Новый механизм фиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД) — с помощью современных автоматических устройств, оснащенных функцией фото- или видеосъемки, — вступил в силу 7 ноября одновременно с началом действия Закона «О Национальной полиции». Напомним, что подобный механизм предполагает фиксацию нарушений дорожных правил без прямого участия работников патрульной полиции — устройства срабатывают автоматически при выявлении нарушения, а затем владельцам автомобилей-нарушителей приходят «письма счастья» с постановлениями о наложении штрафа. Поскольку в такой ситуации водители узнают о своих нарушениях не сразу и при игнорировании правил могут накопить достаточно крупную сумму штрафов, многие с ноября стали ездить более аккуратно, опасаясь попасться. Однако в среде автомобилистов ширятся слухи, что автофиксация пока не работает. Так ли это и какие еще сюрпризы предполагает новый вид контроля за дорожными нарушениями, «ФАКТЫ» решили расспросить известного отечественного правозащитника автора книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимира Караваева.
— Сразу же зададим самый главный вопрос, который волнует практически всех водителей: так работает в Украине автофиксация нарушений или нет?
— На сегодня автоматическая фиксация нарушения ПДД у нас в стране не работает. Поэтому волноваться водителям не стоит, хотя, конечно, это не повод нарушать Правила дорожного движения. Ведь в любом случае за их соблюдением следят патрульные полицейские и нарушителям грозит штраф.
— Руководство МВД неоднократно заявляло, что автофиксация вводится с 7 ноября 2015 года. Какова причина того, что она не работает?
— Самая банальная — для того чтобы этот механизм заработал, пока ничего не готово. Кроме принятия законодательных основ автофиксации, до сих пор отсутствует порядок (механизм) ее применения, который должен разработать и утвердить Кабмин.
— Что этот порядок должен предусмотреть?
— Целый ряд вопросов, и основной из них: чего мы хотим добиться с помощью автоматической фиксации — наполнения бюджета за счет штрафов или реального увеличения безопасности на наших дорогах? Кроме того, порядок должен четко определить заказчика по установке автоматических камер фото- или видеофиксации. Будет ли это решаться централизованно, на уровне полиции, или такое решение может приниматься местными органами самоуправления — от сельской рады до городского совета? Опыт некоторых стран показывает, что второй вариант более эффективен. Во-первых, местные органы самоуправления получают реальные механизмы влияния на безопасность дорожного движения на своей территории. Во-вторых, они могут получить реальные деньги от выплаченных штрафов для профилактики безопасности дорожного движения на своей территории. Ну и в-третьих, установка камер будет происходить куда быстрее, если в этот процесс будут включены местные бюджеты.
— И что, каждое село или город будет самостоятельно определять, какие камеры закупать и у какого производителя?
— В идеале — да. На рынке не должно быть монополии. Задача государства — разработать единые технические требования к системам автоматической фиксации правонарушений. И тогда любой производитель, оборудование которого им удовлетворяет, сможет предложить свою продукцию. Далее свободная конкуренция сделает свое дело — выиграет тот, у кого система автоматической фиксации лучше и дешевле.
— То есть в ближайшее время водителям можно не бояться, что за ними будут следить всевидящие камеры видеоконтроля?
— По моим прогнозам, до середины следующего года автофиксацию ввести не успеют. Даже если юридический отдел МВД навалится на работу и подготовит все необходимые нормативные документы, то затем нужно будет закупить оборудование, расставить его на аварийно-опасные участки и интегрировать в работу Центра обработки информации. Скорее всего, новый принцип фиксации нарушений заработает во втором полугодии следующего года.
— Несколько лет назад в Украине уже пытались ввести автофиксацию нарушений ПДД, однако ее отменили по решению Конституционного суда, — дескать, тот механизм функционирования системы нарушал права граждан. Нынешний закон об автофиксации учел вынесенное замечание и уже соответствует нормам Конституции?
— По мнению Конституционного суда, нарушение прав касалось того, что при автофиксации нарушений ПДД ответственность несет владелец транспортного средства, который не во всех случаях априори является нарушителем. Ведь в момент, когда было отснято нарушение, за рулем мог находиться другой человек, который на законных основаниях управлял этим транспортом. То есть при таком подходе нарушался принцип презумпции невиновности и индивидуальной юридической ответственности.
К сожалению, при подготовке обновленного закона об автофиксации эти замечания учтены не были. Так что действующая законодательная база опять находится в противоречии с нормами Конституции.
— И чем это грозит?
— Для участников дорожного движения только тем, что беспредел на дорогах будет продолжаться и далее. Для водителей — ничем, у них есть законный механизм защиты в случае получения уведомления о штрафе. Самые большие риски для финансовых доноров, которые могут профинансировать внедрение автоматической фиксации. (Ведь у государства средств на это нет.) Но доноры прекрасно понимают правовую ситуацию и при действующем ныне законодательстве спешить вкладывать деньги не будут.
— Есть ли положительные требования в принятом законе об автофиксации?
— К счастью, есть. Одно из главных нововведений — стимулирование оплаты штрафов при автофиксации, при котором можно оплатить только половину суммы. Для этого в законе задекларировано, что человек, нарушивший ПДД, которому пришло уведомление, имеет право в течение пяти банковских дней оплатить 50 процентов штрафа. Таким образом убиваются сразу несколько зайцев: обеспечиваются соответствующая неотвратимость наказания и регулярные поступления в бюджет.
Еще одно положительное новшество — возможность для владельцев транспорта узнавать об автоматически зафиксированных нарушениях с участием их машин при помощи получения на мобильный телефон соответствующих sms-сообщений или такой же информации — на электронную почту.
К необычным новшествам могу отнести механизм начисления штрафных баллов. Дело в том, что во всем мире подобный принцип применяется для учета систематичности нарушений ПДД, когда водителя, набравшего определенное количество баллов, лишают права управления и направляют для проверки знаний дорожной грамоты. И это логично: если много нарушаешь, значит, плохо знаешь дорожную азбуку. Например, в Германии при этом водителя заставляют пройти еще и так называемый «идиотен тест», при котором медики проверяют психологическую возможность человека адекватно вести себя на дороге. Однако в Украине система штрафных баллов введена для льготного нарушения ПДД — при автофиксации водитель получает возможность несколько раз не оплачивать взыскание, вместо этого с начисленных для него 150 баллов отнимается 50 баллов. Всего подобным образом можно сэкономить три раза, после чего уже придется платить штраф. Руководство МВД объясняет подобный подход необходимостью адаптации водителей к новой для них системе автофиксации нарушений. Хотя при этом непонятно, для чего в законе прописана норма, что всем украинским водителям ежегодно начисляется по 150 штрафных баллов, а не только в первый год после введения автофиксации…
— Все ли виды нарушений будут контролироваться с помощью системы автофиксации?
— Нет, не все, а только те, которые можно зафиксировать с помощью фото- или видеокамер. Это, например, превышение скорости, проезд на красный свет, выезд на встречную
Какие нарушения ПДД контролируются с помощью фото- и видеофиксации
Ст. 122 ч. 1. Превышение водителями ТС скорости более чем на 20 км/ч, нарушение требований знаков и разметки, правил перевозки грузов, буксировки ТС, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, проезд по тротуарам. 50 баллов
Ст. 122 ч. 2. Нарушение водителями ТС правил проезда перекрестков, проезд на запретительный сигнал светофора или жест регулировщика, непредоставление преимущества в движении маршрутным ТС, нарушение правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, расположения транспортных средств на проезжей части, нарушения правил пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления, их переоборудование, использование водителем средств связи (без громкой связи), нарушение правил учебной езды. 50 баллов