Состоялся первый прямой авиарейс из Украины в Иорданию
Поездить по Иордании мы смогли благодаря «Международным авиалиниям Украины», открывшим новый маршрут. Три часа — и из холодного дождливого Киева попадаешь в такой же дождливый, но теплый Амман, Белый город, как его здесь называют. Иордания сейчас по сути представляет собой маленький мирный островок, окруженный воюющими странами — Израилем, Саудовской Аравией, Сирией, Ираком. И со всеми соседями король Абдалла II живет в мире, со всеми старается ладить. Более того, Иордания не ссорится ни с США, ни с Россией. Наверное, у него и нет другого выхода, если хочет сохранить семимиллионную страну. Но неспокойное соседство не может не отразиться на Иордании — сначала несколько лет назад тут нашли кров палестинцы, чеченцы и ингуши, больше двух миллионов беженцев из Ирака, сейчас в лагерях беженцев на севере страны расселили полтора миллиона сирийцев. Это более чем нелегко, но страна пока справляется, оставаясь туристически привлекательной.
Мы въехали в Иорданию под проливным дождем. Вода смывала накопленные более чем за полгода пыль и грязь. Забурлили все пересохшие русла рек, а столица страны Амман застыла в автомобильных пробках. Местные жители ликовали: «Дождь — это радость! Счастье, что в этом году сезон дождей начался так рано, в октябре, — значит, будет урожай». В иные годы первые осадки в стране выпадают под Новый год, тогда влаги катастрофически не хватает, рассказывает наш гид Валид. «Хоть климат определенно меняется, — говорит он. — Раньше снег был редким чудом, но в последние годы он выпадает регулярно и не тает по несколько дней. В такие дни иорданцы даже не выходят на работу — горные дороги становятся непроезжими, и их перекрывают. Мы очень зависим от погоды, ведь 70 процентов территории страны составляет пустыня. По сути, все овощи и фрукты выращиваем в долине реки Иордан. Но и она постепенно пересыхает. Сегодня это уже не та полноводная, кишащая рыбой река, какой она была тогда, когда Иоанн крестил в ней Иисуса».
Вода в Иордании — настоящее богатство, и сезон дождей здесь используют по полной. На крышах большинства домов установлены черные емкости для сбора и одновременно подогрева воды — центральное водоснабжение есть далеко не везде. Тут и там можно увидеть водохранилища. Но надо отдать должное трудолюбию иорданского народа, благодаря которому все большая территория страны покрывается лесами, оливковыми рощицами, садами. Подсмотрев у своих ближайших соседей-израильтян, здесь тоже вовсю начали применять капельное орошение. Шланги, по которым вода из водохранилищ и цистерн подается к системам такого орошения, можно увидеть даже в горных массивах, на первый взгляд, необитаемых. Только с помощью бинокля либо зума фотоаппарата можно рассмотреть бедуинскую палатку с неизменным стадом овец рядом.
Если жители Иордании больше всего ценят воду, то король Абдалла II основным богатством государства называет его граждан. И вкладывает в это утверждение определенный смысл. Иордания — бедная страна, приходилось слышать не раз. «Видите, у нас не встретиш дорогие автомобили — все больше простые корейские и японские. Потому что при растаможке приходится платить стопроцентную пошлину». «Пособие по рождению детей? Такого у нас нет, откуда у государства такие деньги, ведь семьи у нас многодетные». «У нас очень дорогой бензин — на уровне доллара за литр, хоть мы и находимся в окружении нефтяных держав — Ирака и Саудовской Аравии. От них цистернами мы завозим сырую нефть, и у себя ее перерабатываем».
Все так. Но на чем государство для своих граждан не экономит, так это на образовании. Абсолютно доступное государственное и недешевое частное — для отпрысков из богатых семей. Более того, родителей, препятствующих учебе своих детей (причем как мальчиков, так и девочек, что не слишком характерно для других мусульман), наказывают вплоть до тюремных сроков. Огромное количество иорданцев получает образование за рубежом: элита (в том числе и король) — в Лондоне и США, просто обеспеченные люди — в так называемых постсоветских государствах, включая Украину.
