий потерял три литра крови!

Один из охранников банка подошел к подъезду и сказал, что тут пахнет газолином. Он когда-то работал взрывником и в таких вещах разбирается, говорит, что сработало самодельное взрывное устройство.

- А ничего подозрительного накануне взрыва не заметили?

- Многие видели, что с вечера у двери Виталия кто-то поставил мусорный пакет, — говорят соседи.  — Что в нем было, неизвестно — никто внутрь не заглядывал. А потом к этому кульку еще две рамы со стеклом поставили. Теперь-то мы знаем, что это для того, чтобы осколками человека еще больше изувечить. Говорят, эти рамы собирались нести на мусорник жильцы из соседнего дома. Как они тут оказались, никто не знает.

Вечером из какой-то квартиры сверху выносили старый холодильник и выбрасывали мусор. Кроме пакета и этих рам, тут некоторое время еще другой мусор стоял, пока его не унесли.

- Такой беспредел творится вокруг! — возмущаются соседи.  — Уже простых людей взрывать начали. А ведь в доме много маленьких детей. В любой момент мог кто-нибудь из малышей выбежать на площадку!

- Как вы думаете, — спрашиваю соседей, — за что Виталия хотели убить? Может, у него какой-то бизнес был?

- Да какой там бизнес, — отвечают мне.  — Впятером живут в хрущевке. Машины как не было, так и нет. Какая зарплата может быть у директора спортивной школы, которая находится на дотации у районного бюджета?

- Моя зарплата — полторы тысячи гривен чистыми, — признается Виталий Владимирович.  — Мне кажется, что причиной покушения на меня может быть моя профессиональная деятельность. Но ума не приложу, кому я мог перейти дорогу?

У ДЮСШ № 7 есть спортивная база на Трухановом острове, где каждое лето, начиная с 1962 года, отдыхает и тренируется около трехсот детей. Виталий Сальников стал директором этой школы девять лет назад и первым делом взялся за наведение порядка на тренировочной базе на Трухановом острове.

- Вы знаете, муж оттуда вывез тонны мусора, — рассказывает супруга директора София.  — Все это делалось фактически на одном энтузиазме. Но была идея: дети должны расти здоровыми. Если хоть часть детей удастся увести с улицы и привить им любовь к спорту — это будет здорово. Обучение юных спортсменов с первых дней велось бесплатно, за счет бюджета районной администрации. Сразу и не припомнишь, где еще в Украине такое есть.

- На вашей тренировочной базе дети занимаются, в основном, греблей на байдарках и каноэ?

- В том числе, — говорит Виталий Сальников.  — Нашими выпускниками являются, например, и знаменитые теннисистки сестры Бондаренко. Но основной упор делается действительно на греблю. Мы, кстати, имеем несколько чемпионов Украины. Школа занимает 7-е место из 112 спортивных школ по гребле в Украине по итогам последнего проведенного рейтинга 2006 года. За последние два года мы на базе принимали детей с Западной Украины, которых привезли сюда после взрыва железнодорожных цистерн с химическими веществами и наводнений.

«Кто-то распустил слухи, что на тренировочной базе в эллингах вместо байдарок и каноэ у нас чуть ли не мебельная фабрика»

- Вам угрожали?

- Реально это было всего раз, — вспоминает София Сальникова.  — В прошлом году осенью на наш домашний телефон позвонил неизвестный. Мы уже спали. Было одиннадцать вечера. Я подняла трубку, и незнакомый голос спросил: «Директор дома?» Когда я спросонья ответила утвердительно, тот же голос сказал: «Передай своему мужу, что он уснет навеки» — и положили трубку.

- Как отреагировал Виталий?

- Он боец, ничего не боится. Начал меня успокаивать. Говорил, что это чья-то глупая шутка.

- Вы заявляли в милицию?

- Да. Наше заявление приняли, но того, кто нам угрожал, не нашли. Но после этого случая зачастили проверки: милиция, прокуратура, пожарные.

- Что искали-то?

- Кто-то распустил слухи, что на тренировочной базе в эллингах (ангар для хранения лодок.  — Авт. ) вместо байдарок и каноэ у нас чуть ли не мебельная фабрика, — говорит Виталий.  — Но никакого бизнеса — ни законного, ни незаконного — у нас не нашли.

- У мужа были конфликты с некоторыми тренерами, хотя Виталий совсем не конфликтный человек, — рассказывает София.  — Он просто принципиальный. Мог уволить недобросовестного подчиненного.

- Понимаете, — добавляет Виталий Сальников, — мне больше никто не звонил с угрозами. Иногда были неприятные разговоры с уволенными тренерами, но я не думаю, что из-за этого кто-то будет взрывать человека.

- Я по-другому посмотрела на своих соседей, — говорит София Сальникова.  — Когда с мужем случилась беда, откликнулось много людей. Нужны были деньги на операцию, на плазму. Люди собрали достаточно большую сумму, которая помогла сохранить мужу ноги. А за плазмой ездили в Белую Церковь, так как в Киеве ее не оказалось. Я через газету хочу выразить благодарность жильцам не только нашего дома, но и соседних — на бульваре Лепсе, улице Донца и проспекте Отрадном, которые собирали деньги на лечение мужа. Соседи, а также воспитанники спортивной школы добровольно сдавали кровь. И еще огромное спасибо хочется сказать докторам, которые буквально совершили чудо.

Пресс-офицер столичной милиции Владимир Дмитренко заявил «ФАКТАМ», что возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на умышленное убийство». Ведется следствие. Версий может быть несколько.

- Могли ли Сальникова взорвать из-за земли на Трухановом острове?

- Не думаю, — ответил Владимир Дмитренко.  — Судите сами, Виталий Сальников — просто директор ДЮСШ. Ему не принадлежат эти два гектара на Трухановом острове. Зачем на него оказывать давление? Но если это все же из-за земли, то работали явно дилетанты.

По неофициальной версии, возле квартиры Виталия Сальникова могло сработать взрывное устройство, в основе которого могла быть граната Ф-1.

Дилетантский след прослеживается и в еще одной версии. Из-за того, что кто-то распустил слухи, будто Виталий Сальников занимается бизнесом, его якобы хотели заставить поделиться. Но в такой ситуации злоумышленники должны были хотя бы проверить, есть ли на самом деле у директора ДЮСШ дополнительный бизнес.