Кроме людских ресурсов, Иордания богата фосфатами — на месте ее пустынь когда-то было море, и теперь останки его обитателей иорданцы добывают, грузят в вагоны и по единственному в стране железнодорожному пути везут в порт Аккабы — для дальнейшего экспорта. Есть еще оливковое масло, продукция легкой промышленности. И, конечно, туризм…
…Один из популярных советов туристам звучит так: хочешь поесть вкусно и не очень дорого — выбирай рестораны, которые посещают местные жители. В одно из таких уютных местечек мы пришли поужинать. В большом зале стоял легкий ресторанный гул, который со временем усилился, хоть ни на одном из столиков не было алкоголя, исключительно вода. Впрочем, законом употребление спиртного не запрещено, и на улицах городов можно встретить подвыпивших людей. Но в большинстве своем мусульмане, составляющие большинство жителей страны, от него воздерживаются. Удивило то, что вечером в ресторане много женщин. Они курят кальян, болтают друг с дружкой, сидят (кроме семейных пар) отдельно от мужчин, все в хиджабах, но с открытыми оживленными лицами. Много столиков занято семьями. Вот мама, папа, младенец, девочка лет 14-ти, видимо, младшая сестра кого-то из родителей.
Пока малыш ползает по отцу, и он, и его молодая жена, и девочка, не отрываясь, смотрят в свои смартфоны. За соседним столом — та же картина, только в другом наборе: компания из четырех молодых мужчин. Похоже, иорданцы не только не отстают от современного этапа развития человечества, зависимого от гаджетов, но в чем-то даже опережают. По крайней мере, Интернет там работает на скорости 4G, а Wi-Fi есть в самых отдаленных от столицы и главных трасс местах.
Основные туристические места страны связаны между собой и с центром хорошими дорогами, причем дорожное строительство продолжается. С началом войны в Сирии отошли в прошлое ежегодные переезды по центральной трассе Иордании, связывающей другие мусульманские страны с Меккой, куда в хадж направляются миллионы верующих, — теперь в целях безопасности всем им приходится летать. Но суровые иорданские горы и пустыни, напрочь лишенные великолепия и растительной роскоши средиземноморских стран, навевают другие мысли и чувства, и не зря зовутся Святой землей, по которой проходят маршруты паломничества христиан. Здесь находится, например, гора Моисея, с которой пророк, в течение 40 лет водивший евреев по пустыне, перед смертью последним взором окинул Святую землю — Иерихон, Вифлеем, купель на реке Иордан, Иерусалим, Содом и Гоморру. Все эти места теперь находятся на территории разных государств, но их в ясную погоду хорошо видно с горы Моисея.
А вот и жирная илистая пойма Иордана, отданная для возделывания местным цыганам. Здесь ромы живут относительно оседло и выращивают овощи и фрукты. В глубине этих садов и тамарисковых рощиц находится одно из самых посещаемых в Иордании мест — баптистерий, на месте которого, по свидетельству различных источников, Иоанн Предтеча окрестил Иисуса. Тогда, в 30-х годах нашй эры, здесь протекала река Иордан, ныне изменившая русло. На месте же крещения Спасителя теперь стоит церковь, вместо алтаря которой находится этот баптистерий. Пройдя еще метров сто, оказываешься на берегу Иордана нынешнего, противоположный берег которого принадлежит Израилю, где на купель, обустроенную чуть выше по течению, тоже указывают как на место крещения Христа. И у всех свои доводы, свои доказательства. В любом случае, река Иордан по-прежнему несет свои мутные воды, разделяя эти страны, которые, слава Богу, уже много лет живут в относительном добрососедстве.
Затерянный в пустыне «розовый город», «красный цветок», «город мертвых». Как только не называют Петру — расположенный между несколькими долинами на юго-западе Иордании каменный город, ставший символом Иордании и одним из семи новых чудес света. Издавна здесь селились кочевники, а с IV века до нашей эры, когда Петру заселили набатеи, через трехкилометровое ущелье Сик пошли караваны, ставшие частью шелкового пути. Позже город с его дворцами, гробницами, системой гидравлических сооружений, защищавших Петру от сезонных наводнений и обеспечивавших ее жителей водой, завоевали римляне, а еще позже здесь поселились бедуины. Заново затерянную в красных скалах из песчаника и песках Петру открыли в ХVIII веке, но только в 1984 году власти Иордании сумели договориться с бедуинами, чтобы они согласились на отселение из пещерных домов.
Петра стала самым главным туристическим объектом Иордании. Сюда едут туристы со всего мира, даже сейчас, когда в соседних странах бушуют войны. Не проиграли и бедуины. По соглашению с властями они не платят налоги, хоть зарабатывают много больше, чем раньше, когда пасли своих овец. Весь прилегающий к Петре городок Вади Муса застроен отелями и ресторанами, в самом городе бедуины торгуют сувенирами («Возьми браслет за два динара!», «Не хочешь — отдам по одному динару!», «Только тебе — три браслета за динар. Нет? Ну тогда дай конфету или сигарету»). От официального входа в Петру до площадей с храмами, дворцами по великолепному стометровой высоты ущелью вас может отвезти ослик. Или лошадь. Жители страны, далекие от этого эльдорадо, завидуют местным бедуинам. «Их ослик за год зарабатывает на любой джип. Это самые богатые люди в Иордании», — говорят они. Так ли это, нам в сущности неважно. Ведь красавцы-бедуины с ярко накрашенными глазами (это красиво и полезно, объяснили они, когда я спросила, к чему такой макияж a-ля Джек-воробей) так лихо врываются на своих конях и осликах в ущелье, так весело приглашают прокатить с ветерком, что какая уж там разница, сколько у них джипов стоит во дворе. Тем более что договориться с ними о снижении тарифов гораздо легче, чем с нашим правительством.
На юге страны, между Иорданией, Израилем и Палестиной, распростерлось Мертвое море — самое соленое бессточное озеро в мире, расположенное на отметке 430 метров ниже уровня моря, его побережье — самая низкая точка в мире. Все эти природные обстоятельства обеспечивают его уникальные лечебные свойства. Они настолько удивительны, что в странах Евросоюза, например, в Германии, где деньги на ветер не бросают, лечение здесь настолько ценится, что страховые компании включают продолжительное пребывание на побережье в свои годовые медицинские программы. Поэтому на Мертвом море всегда много европейцев. На побережье расположены роскошные отели известных мировых сетей, а также Deal Sea SPA hotel, в котором можно получить уникальную возможность излечиться от болезней кожи, суставов, органов дыхания. Избавляют даже от таких трудноизлечимых болезней, как псориаз и витилиго, говорит директор отеля г-н Надер Алер.
Такой эффект обеспечивается целым комплексом факторов: сам воздух в окрестностях моря содержит на восемь процентов больше кислорода, чем на уровне мирового океана, благодаря испарению морской воды здесь формируются уникальные минеральные комплексы. Более того, воздух, вода и грязи Мертвого моря при всей своей целебности не содержат аллергенов.
Но вот беда — ежегодно уровень воды в Мертвом море падает не менее чем на метр. По прогнозам, к 2050 году оно полностью высохнет. Конечно, и Иордания, и Израиль разрабатывают проекты по его спасению. Один из них, иорданский, предполагает строительство канала Красное море — Мертвое море. Власти Иордании уже обратились за кредитом в Европейский банк и вроде бы получили добро. Но многие ученые предостерегают от поспешности. Мало ли как отразится на уникальном составе воды Мертвого моря приток менее соленой воды из моря Красного. Пока исследования продолжаются, и надежда спасти море остается.
Автор благодарит «Международные авиалинии Украины"
за предоставленную возможность побывать в Иордании